8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru

Вторник, 26 Декабрь 2017 17:02

Методические рекомендации по каждому структурному элементу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Скачать рекомендации в PDF

1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа) указывается в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 9 («Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической)») и Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, п. 1 («В пункте 9 слово «социально-педагогической» заменить словом «социально-гуманитарной»).

1.2. Уровень освоения Программы: вводный, ознакомительный, базовый, углублённый соответствует региональным нормативным документам. (Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482) (далее – Приказ № 922 в ред.)).

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний, отражая аспект, зачем современным детям нужна данная Программа.

1.4. Отличительные особенности Программы. В данном подразделе нужно указать, на основе каких программ составлена или разработана данная Программа: можно назвать авторов, чей опыт был обобщён и использован при составлении Программы.

2. Цель и задачи Программы

2.1. Цель Программы – общая формулировка образовательных намерений педагога, связанная с темой и содержанием Программы, которая позволяет установить, какой результат предполагается получить при её достижении, какими средствами. Цель Программы должна быть реальна, контролируема, достижима. Формулировка цели Программы соответствует современным требованиям к образовательной деятельности с учётом нормативных документов, отражает направленность образовательной деятельности на личностное развитие учащихся (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и др.).

При формулировании цели Программы опираются на нормативные документы:

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам);
  • Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467);
  • Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
  • Федеральный национальный проект «Успех каждого ребёнка»;
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482).

В формулировке цели Программы фактически должен прослеживаться ожидаемый результат по итогам реализации Программы.

2.2. Задачи Программы – конкретные «шаги» по достижению цели. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для достижения цели. В задачах Программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности – обучающие, воспитывающие, развивающие.

Фразы-подсказки задач, направленных на обучение:

  • обеспечивать усвоение новой терминологии…
  • систематизировать знания…
  • обобщать опыт…
  • обучать основным приёмам…

Фразы-подсказки задач, направленных на воспитание:

  • воспитывать чувство патриотизма, сознательности, ответственности…
  • формировать добросовестное отношение к труду…
  • воспитывать ценностное отношение к знаниям…

Фразы-подсказки задач, направленных на развитие личности:

  • формировать ключевые компетенции по усвоению научных знаний…
  • развивать интеллектуальные способности в области точных наук…
  • совершенствовать речь, применять терминологию, характерную для данного вида деятельности …
  • развивать познавательные процессы…
  • развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать…

2.3. При описании умений можно использовать следующие формулировки:

Развитие познавательных умений:

  • умения обозначать проблему, выдвигать гипотезу и варианты её решения;
  • умения составлять план, тезисы, конспекты.

Развитие регулятивных умений:

  • умения творчески подходить к решению разнообразных задач;
  • операционно-контрольных умений пользования приборами и инструментом;
  • умения оперативно организовать свою деятельность и др.

Развитие коммуникативных умений, навыков:

  • навыка группового общения, умения работать в команде;
  • умения рационально распределять роли в ходе выполнения проекта и закреплять зоны ответственности;
  • умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения, умения слушать и слышать собеседника, оппонента.

3. Категория учащихся

В данном подразделе необходимо указать возраст обучающихся по Программе. Указанный возраст обучающихся должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.). Также может быть указана дополнительная информация: для какой категории детей предназначена Программа (с ОВЗ, с повышенной мотивацией к данному виду деятельности и др.).

Пример: Адаптированная Программа ОФП предназначена для детей с нарушением двигательной активности.

4. Срок реализации Программы, общее количество часов

В данном подразделе указывается общее количество часов по Программе и, конкретно, по каждому году обучения. Срок реализации Программы должен соответствовать заявленному уровню сложности (Приказ № 922 в ред.)
Пример: Срок реализации Программы – 1 год (144 часа).

5. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

5.1. Формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые или всем составом объединения (Приказ № 196).
Пример: Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав – 15 человек.

5.2. Режим занятий – указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год. Режим занятий должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.).
Пример: На первом году обучения занятия проводятся …. раз в неделю, по …. часа(ов). Время занятий включает …. мин. учебного времени и …. мин. обязательный перерыв. (СП 2.4.3648-20).

6. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы формулируются через перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической частей Программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами (обучения, воспитания, развития) Программы. Планируемые результаты формулируются на каждый год реализации Программы.

6.1. Результаты обучения

В данной группе результатов необходимо указать, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть обучающиеся в процессе освоения Программы.

Пример: По окончании первого года обучения учащиеся будут:

  • знать /понимать, иметь представление (обязательное поле);
  • уметь /владеть способами и др. (обязательное поле);

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).

6.2. Результаты воспитывающей деятельности

В данной группе результатов необходимо указать планируемые результаты, отражающие развитие социально значимых личностных качеств обучающихся в процессе освоения Программы.

Пример: Учащиеся будут:

  • знать /понимать, иметь представление (обязательное поле);
  • уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле);

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).

