8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 12 Март 2018 15:09

Методические рекомендации «Роль Управляющих советов образовательных организаций в создании безопасных условий в школе»

Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации работы Управляющих советов образовательных организаций по созданию безопасных условий в школе предназначены в помощь председателям Управляющих советов, администрации образовательной организации, педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, формы работы Управляющих советов при решении вопросов по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, п. 6.2) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Расширяющееся участие Управляющего совета, коллегиального органа государственно-общественного управления образовательными организациями, его включение в процессы принятия значимых для жизни образовательной организации решений открывают новые перспективы для создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания.

Управляющий совет как коллегиальный орган государственно-общественного управления должен представлять, выражать и защищать общие интересы всех участников образовательной деятельности, разрабатывать план работы, включая в него мероприятия по охране и укреплению здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

Управляющий совет может улучшить условия пребывания детей в образовательной организации, повысить качество и комфортность образовательной среды: безопасность детей, школьного питания, оздоровительные мероприятия, разумное сочетание учения и отдыха. Управляющий совет, определяя стратегию расходов бюджета школы, может поддержать полезные инициативы по отношению к здоровью обучающихся.

Современная законодательная база в системе образования позволяет наделить Управляющие советы реальными управленческими полномочиями, в основе которых лежит распределение компетенций. Это орган управления, с помощью которого родители и другие представители общества реально участвуют в планировании развития школы, финансово-хозяйственной деятельности, организации уклада жизни школы.

К полномочиям Управляющего совета в рамках охраны здоровья и профилактики детского травматизма можно отнести:

- участие в осуществлении мониторинга качества и безопасности условий обучения и воспитания в образовательной организации;
- участие в разработке и принятии Программы развития образовательной организации.

Управляющий Совет может вносить предложения руководителю образовательной организации в части:

- материально-технического обеспечения и оснащения образовательной деятельности, оборудования помещений организации;
- создания в организации необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
- мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

На уровне образовательной организации забота о здоровье обучающихся и их образе жизни закрепляется рядом локальных нормативных актов: Уставом, положениями, распоряжениями, приказами, инструкциями и др. Для достижения системности в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся эти акты должны быть логично связаны между собой и создаваться в определённой последовательности. На основании Устава образовательная организация совместно с Управляющим советом может разработать «Положение об охране и укреплении здоровья, предупреждению травматизма обучающихся».

Анализ содержания локальных нормативных актов по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся может стать одним из начальных этапов работы Управляющего совета по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания обучающихся. Изучив нормативные документы, проведя анализ имеющихся в школе условий для охраны и укрепления здоровья, предупреждения детского травматизма Управляющий совет сможет внести предложения к разделу «Охрана и укрепление здоровья обучающихся» Программы развития образовательной организации.

Школьные факторы, несущие угрозу здоровью обучающихся

Членам Управляющего совета следует хорошо представлять, откуда исходят угрозы безопасности и что делается в школе для профилактики и преодоления этих угроз.

Рассмотрим факторы риска, угрожающие здоровью обучающихся, на которые может воздействовать Управляющий совет, используя свои полномочия:

1) физическая среда, в которой происходит обучение;
2) люди в школе (обучающие, учителя, обслуживающий персонал);
3) отношение администрации образовательной организации к здоровью обучающихся и профилактике детского травматизма.

К отрицательному воздействию физической среды на здоровье обучающихся можно отнести:

- нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (может приводить к простудным заболеваниям или вызывать повышенную утомляемость);
- повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха; неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, накопление в воздухе веществ – всё то, что называется плохо проветренным помещением;
- нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции школы, класса в помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые обучающиеся (особенно отвечающие у доски) и учитель;
- воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих при длительном воздействии снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света);
- нарушение светового режима, что может приводить к повышенному утомлению глаз и снижению остроты зрения;
- физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося;
- отсутствие достаточных зон для отдыха, которые позволяют обучающимся свободно передвигаться на переменах.

