8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 26 Декабрь 2017 17:02

Методические рекомендации по каждому структурному элементу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа) указывается в соответствии с современными нормативными документами: техническая, художественная, естественно-научная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

1.2. Уровень освоения Программы (вводный, ознакомительный, базовый, углублённый) соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» (в ред. от 07.08.2015г., № 1308, в ред. от 08.09.2015г., № 2074, в ред. от 30.08.2015г., № 1035, в ред. от 31.01.2017г., № 30, в ред. от 21.12.2018г. №482 (далее – Приказ № 922 в ред.))

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний, отражая аспект: зачем современным детям нужна данная Программа.

1.4. Отличительные особенности Программы

В данном подразделе нужно указать, на основе каких программ составлена или разработана данная Программа: можно назвать авторов, чей опыт был обобщен и использован при составлении Программы. 

2. Цель и задачи

2.1. Цель Программы – общая формулировка образовательных намерений педагога, связанная с темой и содержанием Программы, которая позволяет установить, какой результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами. Цель Программы реальна, контролируема, достижима. Формулировка цели Программы соответствует современным требованиям к образовательной деятельности с учётом нормативных документов, отражает направленность образовательной деятельности на личностное развитие учащихся (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и др.).

При формировании формулировки цели Программы опираются на нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от  9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196);
  • Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (далее – СанПиН 2.4.4.3172-14.).

В формулировке цели Программы фактически должен прослеживаться ожидаемый результат по итогам реализации Программы.

2.2. Задачи Программы – конкретные «шаги» по достижению цели. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для достижения цели. В задачах Программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности – обучающие, воспитывающие, развивающие.

Фразы-подсказки задач, направленных на обучение:

- обеспечивать усвоение новой терминологии…

- систематизировать знания…

- обобщать опыт…

- обучать основным приемам…

Фразы-подсказки задач, направленных на воспитание:

- воспитывать чувство патриотизма, сознательности, ответственности…

- формировать добросовестное отношение к труду…

- воспитывать ценностное отношение к знаниям…

Фразы-подсказки задач, направленных на развитие личности:

- формировать ключевые компетенции по усвоению научных знаний…

- развивать интеллектуальные способности в области точных наук…

- совершенствовать речь, применять терминологию, характерную для данного вида деятельности …

- развивать познавательные процессы…

- развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать…

2.3. При описании умений можно использовать следующие формулировки:

Развитие познавательных умений:

- умения обозначать проблему, выдвигать гипотезу, и варианты ее решения;

- умения составлять план, тезисы, конспекты.

Развитие общетрудовых умений:

- умения творчески подходить к решению разнообразных задач;

- операционно-контрольных умений пользования приборами и инструментом;

- умения оперативно организовать свою деятельность и др.

Развитие коммуникативных умений, навыков:

- навыка группового общения, умения работать в команде;

- умения рационально распределять роли в ходе выполнения проекта и закреплять зоны ответственности;

- умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения, умения слушать и слышать собеседника, оппонента. 

3. Категория учащихся

3.1. В данном подразделе необходимо указать возраст обучающихся по Программе. Указанный возраст обучающихся должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.). Также может быть указана дополнительная информация: для какой категории детей предназначена Программа (с ОВЗ, с повышенной мотивацией к данному виду деятельности и др.).

*Пример: Адаптированная Программа ОФП предназначена для детей с нарушением двигательной активности.

 4. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

4.1. В данном подразделе указывается общее количество часов по Программе и, конкретно, по каждому году обучения. Срок реализации Программы должен соответствовать заявленному уровню сложности (Приказ № 922 в ред.)

*Пример: Срок реализации Программы – 1 год (144 часа).

4.2. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые или всем составом объединения (Приказ № 196).

*Пример: Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав – 15 человек.

4.3. Режим занятий

Указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год. Режим занятий должен соответствовать заявленному уровню Программы (Приказ № 922 в ред.).

*Пример: На первом году обучения занятия проводятся …. раз в неделю, по …. часа(ов). Время занятий включает …. мин. учебного времени и …. мин. обязательный перерыв. (СанПиН 2.4.4.3172-14). 

5. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы формулируются через перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической частей Программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами (обучения, воспитания, развития) Программы. Планируемые результаты формулируются на каждый год реализации Программы.

5.1. Примерные шаблоны – формулировки планируемых результатов освоения Программы

5.1.1. Результаты обучения.

В данной группе результатов необходимо указать какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть обучающиеся в процессе освоения Программы.

*Пример: По окончании первого года обучения учащиеся будут:

- знать /понимать, иметь представление;

- уметь /владеть способами и др. (обязательное поле);

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (не обязательное поле).

5.1.2. Результаты воспитывающей деятельности.

В данной группе результатов необходимо указать планируемые результаты, отражающие развитие социально значимых личностных качеств обучающихся в процессе освоения Программы.

*Пример: Учащиеся будут:

- знать /понимать, иметь представление;

- уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле);

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (не обязательное поле);

5.1.3. Результаты развивающей деятельности.      

Планируемые результаты данной группы ориентированы на развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащегося в соответствии с поставленными задачами Программы.

*Пример: Учащиеся будут:

- знать /понимать, иметь представление;

- уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле);

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (не обязательное поле). 

6. Содержание Программы

Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами ее освоения. Нормативные ориентиры к отбору содержания Программы определены в документах: Приказ №196, Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

6.1. Учебный (тематический) план

Учебный (тематический) план (далее – УТП) оформляется в виде таблицы, которая включает в себя перечень разделов и тем с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий/формы текущего контроля/аттестации (см. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15. № 09-3242).

Если Программа составлена более чем на один год обучения, то УТП должен отражать особенности каждого года обучения. Количество часов в УТП ведется из расчета на одну учебную группу или на одного ученика, если Программа индивидуальная.

*Пример:

Учебный (тематический) план. 1-й год обучения 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Название раздела

 

 

 

 

1.1.

Название темы 1

 

 

 

 

1.2.

Название темы 2

 

 

 

 

2.

Название раздела

 

 

 

 

2.1.

Название темы 1

 

 

 

 

2.2.

Название темы 2

 

 

 

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

6.2. Календарный (тематический) план 

1-й год обучения

Календарный (тематический) план (не обязательный раздел, составляется по необходимости) отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты и формы проведения занятий.

*Пример:

Календарный (тематический) план. 1-й год обучения

№ п/п

Дата, время проведения занятий

Количество часов

Тема занятия

Форма проведения

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

7. Содержание Учебного (тематического) плана УТП 

УТП и его содержание должны соответствовать друг другу. Содержание УТП представляет собой реферативное описание разделов и тем с указанием форм занятий и срока освоения Программы. Если Программа написана на несколько лет обучения, то содержание должно быть представлено на каждый год обучения в соответствии с учебным планом.

7.1. Формы контроля и оценочные материалы

В данном разделе должны быть указаны форма и содержание входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии): проекты, конкурсы, выставки, отчетные концерты, открытые занятия и описание используемых оценочных средств (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.), которые позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения Программы.

7.2. Виды контроля:

- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования.

- текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ.)

- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в каждом учебном году). Презентация подготовленных учащимися творческих работ.

7.3. Формы и содержание итоговой аттестации:

- беседа;

- опрос;

- тестирование;

- презентация творческой работы (проекта).

7.4. Требование к оценке творческой работы

Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:

- определена и четко сформулирована цель работы;

- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;

- содержание работы изложено логично;

- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;

- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.

Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.

7.5. Критерии оценки достижения планируемых результатов 

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям

8. Организационно-педагогические условия реализации Программы 

8.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

В данном разделе указывается перечень современных и доступных источников, методических материалов, список литературы, интернет-ресурсы.

Источники оформляются в соответствии с современными требованиями к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ 7.0.5 – 2008).

8.2. Материально-технические условия реализации Программы.

В данном подразделе указывается перечень необходимых технических средств, используемых в образовательном процессе (компьютерное, мультимедийное оборудование, пакет обучающих программ (при наличии видео-, аудиосредства и т. д.) и необходимых при реализации Программы.

8.3. Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует педагог(и) дополнительного образования. 

9. Литература

В данном разделе указывается список литературы и интернет-ресурсы. 

Источники оформляются в соответствии с современными требованиями к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ 7.0.5 – 2008).