1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа) указывается в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 9 («Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической)») и Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, п. 1 («В пункте 9 слово «социально-педагогической» заменить словом «социально-гуманитарной»).
1.2. Уровень освоения Программы: вводный, ознакомительный, базовый, углублённый соответствует региональным нормативным документам. (Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482) (далее – Приказ № 922 в ред.)).
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний, отражая аспект, зачем современным детям нужна данная Программа.
1.4. Отличительные особенности Программы. В данном подразделе нужно указать, на основе каких программ составлена или разработана данная Программа: можно назвать авторов, чей опыт был обобщён и использован при составлении Программы.
2. Цель и задачи Программы
2.1. Цель Программы – общая формулировка образовательных намерений педагога, связанная с темой и содержанием Программы, которая позволяет установить, какой результат предполагается получить при её достижении, какими средствами. Цель Программы должна быть реальна, контролируема, достижима. Формулировка цели Программы соответствует современным требованиям к образовательной деятельности с учётом нормативных документов, отражает направленность образовательной деятельности на личностное развитие учащихся (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и др.).
При формулировании цели Программы опираются на нормативные документы:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам);
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467);
- Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Федеральный национальный проект «Успех каждого ребёнка»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482).
В формулировке цели Программы фактически должен прослеживаться ожидаемый результат по итогам реализации Программы.
2.2. Задачи Программы – конкретные «шаги» по достижению цели. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для достижения цели. В задачах Программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности – обучающие, воспитывающие, развивающие.
Фразы-подсказки задач, направленных на обучение:
- обеспечивать усвоение новой терминологии…
- систематизировать знания…
- обобщать опыт…
- обучать основным приёмам…
Фразы-подсказки задач, направленных на воспитание:
- воспитывать чувство патриотизма, сознательности, ответственности…
- формировать добросовестное отношение к труду…
- воспитывать ценностное отношение к знаниям…
Фразы-подсказки задач, направленных на развитие личности:
- формировать ключевые компетенции по усвоению научных знаний…
- развивать интеллектуальные способности в области точных наук…
- совершенствовать речь, применять терминологию, характерную для данного вида деятельности …
- развивать познавательные процессы…
- развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать…
2.3. При описании умений можно использовать следующие формулировки:
Развитие познавательных умений:
- умения обозначать проблему, выдвигать гипотезу и варианты её решения;
- умения составлять план, тезисы, конспекты.
Развитие регулятивных умений:
- умения творчески подходить к решению разнообразных задач;
- операционно-контрольных умений пользования приборами и инструментом;
- умения оперативно организовать свою деятельность и др.
Развитие коммуникативных умений, навыков:
- навыка группового общения, умения работать в команде;
- умения рационально распределять роли в ходе выполнения проекта и закреплять зоны ответственности;
- умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения, умения слушать и слышать собеседника, оппонента.
3. Категория учащихся
В данном подразделе необходимо указать возраст обучающихся по Программе. Указанный возраст обучающихся должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.). Также может быть указана дополнительная информация: для какой категории детей предназначена Программа (с ОВЗ, с повышенной мотивацией к данному виду деятельности и др.).
Пример: Адаптированная Программа ОФП предназначена для детей с нарушением двигательной активности.
4. Срок реализации Программы, общее количество часов
В данном подразделе указывается общее количество часов по Программе и, конкретно, по каждому году обучения. Срок реализации Программы должен соответствовать заявленному уровню сложности (Приказ № 922 в ред.)
Пример: Срок реализации Программы – 1 год (144 часа).
5. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
5.1. Формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые или всем составом объединения (Приказ № 196).
Пример: Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав – 15 человек.
5.2. Режим занятий – указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год. Режим занятий должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.).
Пример: На первом году обучения занятия проводятся …. раз в неделю, по …. часа(ов). Время занятий включает …. мин. учебного времени и …. мин. обязательный перерыв. (СП 2.4.3648-20).
6. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы формулируются через перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической частей Программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами (обучения, воспитания, развития) Программы. Планируемые результаты формулируются на каждый год реализации Программы.
6.1. Результаты обучения
В данной группе результатов необходимо указать, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть обучающиеся в процессе освоения Программы.
Пример: По окончании первого года обучения учащиеся будут:
- знать /понимать, иметь представление (обязательное поле);
- уметь /владеть способами и др. (обязательное поле);
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).
6.2. Результаты воспитывающей деятельности
В данной группе результатов необходимо указать планируемые результаты, отражающие развитие социально значимых личностных качеств обучающихся в процессе освоения Программы.
Пример: Учащиеся будут:
- знать /понимать, иметь представление (обязательное поле);
- уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле);
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).
6.3. Результаты развивающей деятельности
Планируемые результаты данной группы ориентированы на развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащегося в соответствии с поставленными задачами Программы.
