8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 15 Декабрь 2017 15:27

Методические рекомендации «Профилактика несчастных случаев и детского травматизма при организации работы группы продлённого дня»

Автор-составитель Субботина Т. В. – методист ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Группа продлённого дня в школе должна быть организована там, где в этой услуге нуждаются родители. Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру за ребёнком и может быть организована школой на договорных отношениях с родителями при наличии кадровых и материально-технических условий в образовательной организации. Группа продлённого дня – это возможность для родителей обеспечить безопасность своего ребёнка во второй половине дня, обеспечить ему полноценное питание и прогулку, подготовку домашних заданий, а также дополнительное образование.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» введено новое понятие «уход и присмотр за детьми», что означает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»).

В Приложении 6 к Санитарно-эпидемиологическим правилам 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189 даются подробные рекомендации по организации и режиму группы продлённого дня.

Обязательными во второй половине дня для детей, посещающих группу продлённого дня, являются организация питания, прогулка, самоподготовка, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несет образовательная организация, в то время пока ребёнок находится под присмотром учителя, воспитателя ГПД. Если ребёнок получил травму во время самоподготовки, в столовой за обедом, на прогулке, то за эти травмы ответственность несёт образовательная организация.

Цель данных методических рекомендаций – помочь воспитателям группы продлённого дня при организации работы ГПД избежать несчастных случаев с обучающимися, и показать как можно проводить планомерную работу по профилактике детского травматизма.

Цель, задачи и содержание деятельности группы продлённого дня

Цель: группы продлённого дня организуются для социальной защиты обучающихся и обеспечивают условия для проведения внеурочной деятельности с ними.

Задачи группы продлённого дня:

- обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время;

- организовать гармоничное развитие личности учащегося с учётом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребёнка;

- создать условия для достижения оптимального уровня воспитанности учащихся.

Группы продлённого дня в образовательной организации являются формой организации внеурочного времени учащихся начальной школы. Продлённый день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды, через которую можно проводить работу по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми.

Для организации различных видов внеурочной деятельности в образовательной организации может использоваться всё образовательное пространство: библиотека, читальный, актовый и спортивные залы, компьютерный класс. Образовательное пространство должно быть безопасно для учащихся.

Воспитатель группы продленного дня организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу в закреплённой группе, а также общественно-полезную и культурно-досуговую работу с детьми.

Воспитатель:

- планирует воспитательную работу в группе;

- формирует у воспитанников навыки культурного поведения;

- контролирует проведение оздоровительных мероприятий;

- обеспечивает соблюдения безопасных условий пребывания в группе;

- добивается соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка образовательной организации.

Важным условием эффективной деятельности воспитателя группы продлённого дня в вопросах профилактики детского травматизма является планирование этой работы.

У воспитателя группы продлённого дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.

На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД. Как часть тематического плана он должен быть сформирован с учётом требований санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе.

В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. В нём следует дать краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и приёмы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент.

Режимные моменты работы группы продлённого дня с позиции профилактики несчастных случаев и профилактики детского травматизма

1. Приём детей.

Классные руководители после окончания уроков сопровождают учащихся в группу продлённого дня, воспитатель принимает детей.

2. Обед.

Проведение беседы с учащимися о правилах безопасного поведения в столовой.

3. Прогулка.

Особое внимание в требованиях СанПиН 2.4.2.2821-10 уделяется организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД. Такие мероприятия включают в себя прогулку не менее 2 часов, подвижные игры.

Перед прогулкой воспитателю необходимо:

- определить её вид;

- установить цель;

- разработать маршрут;

- выбрать место проведения;

- определить предстоящие затраты времени;

- разработать задания;

- наметить виды деятельности учащихся;

- составить конспект прогулки;

- проследить за тем, чтобы дети оделись в соответствии с погодой;

- провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, дать конкретные поручения;

- рассказать о маршруте и заданиях;

- назначить ответственных.

Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма (при обнаружении посторонних предметов поставить в известность администрацию школы).

Исходя из целей и задач прогулки, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, чётким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.

Можно предложить проведение тематических прогулок. Например, прогулку-задание (пример темы):

- «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ»;

прогулку-практикум (примеры тем прогулок-практикумов):

- «Красный, жёлтый, зелёный»;

- «Правила поведения в природе»;

- «Ты играешь во дворе»;

- «Правила поведения в транспорте»;

- «Культура поведения на улице».

