Версия для печати
Понедельник, 19 Декабрь 2016 17:07

Методические рекомендации «Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилактики детского травматизма»

Автор-составитель – методист ГМЦ ДОгМ Субботина Т.В.

Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилактики детского травматизма

Пояснительная записка

Локальный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения.

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её Уставом.

Цель данных методических рекомендаций – помочь администрации образовательных организаций и педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма, создать локальные акты, которые помогут обеспечить создание безопасных условий в образовательной организации и проведение профилактической работы по предотвращению несчастных случаев среди обучающихся.

Понятие локального акта

Основным предназначением локального акта является детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учётом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

Локальный акт должен воплощать в себе следующие признаки:

1. Локальный акт регулирует отношения только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом» (п. 1 ст. 30 № 273-ФЗ). Локальные акты не могут регулировать отношения, складывающиеся вне образовательной организации.

2. Локальный акт разрабатывается с учётом законов и подзаконных актов Российской Федерации, региона, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления.

3. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой акт, письменный документ, который должен иметь все необходимые реквизиты: наименование, дату издания, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, виды согласования, печать образовательной организации (при необходимости).

4. Для разработки и принятия локального акта необходимо привлекать всех субъектов образовательных отношений, что позволяет сформировать высокую культуру их выполнения.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3 ст. 30 № 273-ФЗ). Разграничение полномочий между участниками образования определяется Уставом.

Виды локальных актов

Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям:

1) по степени значимости:

– обязательные – состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст. 189 и 135 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»);

– необязательные – такие документы прямо не предусмотрены законодательством, организация принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение об организации детского отдыха);

2) по сфере действия:

– общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах);

3) по кругу лиц:

– распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– распространяющиеся на определённую категорию участников правоотношений(Правила поведения обучающихся в образовательной организации).

Индивидуальные локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и рассчитаны на однократные применения. Например, приказы о наложении взыскания, о поощрении и т. д.;

4) по сроку действия:

– неоднократное и длительное (до замены, применения, признания не действительным) применение (например, Устав образовательной организации, должностные инструкции работников, положения об органах управления, структурных подразделениях и т. д.);

– с определённым сроком действия (например, график дежурства).

Локальные акты образовательной организации издаются (принимаются) в разных формах (постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать самые разные стороны жизни образовательной организации (Приложение № 1).

Принципы издания локальных нормативных актов:

1. Законность. Локальные нормативные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, актам органов местного самоуправления.

2. Обоснованность. Образовательная организация должна разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (принятие которых обязательно в соответствии с законодательством).

3. Демократизм. Группа разработчиков акта должна включать различных представителей участников образовательных отношений, заинтересованных в его принятии, формироваться с учётом профессионализма и опыта кандидатов.

4. Системность. Данный принцип требует, чтобы локальный нормативный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательной организации, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий.

Структура и содержание локальных нормативных актов

Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части:

– общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта;

– основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определённые законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.;

– заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта.

Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отражённых в этих актах.

При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003».

Разработка локальных нормативных актов

Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому организация определяет его самостоятельно.

Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии:

1. Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета.

2. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике руководитель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.

3. Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского комитета, общественного совета, ученического совета.

4. Подготовка проекта локального акта.

5. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами.

Например, в организации возникла проблема, связанная с объёмом полномочий дежурного администратора и дежурного учителя. В этом случае целесообразно разработать и принять должностные инструкции дежурного администратора и дежурного учителя.

Ознакомление субъектов правоотношений с локальными нормативными актами

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты Уставов, правил внутреннего распорядка организаций.

Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведён до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами при поступлении в образовательную организацию, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте. Такой локальный акт должен быть размещён на доступном для прочтения стенде в доступном формате, в сети «Интернет».

Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами:

1. Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица.

2. Подписью лица на отдельном документе – журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами.

3. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.

Изменение локальных нормативных актов

Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты:

– в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения;

– по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.

Отмена локальных нормативных актов

Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются:

– истечение срока действия (такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определён период его действия);

– вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.

Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность:

1) информации:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и её филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организации;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

2) копий:

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утверждённого в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчётов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации, и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие локальных актов не является сверхсложной процедурой, но является возможностью предупредить или преодолеть трудности, возникающие в результате   взаимоотношений участников образовательного процесса, предотвратить несчастные случаи с обучающимися, педагогическими работниками и сотрудниками образовательной организации.

Локальные акты стабилизируют отношения, исключают споры, нарушения, помогают управлять, строить отношения цивилизованным образом, помогают принимать участие в законотворчестве.