Воздействие людей также сильно влияет на состояние здоровья учеников. Агрессивной может быть и среда соучеников. Насмешки одноклассников, а уж тем более старших учеников по поводу избыточного веса могут привести к отказу ребёнка от приёма пищи и такому тяжелому заболеванию, как дистрофия. Насмешки на уроке физической культуры – к отказу от занятий не только в школе, но и вне её. В результате ребёнок всё больше сидит дома, мало двигается, и избыток веса переходит в ожирение, что нарушает деятельность всех органов.

Травму здоровью обучающегося может нанести опытный, но авторитарный учитель. Действия авторитарного учителя могут привести к снижению самооценки обучающегося, формированию комплекса хронического неудачника, невроза нехватки времени на выполнение заданий, подавлению самостоятельной активности ученика. Снижение самооценки формирует «позу неудачника», которая врачами обозначается как сутулость. Невроз, в свою очередь, может спровоцировать гастрит или другие проблемы, а подавление самостоятельности может сделать ребёнка беззащитным перед теми, кто станет предлагать опасные для здоровья практики (курение, приём алкоголя и др.).

Деятельность администрации определяет, насколько будут соблюдаться требования безопасности физической среды, заложенные в санитарных нормах, как будут строиться межличностные отношения, как будут относиться учителя к своим ученикам – как к партнёрам или объекту «вливания информации».

Роль Управляющего совета в охране здоровья обучающихся от факторов риска

Управляющий совет может создавать комиссии, комитеты, рабочие группы (как временные, так и на постоянной основе) по приоритетным направлениям деятельности, в том числе по обеспечению безопасности образовательной деятельности и профилактике детского травматизма.  

В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых Управляющий совет сочтёт необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работой любой Комиссии возлагается на члена Управляющего совета. Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации.

В организации учебного деятельности в школе нет мелочей, всё значимо, всё сказывается на состоянии и здоровье ребёнка – и мебель, и освещённость, и продолжительность перемен, и использование технических средств, и многое другое, что в определённой мере регламентировано Са­нитарными правилами и нормами.

Управляющий совет может создать постоянно действующую комиссию по контролю соблюдения санитарных норм в помещениях образовательной организации и на её территории. Главной задачей этой комиссии должно стать отслеживание нарушений СанПиН, которые становятся причиной наиболее частых заболеваний и травм обучающихся.

Например, совместно с заместителем директора по административно-хозяйственной работе комиссия может провести проверку состояния учебной мебели на соответствие санитарным требованиям к росто-возрастным особенностям обучающихся. Учебная мебель в кабинетах должна быть промаркирована в соответствии с ростом обучающихся.

Нарушения осанки при неправильно подобранной мебели возникают вследствие позотонического утомления на фоне статической работы, характеризующейся непрерывностью напряжения мышц, что и происходит при традиционной организации урока.

Комиссия может обратить внимание учителей на эту проблему и стимулировать поиск ими форм организации урока, при которых ребёнок перемещается в классе, часто меняет вид деятельности и позу. Можно порекомендовать учителям продумывать дополнительные приёмы перемещения обучающихся, наприме, работу в малых группах, состав которых меняется.

Для того чтобы разработанная динамическая составляющая урока перешла в повседневную практику, необходимо контролировать её соблюдение. Этой функцией можно наделить ту же комиссию совместно с завучами, отвечающими за качество образовательной деятельности.

Комиссия может осуществлять контроль и за уровнем освещённости помещений школы, потому что недостаток освещения может приводить к нарушению зрения обучающихся. Свет должен быть достаточным, но не избыточно ярким.

Динамическая организация урока исключает длительное зрительное напряжение. Можно добавить рекомендации о регулярном проведении гимнастики для глаз в Положение об охране и укреплении здоровья учащихся и разработать для учителей рекомендации по их выполнению.

Реализуемые в школах учебные программы требуют от учащихся постоянного напряжения, поэтому Управляющие советы должны быть очень внимательны при решении этих проблем. Они должны знать, как в школе решается проблема внедрения передовых здоровьесберегающих технологий и нормирования объёма домашних заданий, потому что всё это поможет избежать перегрузки учащихся и позволит сохранить их здоровье.

