8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 16 Август 2017 12:05

Методические рекомендации «Профилактика несчастных случаев и детского травматизма при организации образовательной деятельности на уроках»

Методические рекомендации

«Профилактика несчастных случаев и детского травматизма при организации образовательной деятельности на уроках»

Автор-составитель: Субботина Т. В., методист ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся при реализации образовательных программ. Такие требования установлены Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».  

Нарушение требований к организационной, методической, санитарно-гигиенической составляющим образовательной деятельности может сказываться на ухудшении здоровья учащихся и способствовать травмированию обучающихся. Статистика свидетельствует, что школьный травматизм составляет 12–15% от общего травматизма детей.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев во время образовательной деятельности является одной из важнейших задач не только администрации образовательной организации, но и всех учителей.

Важнейшей задачей в профилактике детского травма­тизма необходимо считать создание таких условий в образовательной организации, в которых максимально исключалась бы возможность получения травм обучающимися. В основе мероприятий по предупреждению школьно­го травматизма должна быть отлаженная разъ­яснительная работа среди всех обучающихся образовательной организации. Надо знакомить учащихся с тем, какую опасность для здоровья могут представля­ть травмы, с мерами по их предупрежде­нию, а также привлекать внимание самих учащихся к профилакти­ческой работе. Основ­ная мера предупреждения травм в школе – это приви­тие учащимся прочных навыков безопасного поведения и соблюдение дис­циплины.

Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь всем педагогическим работникам в проведении планомерной и последовательной работы по профилактике несчастных случаев и травматизма учащихся на уроках.

Причины получения травм на уроках

Из общего количества травм, полученных учащимися во время образовательной деятельности, количество несчастных случаев на уроках сравнительно невелико, но они всё равно случаются.

Травмы могут причинить различные колющие и ре­жущие предметы – остро наточенные карандаши, руч­ки, циркули, кнопки, угольники, ножницы. Это происходит при неосторожном обращении с такими предметами и при нарушении дисциплины.

Если вы на уроках используете ножницы, то надо знать главное требование, предъявляемое к ножницам, – чтобы они хорошо резали. Ученик не должен испытывать затруднений при резке картона или бумаги. Необходимо помнить, что ножницы должны иметь закругленные концы, чтобы дети случайно не травмировали друг друга.

Линейка тоже может стать причиной несчастного случая с учащимся. Линейка может быть деревянной и пластмассовой. Лучше использовать деревянные линейки, потому что они меньше скользят по бумаге, и ими труднее «щелкнуть» соседа по лбу.

Учителя начальных классов советуют родителям приобретать мягкие пеналы, которыми нельзя нанести травму соседу по парте. Пеналы без индивидуальных секций для ручек и карандашей имеют меньший вес, и в них быстрее убирать школьные принадлежности.

Чтобы избежать нецелевого использования школьных принадлежностей и получения от них травм, можно познакомить учащихся с историей школьных принадлежностей и правилами их использования, при этом воспитывая аккуратность и бережное отношение к школьным принадлежностям в рамках профилактики детского травматизма как на уроках, так и на классных часах. (Приложение № 1)

Рассмотрим случаи, которые могут приводить к травмированию учащихся во время учебной деятельности.

«Дурные шутки» (например, поставить карандаш или ручку на сиденье, на которое сядет дру­гой ученик, отставить стул от парты в момент, когда ученик должен сесть) могут быть причиной серьезных травм. Даже самые обычные толкания друг друга порой заканчиваются различными травмами, ушибами, синяками, растяжением связок, вывихами в суставах, носовыми кровотечениями и прочими серьезными неприятностями.

Самая распространенная травма при падении со стула – ушиб мягких тканей различных частей тела. При падении могут происходить и черепно-мозговые травмы с последствиями разной степени тяжести. Если травма тяжелая, то могут нарушаться важные мозговые функции. Последствиями черепно-мозговой травмы бывают снижение работоспособности, ухудшение памяти и внимания, головные боли, неврастенический синдром, выражающийся в повышенной агрессии и депрессивном состоянии.

Сотрясение головного мозга учащиеся часто получают из-за того, что цепляются за дверной косяк, угол стола или мебели. Основная причина получения такой травмы – невнимательность. Симптомами сотрясения головного мозга могут служить краткая потеря сознания, побледнение кожи, рвота, на коже выступает холодный пот. Возникают сонливость, вялость, аппетит отсутствует. Начинается головная боль, иногда возникает шум в ушах.