Пример: Учащиеся будут:
- знать /понимать, иметь представление (обязательное поле);
- уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле);
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле).
7. Содержание Программы
Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами её освоения. Нормативные ориентиры к отбору содержания Программы определены в документах: Приказ № 196 (в редакции приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»).
7.1. Учебный (тематический) план
Учебный (тематический) план (далее – УТП) оформляется в виде таблицы, которая включает в себя: перечень разделов и тем, с указанием количества часов по каждой теме, с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий; формы текущего контроля/аттестации (см. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – приложение к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15. № 09-3242).
Если Программа составлена более чем на один год обучения, то УТП должен отражать особенности каждого года обучения. Количество часов в УТП ведется из расчёта на одну учебную группу или на одного ученика, если Программа индивидуальная.
Пример:
Учебный (тематический) план. 1-й год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Название раздела |
||||
1.1. |
Название темы 1 |
||||
1.2. |
Название темы 2 |
||||
2. |
Название раздела |
||||
2.1. |
Название темы 1 |
||||
2.2. |
Название темы 2 |
||||
Итоговая аттестация |
|||||
Итого |
7.2. Содержание учебного (тематического) плана
УТП и его содержание должны соответствовать друг другу. Содержание УТП – реферативное (краткое) описание разделов и тем Программы в соответствии с учебным (тематическим) планом. В данном подразделе кратко описываются виды деятельности на занятии: теория (лекция, семинар, дискуссия, круглый стол, консультация и т. п.) и практика (практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, соревнование, игра, экскурсия и т. п.). Если Программа написана на несколько лет обучения, то содержание должно быть представлено на каждый год обучения в соответствии с учебным планом.
Пример:
Содержание учебного (тематического) плана. 1-й год обучения Раздел 1. Основы фитодизайна Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном (6 часов) Теория (2 ч.). Различные виды растений для фитодизайна. Способы крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки. Инструменты: ножницы, кусачки, секатор, нож. Крепление: держатели, проволока. Сосуды: вазы, кувшины различной формы. Аксессуары: свечи, ленты. Растительный материал: линейный, основной, наполнитель. Практика (4 ч.). Сбор и заготовка растительного материала для занятий фитодизайном: срезка, окрашивание, высушивание растений. Приемы безопасной работы ножницами, кусачками, секатором, ножом. Отработка приемов крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки. Тема 1.2. Теория … Практика … |
8. Формы и виды контроля и оценочные материалы
В данном разделе должны быть указаны форма и содержание входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии): проекты, конкурсы, выставки, отчётные концерты, открытые занятия и описание используемых оценочных средств (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т. д.), которые позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения Программы.
8.1. Виды контроля:
- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования;
- текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ);
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в каждом учебном году). Презентация подготовленных учащимися творческих работ.
8.2. Формы и содержание итоговой аттестации:
- беседа;
- опрос;
- тестирование;
- презентация творческой работы (проекта).
8.3. Требования к оценке творческой работы.
Творческая работа (проект) оценивается положительно, если:
- определена и чётко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности её выполнения.
Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.
8.4. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Уровни освоения Программы |
Результат |
Высокий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт |
Средний уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки |
Низкий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям |
9. Организационно-педагогические условия реализации Программы
9.1. Материально-технические условия реализации Программы.
В данном подразделе указывается перечень необходимых технических средств, используемых в образовательном процессе (компьютерное, мультимедийное оборудование, пакет обучающих программ (при наличии видео-, аудиосредств и т. д.) и необходимых при реализации Программы.
9.2. Кадровое обеспечение Программы.
Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования.
9.3. Учебно-методическое обеспечение Программы.
В данном разделе указывается перечень современных и доступных источников, методических материалов, список литературы, интернет-ресурсы. Источники оформляются в соответствии с современными требованиями к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.100–2018).
10. Приложения к Программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
- календарный (тематический) план;
- иллюстративный материал по тематике занятий;
- словарь специальных терминов с пояснениями;
- контрольные вопросы и задания;
- конспекты, описание занятий;
- технологические карты;
- готовые изделия, образцы;
- условия набора обучающихся в коллектив;
- условия прослушивания;
- материалы тестирования;
- памятки для родителей;
- методические разработки для организации индивидуальной работы с обучающимися;
- сценарии творческих мероприятий;
- диагностические материалы;
- видео- и аудиозаписи, фотоматериалы и др.
Пример:
Календарный (тематический) план. 1-й год обучения
№ п/п |
Дата, время проведения занятий |
Количество часов |
Тема занятия |
Форма проведения |
Место проведения |
Форма контроля |
Календарный (тематический) план (не обязательный раздел, составляется по необходимости) отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты и формы проведения занятий, размещается в приложении к Программе.