Хрононевроз (невроз хронической нехватки времени) может стать предметом внимания Управляющего совета. Высокий темп занятия, большой объём изучаемого материала и домашних занятий приводит к развитию у детей хрононевроза. СанПиНы содержат рекомендации по объёмам домашних заданий (1-й класс – домашнего задания нет; 2–3-й классы – 1,5 часа в день; 4–5-й классы – 2 часа в день; 6–8-й классы – 2,5 часа в день; 9–11-й классы – 3,5 часа в день), но они не могут учесть индивидуальных особенностей учеников, темпа их работы, объёмов памяти и др. Большой объём домашних заданий приводит не только к хрононеврозу, но и к гиподинамии (снижению двигательной активности), что резко замедляет физическое развитие учащихся, ухудшает состояние сердечной и дыхательной систем, способствует развитию ожирения и приносит много других проблем здоровью.

Управляющий совет может инициировать регулярные выборочные опросы о том, сколько времени ученики проводят за выполнением домашних заданий по разным предметам, инициировать подготовку рекомендаций для родителей по оптимальной организации выполнения домашних заданий и проведение бесед классных руководителей и психологов с ними.

Созданная при Управляющем совете комиссия может принять участие в разработке «Программы здоровья», организации спортивной работы, вести наблюдение за выполнением правил безопасности, осуществлять контроль за организацией питания обучающихся, принимать участие в разработке мер по профилактике детского травматизма и вредных привычек, вносить предложения об изменениях правил внутреннего распорядка.

Созданные рабочие группы (на постоянной или временной основе) могут отслеживать развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей условия сохранения и укрепления здоровья детей:

- обследование санитарно-гигиенических условий помещений образовательной организации (воздушно-тепловой режим, водоснабжение и канализация, естественное и искусственное освещение, организация учебного места);
- санитарно-гигиеническую оценку режима дня школьников;
- санитарно-гигиеническую оценку помещений и режима их использования;
- санитарно-гигиеническую оценку игровых и спортивных площадок и режима их использования;
- обеспечение рационального режима питания школьников;
- поддержание необходимых санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательной деятельности.

Система гигиенических требований, обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ, призвана создать безопасные, комфортные условия обучения детей.

В Управляющем совете может быть создан комитет по пропаганде здорового образа жизни. Целью работы данного комитета может стать изменение ценностного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирование личной ответственности обучающихся за своё поведение. Комитет может инициировать проведение следующих мероприятий:

- профилактики вредных привычек, отрицательно влияющих на здоровье школьников (разработка групповых занятий, элективных курсов, работа учителей-предметников через урок и внеурочную деятельность);
- различных профилактических программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, пропаганде здорового образа жизни;
- разработки и проведения «уроков здоровья», «дней здоровья»;
- спортивных соревнований, туристических походов, «недели спорта»;
- популяризации опыта оздоровления отдельных школьников и классов;
- оформления наглядной агитации;
- поощрения родителей здоровых детей и передачу опыта поддержания здоровья;
- разработку «Странички здоровья» на сайте образовательной организации.

Как Управляющий совет может формировать политику образовательной организации по отношению к здоровью

Управляющий совет, являясь стратегическим штабом образовательной организации, может и должен выработать единое для всех членов Управляющего совета представление о роли образовательной организации в охране и укреплении здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

На основе этого представления необходимо разработать документ, в котором будут содержаться:

- взятые школой обязательства по охране и укреплению здоровья обучающихся, которые становятся частью школьной политики;
- обязательства школы по охране здоровья сотрудников на рабочем месте;
- обязательства родителей по содействию школе в охране и укреплении здоровья обучающихся;
- обязательства обучающихся как активных участников жизненного уклада школы.

Такой документ поможет сформулировать цели, задачи и порядок их достижения.

Приведём примерные задачи, которые Управляющий совет может включить в этот документ:

- создание условий для безопасности жизни и здоровья в ходе образовательной деятельности;
- обеспечение комфортности образовательных сред, производство для этого необходимых ремонтных работ, развитие информационной инфраструктуры;
- обеспечение требований к организации здорового и безопасного питания;
- создание условий для профилактики детского травматизма;
- развитие материально-технической базы учебных кабинетов, их методической и наглядной оснащённости.