Падение на ягодицы, в зависимости от силы удара, может привести к ушибу, вывиху, разрыву крестцово-копчиковых связок, перелому. Каждая из травм вызывает острую боль, но характеризуется различной степенью и характером повреждения нижнего участка позвоночника. Это может иметь серьезные последствия.

Причиной, приводящей к возникновению травмоопасной ситуации, могут стать и действия взрослых. Наиболее распространенная ошибка – обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением. Чтобы не происходили несчастные случаи и дети не травмировались, учащиеся должны находиться под постоянным контролем со стороны учителя: они не должны оставаться в учебном помещении одни, без присмотра взрослых. Если же несчастный случай произошел и учащийся получил травму, обязательно необходимо выполнить следующий алгоритм действий: оказать первую помощь, сообщить администрации о случившимся и действовать в соответствии с локальным документом образовательной организации – «Положением о порядке действий сотрудников образовательной организации при несчастном случае с учащимся».

Причины травм на уроках химии и их профилактика

Требования правил безопасности на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Факторы риска следующие: термические и химические ожоги, отравления ядовитыми парами, порезы и поражение электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по правилам безопасности для кабинетов химии не только учителем, но и всеми учащимися без исключения.

Если неправильно держать пробирки над горелкой, брызги кипящей жидкости могут вызвать ожоги глаз. Выполнение химических опытов, сопровождающихся выделением ядовитых для человеческого организма ве­ществ, должно проводиться в специальном вытяжном шкафу. Кислоты и щёлочи следует держать в толстостенной герметически закрывающейся посуде и хранить в специ­альном помещении в закрывающемся на замок шкафу.

Посуда, в которой находятся различные активные хими­ческие вещества, должна быть устойчивой и достаточ­но герметичной, что исключает отравления учащихся вследствие проникновения ядовитых примесей в воздух учебных помещений. Каждый ученик, пользующийся во время лабораторных работ химическими реактивами, должен хорошо знать их свойства, иметь представление о том, как пре­дупредить возникновение возможных несчастных слу­чаев. Для этого необходимо проводить с учащимися регулярные инструктажи по правилам безопасности в кабинете химии.

Правила безопасности на уроках химии регламентируют основные модели поведения, которые позволят снизить риск несчастного случая в школе до минимума. Они также определяют алгоритм действия в случае наступления какой-либо внештатной ситуации. Придерживаясь инструкции по правилам безопасности, учащиеся и учителя обеспечивают выполнение требований к безопасной образовательной среде (Приказ Министерства просвещения СССР от 10 июля 1987 г. № 127 «О введении в действие правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР»).

Причины травм на уроках физики и их профилактика

Уроки физики могут сопровождаться работой по проведению различных опытов и демонстраций, при этом неаккуратность или невнимательность учащихся, а также незнание или игнорирование ими правил безопасности способны приводить к несчастным случаям. Во избежание этого все учащиеся, допускающиеся к лабораторным работам и проведению опытов, должны пройти инструктаж по правилам безопасности в кабинете физики и неукоснительно его соблюдать.

Выполнение правил безопасности на уроках физики позволяет минимизировать количество травм при работе с приборами и стеклянными сосудами. Учитель физики обеспечивает организацию безопасного учебного процесса на уроках по средствам безопасного состояния приборов, инструментов, рабочих мест и оборудования, проведения инструктажей с учащимися по правилам безопасности и личной гигиене (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10)).

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Это можно осуществлять путем интеграции здоровьесберегающих вопросов в основную тему урока физики.

Примерные вопросы здоровьесбережения в курсе физики общеобразовательной школы

Тема урока

Вопросы безопасности и профилактики травматизма

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Проводники и непроводники электричества

Предупреждение травматизма от электрического тока

Электрические нагревательные приборы

Меры противопожарной безопасности при использовании бытовых электрических нагревательных приборов. Правила техники безопасности при ремонте электропроводки и электроприборов

Давление

Безопасная работа с режущими и колющими инструментами

Механическое движение. Скорость

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя

Измерительные приборы

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой

Инерция

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта

Теплопроводность

Меры безопасности и предупреждение ожогов при пользовании бытовыми   приборами. Первая помощь при ожогах

Профилактика травматизма на уроках информатики

Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией рабочего места учащихся.

На уроках информатики учащиеся выполняют практические задания на компьютере, при этом им необходимо неукоснительно соблюдать правила по безопасности, что поможет обеспечить профилактику травматизма. Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание, механические повреждения и другие травмы.

Учитель информатики несет ответственность за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей по правилам безопасности.

На вводном инструктаже учитель знакомит учащихся с правилами распорядка в кабинете, правилами безопасности и гигиены труда, с опасными факторами, которые могут возникнуть в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности. Вводный инструктаж может проводиться в виде лекции, беседы.