В конце прогулки воспитатель должен проследить за порядком возвращения детей в школу.

4. Занятия в помещении.

Воспитатель должен следить за безопасным участием детей в проводимых мероприятиях и направлять их активность.

Клубные часы в рамках ГПД создают благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствуют формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.

Клубный час – особая форма работы в группе продлённого дня, когда дети находятся в менее регламентированных условиях, чем на уроках. Они относительно свободно, по собственному интересу и желанию выбирают дело, работу на занятии: одни могут рисовать, другие – лепить, третьи – делать аппликацию и т. п. При этом занятиями руководит воспитатель группы продлённого дня, определяя их содержание, составляя программу. Для этих занятий создаются условия, не похожие на урок, обстановка, располагающая к задушевной беседе, к весёлым играм, к дружной совместной работе.

Клубные часы предполагают проведение весёлых мероприятий в виде конкурсов, соревнований, импровизированных концертов, на которых дети выступают с художественными пересказами, чтением стихотворений, песнями, танцами, а также интеллектуальных игр.

Примеры тем клубных часов профилактической направленности:

- «Путешествие в страну здоровья»;

- «Мода и здоровье»;

- «Поговорим о доброте»;

- «Спешите делать добро»;

- «Этичные и неэтичные поступки»;

- «Для всех без исключения есть правила движения»;

- «Городской транспорт и правила поведения в нём»;

- «Уроки осторожности»;

- «Опасные игры»;

- «Откуда может прийти беда»;

- «Нам на улице не страшно»;

- «Я – пешеход»;

- «Я – пассажир»;

- «Безопасное поведение в столовой».

5. Внеурочная деятельность.

Занятия в кружках, студиях. Кружковая работа в группах продлённого дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (п. 10.29 СанПиН 2.4.2.2821-10). При этом руководители кружков перед началом занятий должны забирать учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожать их в кабинет ГПД.

6. Завершение работы ГПД.

Воспитатель организует приведение рабочего места учащихся в порядок, проводит беседу по ПДД.

Общие требования безопасности в группе продленного дня:

- классные руководители сопровождают учащихся в группу продлённого дня после окончания уроков;

- руководители кружков перед началом занятий забирают учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из школы;

- воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей;

- в случае травмирования учеников педагог должен оказать первую помощь пострадавшему и немедленно сообщить дежурному администратору о происшествии;

- воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группе продленного дня.

Учащиеся группы продлённого дня должны:

- при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

- выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;

- не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории школы, не покидать специально отведённое для прогулки место;

- быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;

- учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества;

- при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю, который информирует об этом администрацию школы.

С целью профилактики детского травматизма и для обеспечения безопасной жизнедеятельности учащихся предлагается выполнять следующие требования:

- инструктаж по правилам безопасности на занятиях, прогулках и экскурсиях;

- постоянный контроль над поведением учащихся во второй половине дня;

- визуальный контроль за потенциально травмоопасными местами в образовательной организации и предотвращение травмоопасных ситуаций;

- интеграция вопросов профилактики детского травматизма в клубные часы и индивидуальную работу с учащимися;

- регулярное проведение бесед с учащимися о правильном поведении;

- проведение среди учащихся игр и викторин с включением тематики по соблюдению правил безопасности в школе, на улицах и дома.

Работа с родителями

Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продлённого дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребёнка. Воспитание – это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка.

Работа воспитателя достаточно сложная, специфичная. Он отвечает за жизнь и здоровье детей, организацию и координацию образовательной деятельности в закреплённой за ним группе и всю воспитательную деятельность. Свою работу он должен осуществлять в соответствии с правовыми и нормативными актами, которые устанавливают и защищают права и интересы детей, семьи, определяют цели и содержание воспитательной работы.

Литература

1. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Мастерская учителя. Группа продлённого дня. – М.: Вако, 2007.

2. Гордеева В.В. Система воспитательной работы в группах продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня / Н. А. Касаткина. – Волгоград, 2007.

4. Курбеко И. В. Прогулки и экскурсии в режиме группы продлённого дня. – Учитель, 2015.