6.3. Результаты развивающей деятельности

Планируемые результаты данной группы ориентированы на развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащегося в соответствии с поставленными задачами Программы.

Пример: Учащиеся будут:

  • знать /понимать, иметь представление (обязательное поле);
  • уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле);

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).

7. Содержание Программы

Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами её освоения. Нормативные ориентиры к отбору содержания Программы определены в документах: Приказ № 196 (в редакции приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»).

7.1. Учебный (тематический) план

Учебный (тематический) план (далее – УТП) оформляется в виде таблицы, которая включает в себя: перечень разделов и тем, с указанием количества часов по каждой теме, с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий; формы текущего контроля/аттестации (см. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – приложение к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15. № 09-3242).

Если Программа составлена более чем на один год обучения, то УТП должен отражать особенности каждого года обучения. Количество часов в УТП ведется из расчёта на одну учебную группу или на одного ученика, если Программа индивидуальная.

Пример:

Учебный (тематический) план. 1-й год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Название раздела

       

1.1.

Название темы 1

       

1.2.

Название темы 2

       

2.

Название раздела

       

2.1.

Название темы 1

       

2.2.

Название темы 2

       
 

Итоговая аттестация

       
 

Итого

       

7.2. Содержание учебного (тематического) плана

УТП и его содержание должны соответствовать друг другу. Содержание УТП – реферативное (краткое) описание разделов и тем Программы в соответствии с учебным (тематическим) планом. В данном подразделе кратко описываются виды деятельности на занятии: теория (лекция, семинар, дискуссия, круглый стол, консультация и т. п.) и практика (практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, соревнование, игра, экскурсия и т. п.). Если Программа написана на несколько лет обучения, то содержание должно быть представлено на каждый год обучения в соответствии с учебным планом.

Пример:

Содержание учебного (тематического) плана. 1-й год обучения

Раздел 1. Основы фитодизайна

Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном (6 часов)

Теория (2 ч.). Различные виды растений для фитодизайна. Способы крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки. Инструменты: ножницы, кусачки, секатор, нож. Крепление: держатели, проволока. Сосуды: вазы, кувшины различной формы. Аксессуары: свечи, ленты. Растительный материал: линейный, основной, наполнитель.

Практика (4 ч.). Сбор и заготовка растительного материала для занятий фитодизайном: срезка, окрашивание, высушивание растений. Приемы безопасной работы ножницами, кусачками, секатором, ножом. Отработка приемов крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки.

Тема 1.2.

Теория …

Практика …

8. Формы и виды контроля и оценочные материалы

В данном разделе должны быть указаны форма и содержание входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии): проекты, конкурсы, выставки, отчётные концерты, открытые занятия и описание используемых оценочных средств (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т. д.), которые позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения Программы.

8.1. Виды контроля:

  • предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования;
  • текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ);
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в каждом учебном году). Презентация подготовленных учащимися творческих работ.

8.2. Формы и содержание итоговой аттестации:

  • беседа;
  • опрос;
  • тестирование;
  • презентация творческой работы (проекта).

8.3. Требования к оценке творческой работы.

Творческая работа (проект) оценивается положительно, если:

  • определена и чётко сформулирована цель работы;
  • характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;
  • содержание работы изложено логично;
  • прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;
  • сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности её выполнения.

Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.

8.4. Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям

9. Организационно-педагогические условия реализации Программы

9.1. Материально-технические условия реализации Программы.

В данном подразделе указывается перечень необходимых технических средств, используемых в образовательном процессе (компьютерное, мультимедийное оборудование, пакет обучающих программ (при наличии видео-, аудиосредств и т. д.) и необходимых при реализации Программы.

9.2. Кадровое обеспечение Программы.

Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования.

9.3. Учебно-методическое обеспечение Программы.

В данном разделе указывается перечень современных и доступных источников, методических материалов, список литературы, интернет-ресурсы. Источники оформляются в соответствии с современными требованиями к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.100–2018).

10. Приложения к Программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

  • календарный (тематический) план;
  • иллюстративный материал по тематике занятий;
  • словарь специальных терминов с пояснениями;
  • контрольные вопросы и задания;
  • конспекты, описание занятий;
  • технологические карты;
  • готовые изделия, образцы;
  • условия набора обучающихся в коллектив;
  • условия прослушивания;
  • материалы тестирования;
  • памятки для родителей;
  • методические разработки для организации индивидуальной работы с обучающимися;
  • сценарии творческих мероприятий;
  • диагностические материалы;
  • видео- и аудиозаписи, фотоматериалы и др.

Пример:

Календарный (тематический) план. 1-й год обучения

№ п/п

Дата, время проведения занятий

Количество часов

Тема занятия

Форма проведения

Место проведения

Форма контроля

             
             

Календарный (тематический) план (не обязательный раздел, составляется по необходимости) отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты и формы проведения занятий, размещается в приложении к Программе.

Скачать рекомендации в PDF