Инструктаж перед работой на ЭВМ дополняет вводный инструктаж. Он имеет цель ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении.

Периодический инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать чёткие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.

Опасности при работе с компьютером:

1. Воздействие на зрение. Профилактика: чаще моргать, периодически отвлекаться (смотреть в окно, вдаль...), делать гимнастику для глаз. Периодически протирать монитор и защитный экран.

2. Излучение микроволновое (радиация). Профилактика: правильно организовать рабочие места (не рекомендуется располагать мониторы встречно или близко друг к другу). Выполнять рекомендации по организации рабочего времени.

3. Излучение электромагнитное. Профилактика: правильная организация рабочего места и времени, монитор желательно располагать тыльной стороной к стене не сидеть близко к монитору, силовой проводке.

4. Высокое напряжение от 110 до 50 000 В (в неисправных блоках может сохраняться длительное время). Профилактика: надежное заземление, провода и разъёмы должны быть недоступными для случайного касания; располагайте компьютер на безопасном расстоянии от другого оборудования и отопительных батарей (исключить возможность одновременного касания компьютер – оборудование, компьютер – батарея, т. к. при неисправном заземлении возможен удар током), не касаться токоведущих частей под напряжением, не использовать компьютер в сырых помещениях.

5. Воздействие на осанку. Неправильная организация рабочего места может привести к быстрому утомлению, искривлению позвоночника. Профилактика: правильная организация рабочего места и времени, гимнастика.

6. Компьютерные вирусы, влияющие на здоровье: плавающие линии, плавающая четкость, инфразвуки, ультразвуки, «двадцать пятый кадр», стресс от потери информации. Профилактика: использовать только сертифицированные программы, антивирусный контроль.

7. Артрит. При работе с мышкой и клавиатурой более всего задействованы – указательный и средний пальцы, мышцы запястья и предплечья, что может вызвать болезнь суставов. Профилактика: правильная организация рабочего места и времени, гимнастика, распределение нагрузки на все пальцы (десятипальцевый «слепой» метод печати).

8. Компьютерные игры. Из потребности разрядиться, расслабиться, они иногда постепенно перерастают в психологическую (с явными признаками наркотической – трясутся руки, бегают глаза...) зависимость. Профилактика: организовать рабочее время, мотивированно ограничивать количество игр, развивать чувство самоконтроля.

Основные направления в профилктике травм во время образовательной деятельности

Реализация мер по профилактике школьного травматизма во время образовательной деятельности может быть осуществлена в рамках трёх основных направлений:

1) принятие локальных нормативных актов образовательной организацией по вопросам предупреждения несчастных случаев и травматизма учащихся и контроль за их исполнением;

2) просветительская деятельность в вопросах профилактики детского травматизма с участниками образовательных отношений;

3) широкое использование различных педагогических технологий (подразумевает под собой самые различные мероприятия, в числе которых – личностно ориентированный подход к учащимся, педагогика сотрудничества, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, игровые воспитательные технологии, создание социально значимого проекта по профилактике школьных травм, здоровьесберегающие технологии и другие).

Литература

1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».

3. Приказ Минпроса СССР от 8 декабря 1986 г. № 241 «Об утверждении и введении в действие Положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства просвещения СССР».

4. Приказ Министерства просвещения СССР от 10 июля 1987 г. № 127 «О введении в действие правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР».

5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10)

6. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О наркотических средствах и психотропных веществах». 

9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приложение № 1

Как приучиться к порядку и аккуратности при использовании школьных принадлежностей и школьной мебели (правила для учащихся)

НЕЛЬЗЯ:

  1. Использовать линейку в качестве оружия. Многие ребята про­сто обожают стрелять с помощью линейки кусочками бумаги, а кусочки бумаги при попадании в глаз могут привести к травме. Линейка при неоднократном сгибании может сломаться и травмировать руку. Помните, что линейка – это не шпага, её можно сломать или случайно ей кого-нибудь задеть, что приведет к несчастному случаю.
  2. Разбрасывать карандаши. На разбросанных карандашах можно поскользнуться и получить травму.
  3. Грызть карандаши. Это вредная привычка, которая влияет на зубы.
  4. Разбирать ручки, в которых есть пружин­ка. Пружинка может отлететь и травмировать глаз.
  5. Колоть циркулем соседа по парте. Это может привести к различным видам травм.
  6. Раскачиваться на стульях. Стул предназначен для сидения! Сломанный стул – один из факторов травмирования во время урока.