5. Мищенкова Л. В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. – Учитель, 2013.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Санитарно-эпидемиологические требования 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189.

Приложение № 1

Примерная «Инструкция по мерам безопасности в группе продлённого дня»

 

Общие требования безопасности  

К работе в группе продленного дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие инструктаж по охране труда.

К занятиям в группе продленного дня допускаются учащиеся, зачисленные в ГПД приказом по образовательной организации и прошедшие инструктаж по мерам безопасности в ГПД.

1. На территории образовательной организации и в учебных кабинетах воспитатели, учителя, руководители кружков должны соблюдать следующие правила:   

1.1. Выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка.   

1.2. Классные руководители сопровождают учащихся в группу продлённого дня после окончания уроков.   

1.3. Руководители кружков перед началом занятий забирают учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из образовательной организации.   

1.4. Воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей.   

1.5. В случае травмирования учеников педагог должен оказать первую помощь пострадавшему и немедленно сообщить дежурному администратору и родителям учащегося о происшествии.   

1.6. Воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группе продлённого дня.

1.7. Учащиеся группы продленного дня должны:   

- при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;   

- выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;   

- передвигаться по образовательной организации в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя;   

- не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории образовательной организации, не покидать специально отведенное для прогулки место;   

- быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;   

- не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения;   

- не входить в столовую в верхней одежде;   

- перед началом работы группы продленного дня переодеваться в сменную одежду.   

1.8. При проведении занятий, прогулок, посещении столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.   

1.9. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю, который оказывает первую помощь и информирует об этом администрацию образовательной организации и родителей (законных представителей) учащегося.

1.10. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.   

1.11. С учащимися, допустившими невыполнение или нарушение инструкции по мерам безопасности в ГПД, проводится внеплановый инструктаж.

2. Требования безопасности перед началом работы группы продлённого дня   

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников.   

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета.   

2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете.   

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

2.5. Учащиеся должны:   

- ознакомиться с планом работы на текущий день;   

- перед посещением столовой вымыть руки и просушить их;   

- перед прогулкой надеть удобную обувь и одежду, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде.   

2.6. Классный руководитель должен предупредить воспитателя о причине отсутствия учащихся класса в группе продлённого дня.

2.7. Воспитатель должен проверить явку и убедиться в готовности учащихся к работе в режиме группы продленного дня.   

3. Требования безопасности во время работы группы продлённого дня

3.1. Во время самоподготовки учащихся посадить за рабочие столы, соответствующие их росту.   

3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

3.3. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными.   

3.4. Воспитатель ГПД должен:   

- рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями;   

- обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеорологических условиях;   

- во время принятия детьми пищи следить за правильным использованием детьми столовых приборов, поведением;   

- обеспечить соблюдение режима (распорядка) дня в ГПД.

3.5. Учащиеся группы продленного дня должны:   

- содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями;   

- в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья окружающих;   

- при возникновении конфликтных ситуаций обращаться к педагогу;   

- бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче;   

- аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;   

- соблюдать правила пожарной безопасности;   

- во время прогулки:   

- находиться в поле зрения воспитателя и не покидать отведенное для прогулки место без разрешения воспитателя;   

- не пробовать на вкус какие-либо растения и плоды;   

- не трогать руками опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы;   

- не пить воду из непроверенных источников.   

3.6. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.   

4. Требования безопасности во время аварийных ситуаций   

4.1. При плохом самочувствии учащийся должен сообщить об этом воспитателю (учителю).   

4.2. При возникновении пожара немедленно, не создавая паники, воспитатель должен эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения.   

4.3. При получении учащимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации образовательной организации,     родителям (законным представителям) и при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.4. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания воспитателей.   

5. Требования безопасности при окончании работы группы продлённого дня   

5.1. Воспитатель группы продлённого дня должен:   

- выключить все демонстрационные и электроосветительные приборы;   

- закрыть окна и фрамуги;   

- проводить детей до выхода из образовательной организации.   

5.2. Учащиеся группы продлённого дня должны:   

- отправиться домой в сопровождении взрослых или самостоятельно при наличии заявления от родителей;   

- в случае если за детьми не пришли взрослые, учащиеся должны дожидаться их в здании образовательной организации под присмотром воспитателя.