8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 18 Август 2016 11:20

Организация работы образовательной организации по профилактике травматизма дошкольников в быту

Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна

Организация работы образовательной организацией по профилактике травматизма дошкольников в быту

Пояснительная записка

Ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью и получить травму. На улице, дома детей могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения основам безопасного поведения. Возникает необходимость уберечь дошкольников от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому формирование у детей безопасного поведения в быту актуально в современном дошкольном образовании. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Поэтому главная задача педагога – формировать безопасное поведение детей, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.

Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Конкретное содержание этой образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

Работа с детьми должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении материала в течение недели. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

Предметно-развивающая среда в группе

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В неё входят:

- оформление уголка безопасности, который содержит материалы: практический щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет кухни, жилой комнаты;

- подбор дидактических игр, демонстрационных пособий, методической литературы, детской художественной литературы по правилам безопасного поведения дошкольников в быту, социуме и природе.

Важно обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей: разнообразные учебные пособия, например, альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» и другие. Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды играет огромную роль в успешном решении образовательных и воспитательных задач.

Методы, используемые в работе с детьми по формированию безопасного поведения в быту, социуме и природе:

1. Словесные и наглядные методы. Беседа с рассматриванием иллюстраций «Почему окно может быть опасно?», «Электрические приборы в доме», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности», «Таблетки – это не конфетки».

2. Метод сравнения. Например, детям предлагаются изображения на картинках, даётся задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и которые горят. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо.

3.  Практические методы обучения. Изготовление коллажей «Опасные и безопасные предметы», «Пожароопасные предметы», «Наши помощники и враги дома». Конкурс рисунков «Домашние опасности».

4. Метод моделирования ситуаций. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: «Дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод. ...Что ты будешь делать?», «Подай ножницы правильно, нашел таблетку на полу... Каковы твои действия?», «Что ты будешь делать, когда мамы дома нет?», «Каждому опасному предмету – своё место». Моделирование ситуаций дает ребёнку практические умения применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит его к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

5. Метод повторения. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

6. Метод экспериментирования и опыты. Дает ребёнку возможность самостоятельно находить решения, подтверждение собственных представлений.

Организация работы по обучению дошкольников безопасному поведению в быту

Чтобы скорректировать работу по обучению дошкольников безопасному поведению в быту, с детьми необходимо провести диагностику.

Диагностика может быть проведена по трем направлениям:

- знание источников опасности в быту;

- знание мер предосторожности при общении с опасными бытовыми предметами (по сюжетным картинкам);

- знание приёмов оказания первой помощи и действий в опасных ситуациях в быту (по сюжетным картинкам).

На основе диагностики и анализа полученных результатов организуется работа с детьми в соответствии по следующим этапам:

1. Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры, а также чтение и обсуждение художественной литературы.

Чтобы детей эмоционально настроить, заинтересовать, в гости к ним приходят игровые персонажи – домовенок Кузя, Маша, Незнайка, Буратино и другие. Они рассказывают истории, происходившие с ними (из-за нарушения правил безопасности), и «открывают» вместе с детьми правила поведения в быту, а также загадывают загадки, приносят картинки и разные задания.

Выбор конкретной дидактической игры определяется её целью (для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена).

Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди» направлены на закрепление знаний об источниках опасности.

Углублению знаний об угрожающих ситуациях и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и другие.

На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы – спасатели», «Сто бед» и другие.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно использовать специально подготовленные игры-драматизации, сказки о животных: «Волк и семеро козлят», «Гуси - лебеди», «Красная Шапочка».

2. Заучивание стихотворений об опасных предметах, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери место для хранения» помогает детям усвоить прямые запреты на пользование некоторыми предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства), правильно обращаться с другими (ножницы, вилки).

3. Усвоение умений безопасного поведения через ситуационно-имитационное моделирование действий с бытовыми объектами и возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.

Для этого можно использовать:

- макет домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;

- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.

Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.

Пример ситуационно-игрового моделирования:

В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающие знаки: «-» – нельзя пользоваться; «+» – можно пользоваться; «!» – осторожно пользоваться. Игры-тренинги: «Пожарная тревога», «Вызов скорой помощи, пожарных, полиции», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Один дома».

4. Практические действия с доступными потенциально опасными предметами быта.

У детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

Работа с родителями

В рамках работы с родителями можно провести следующие мероприятия:

- анкетирование с целью определения информированности родителей в вопросах профилактики детского травматизма в быту.

Примерная анкета:

1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностями? (укажите цифрами по степени значимости): а) родители; б) воспитатели.

3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы есть у вас в доме.

4. Какие правила безопасности жизни и в быту должны знать дети дошкольного возраста:

а) нельзя играть со спичками, зажигалками;

б) нельзя трогать электроприборы;

в) нельзя брать лекарства без разрешения;

г) при пожаре – не прятаться, позвонить «01» (с мобильного телефона «101»).

5. Остаётся ли ваш ребёнок на некоторое время дома один? Если да, то что вы ему говорите, когда уходите?

6. Знает ли ваш ребёнок свои имя, фамилию, домашний адрес, телефон?

7. Считаете ли вы, что ребёнок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие, и знает ли ваш ребёнок, как вызвать ....?

8. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения в быту, и в каком виде вы хотели бы получить от педагогов?

9. Используете ли вы информацию из книг, телепередач?

10. Необходима ли вам помощь со стороны педагогов дошкольной организации в вопросах формирования безопасного поведения ребенка и профилактике детского травматизма, и по какому вопросу конкретно? Например:

- родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей в быту с приглашением работников полиции, МЧС, медицинских работников;

- лекции и консультации, например: «Дети и бытовые приборы», «Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение»;

- приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольной организации;

- совместно с детьми художественно-творческие работы по созданию макетов, например: «Не шути с огнем», «Бытовая химия», «Горячая вода»;

- совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Дом-территория безопасности для детей»;

- создание уголков для родителей по изучению правил безопасного поведения в быту.

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам безопасного поведения в быту, уголок для родителей должен содержать:

1. Причины бытового травматизма с участием детей.

2. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению в быту.

3. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности поведения в быту, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями. Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

Рекомендуемая литература:

1. Кузьмина Л. А. Воспитание у детей навыков безопасного поведения / Л. А. Кузьмина, М. Н. Питерская, Р. В. Шибаева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 10.

2. Пелихова А. В. Педагогические условия формирования социальной безопасности ребёнка дошкольного возраста // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2010. – № 125.

3. Загуляева Е. Н. Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Молодой учёный. – 2016. – № 9.

4. Храмцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. – Педагогическое общество, 2005.

5. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / Авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.