Этот документ может быть размещен на сайте образовательной организации, что подчеркнет важность соблюдения всех указанных в нём обязательств:

1) ввести в Программу развития школы разделы, отражающие стратегию охраны и укрепления здоровья;
2) построить систему наблюдения за ходом реализации введенных разделов Программы (мониторинг деятельности по охране и укреплению здоровья, по профилактике детского травматизма).

Формирование ресурсов здоровья у обучающихся

Для того чтобы процесс обучения был эффективным, необходимы большие запасы внутренних ресурсов здоровья, прежде всего физических, интеллектуальных, личностных. По мере взросления ученика и перехода на более высокий уровень образования требования к спектру и объёму ресурсов постоянно возрастают. При несоответствии ресурсов и решаемых задач наступает истощение организма и падает уровень здоровья: нарушается осанка, зрение, возникают проблемы с пищеварительной системой, депрессивные расстройства и т. п.

Часть необходимых ресурсов обеспечивает ребёнку семья (качественное питание, активный отдых, доступ к информации и др.); часть должно обеспечить государство (медицинское обслуживание, развитый транспорт, хорошая экология и др.). Большую часть ресурсов здоровья ребёнок обеспечивает себе сам, «взрастив» их внутри себя. В наращивании этих ресурсов большую роль играет образовательная организация.

Приведем примеры некоторых ресурсов здоровья, необходимых для успешного обучения:

- физические ресурсы: физическое развитие и развитие двигательных качеств (физическая работоспособность, выносливость, координация, гибкость, быстрота и др.);
- интеллектуальные ресурсы (умственная работоспособность, познавательная активность, логика, умение критически мыслить, хорошая память и др.);
- личностные ресурсы (стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, адекватная самооценка и др.);
- эмоциональные ресурсы (умение управлять эмоциями, сопереживать и др.);
- информационные ресурсы (умение работать с информацией, знания в области здоровья и образа жизни и др.);
- поведенческие ресурсы (навыки соблюдения режима труда и отдыха, активный образ и стиль жизни, исключение рискованных форм поведения и др.).

Роль Управляющего совета в сохранении здоровья обучающихся

Управляющий совет может стать инициатором создания междисциплинарной команды, нацеленной на помощь ученикам в укреплении здоровья. В эту команду могут войти руководители методических объединений по предметам, завуч по воспитательной работе и дополнительному образованию, учителя физической культуры, психологи, социальные педагоги, медицинские работники.

Задача команды – разработать стратегию укрепления здоровья обучающихся, наполнив школьный уклад различными видами активности, создающими условия для закрепления «здоровых» намерений учащихся.

К их числу могут относиться:

- увеличение рекреационных зон для активного отдыха; разворачивание новых секций не столько для спортивного совершенствования, сколько для реализации потребности в движении;
- просвещение сотрудников, учеников и их родителей по вопросам здоровья;
- индивидуализация образовательного процесса;
- внедрение тренингов личностного роста и стрессоустойчивости, предупреждения различного рода зависимостей;
- праздники, фестивали, конкурсы, пропагандирующие преимущества здорового стиля жизни.

Задача членов команды – сформировать заинтересованность в здоровье у всех участников образовательной деятельности, в том числе у учителей, вовлечь в эту работу весь коллектив, всех учеников и их семьи.

Школа – это не только классы, библиотеки, залы. Это и территория самой образовательной организации, которая должна быть привлекательной, способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

С целью благоустройства территории образовательной организации Управляющий совет может выступить инициатором проекта «Комфортная территория школы». Здесь важен творческий подход к благоустройству школьного двора, спортивных площадок, прогулочной зоны, площадки для тренировки по правилам дорожного движения.

Сохранение здоровья учащихся – это не только организация массовых оздоровительных мероприятий, но и ежедневная забота о благополучии каждого ученика. И в эту работу может включиться Управляющий совет. Школьный управляющий – это не тот, кто везде и всем распоряжается и руководит, скорее, он старается найти ту область или проблему, где бы он смог применить свои знания и способности с наибольшей пользой для общего дела.

Литература:

1. Косарецкий С. Г. и др. Директор и Управляющий совет: работаем вместе. – Москва, 2015.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года).

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года).

3. Чечельницкая С. М. Управление здоровьем школьников. – Москва, 2015.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».