Литература:

1. Болотова, Е. Л. Педагогическая деятельность в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» / Е. Л. Болотова // Народное образование. – 2013. – № 6. – С. 44–52.

2. Вавилова, А. А. Изменение правового регулирования в сфере образования / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2013. – № 2. – С. 5–17.

3. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / А. В. Коптелов, М. И. Солодкова и др. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 132 с.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся».

5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

6. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

 

Приложение № 1

Формы локальных актов

Постановление – локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) локальный акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательной организацией. Например, приказы об утверждении правил внутреннего распорядка школы, правил внутреннего распорядка обучающихся. Как правило, приказами утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Решение – локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Например, решение педагогического совета, решение общего собрания.

Положение – локальный нормативный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения образовательной организации или основные правила (порядок, процедуру, регламент) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция – локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности, безопасные приемы работы. Наиболее распространенные виды инструкций – должностные инструкции работников образовательной организации, инструкции по охране труда и технике безопасности.

Правила – локальный нормативный акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации и всех участников образовательной деятельности. Примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка обучающихся.

Приложение № 2

Примерный перечень локальных нормативных актов образовательных организаций, связанных с вопросами профилактики несчастных случаев и травматизма в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1. Правила внутреннего трудового распорядка обучающихся (в том числе требования к одежде) – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся.

2. Правила внутреннего трудового распорядка – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка правил внутреннего трудового распорядка.

3. Положение об организации научно-методической работы – подпункт 20 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров.

4. Положение об организации консультационной, просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны здоровья и иной не противоречащей целям создания образовательной организации деятельности – пункт 5 статьи 28: образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.

5. Режим занятий обучающихся – пункт 2 статьи 30: образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся.

6. Положение о применении к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания (на основе порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти) – пункты 4–12 статьи 43: за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Требования к одежде обучающихся (п. 18 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» и Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).

8. Положение о сайте образовательной организации. Обязанность образовательной организации ведения официального сайта в сети «Интернет» закреплена п. 21 ст. 28 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Перечень информации, обязательной для размещения на сайте, содержится в п. 2 ст. 29 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

9. Режим занятий обучающихся (п. 2 ст. 30 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») – утверждается руководителем образовательной организации. Устанавливает режим проведения занятий (время и длительность урока, смены). Может предусматривать ответственность за опоздание (как за нарушение режима занятий) или за прогул.

10. Положение о порядке применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания (ст. 43 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Определяет обязанности обучающихся, за неисполнение которых к могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Положение определяет порядок применения взыскания, документальное оформление взыскания, возраст, с которого может быть применена конкретная мера взыскания, перечень этих мер, порядок обжалования решений о применении дисциплинарного взыскания.

11. Должностные инструкции работников образовательной организации.

Должностные инструкции представляют собой подсистему локальных правовых актов образовательной организации. Они позволяют осуществлять контроль деятельности сотрудников школы в соответствии со штатными должностями.

Должностные инструкции разрабатываются администрацией образовательной организации, подписываются работником и утверждаются руководителем учебного заведения.

Для организационного обеспечения формирования информационного ресурса (сайта) образовательной организации и своевременного обновления информации в образовательной организации должны быть приняты локальные акты, обеспечивающие работу указанных подразделений организации и их специалистов.

Приложение № 3

Примерный перечень локальных актов, создание которых будет способствовать профилактике несчастных случаев и детского травматизма в образовательной организации

1. Положение о режиме занятий обучающихся.

2. Положение о требованиях к одежде и внешнему виду обучающихся.

3. Положение о дежурном администраторе.

4. Положение о дежурном учителе.

5. Положение о дежурном классном руководителе.

6. Положение о дежурном классе.

7. Положение о правилах безопасности в кабинетах повышенной опасности.

8. Положение о соблюдении мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристических походов, нахождении на спортивных площадках.

9. Положение о мониторинге работы образовательной организации по профилактике детского травматизма.

10. Положение о расследовании и учёте несчастных случаев с обучающимися.

11. Правила поведения обучающихся.

12. Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

13. Правила организованной перевозки группы детей автобусами.

14. Правила безопасности занятий физической культурой и спортом в общеобразовательной организации.

15. Требования к организации и проведению автобусных экскурсий для обучающихся.

16. Требования, предъявляемые к обучающимся и учителям при проведении уроков и учебных занятий.

17. Порядок учёта посещаемости уроков обучающимися.

18. Приказ «О назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы в образовательной организации».

19. Планы по всем направлениям профилактической работы:

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма;

– план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма на уроках физической культуры.