8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru

Среда, 27 Декабрь 2017 11:56

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Скачать рекомендации в PDF

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  (далее – Программа) является одним из основных документов детского творческого объединения, так как в ней отражаются приоритетные  концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной  деятельности и её результативности, организационные нормативы работы  творческого объединения. 

Программа является локальным нормативным документом, поэтому она  должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:  

  • обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете образовательного учреждения – анализ качества документа, его соответствия  уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым  документам и требованиям к содержанию дополнительного образования  детей. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол методического (педагогического) совета;  
  • утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.  

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования. 

При составлении Программ педагогам необходимо учитывать важные аспекты: 

  • соответствие Программы современным нормативным документам; 
  • наличие структурно-логических связей между определёнными компонентами Программы (названием, целью, планируемыми результатами, содержанием, оценочными материалами); 
  • следование компетентностной парадигме образования; 
  • чёткое определение оценочных средств результатов освоения Программы;
  • чёткое определение организационно-педагогических условий для  реализации конкретной Программы. 

Программы разрабатываются и реализуются по направленностям: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требование к результатам освоения Программы. 

Методические рекомендации помогут педагогам систематизировать представления о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, особенностях формирования её содержания и технологии оформления в условиях действующего законодательства.

1. Нормативно-правовые основания разработки Программы

1.1. Методические рекомендации разработаны на основе и в  соответствии с нормативно-правовыми документами:  

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в  Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020  № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее  – 273-ФЗ); 
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам, утверждённый приказом  Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.  № 196»; 
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы)»; 
  • Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г.  «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035,  от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. № 482). 

1.2. Образовательная организация обладает автономией, под которой  понимается её самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом и уставом образовательной организации: порядок разработки и реализации Программ, количество обучающихся в объединении,  формы обучения (273-ФЗ – ст. 28, п. 1).  

1.3. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (273-ФЗ – ст. 28, п. 2). 

1.4. Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов,  оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных  настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы  воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (273-ФЗ, ст. 2, п. 9).

2. Оформление и содержание структурных элементов Программы

Структурные элементы Программы:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Содержание Программы;
  • Формы аттестации и оценочные материалы;
  • Организационно-педагогические условия реализации Программы;
  • Приложения к Программе.

2.1. Титульный лист – первая страница, предваряющая Программу и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. В титульном листе указываются: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы, с указанием Ф.И.О. руководителя, даты и номера приказа, направленность и название программы, возраст учащихся, срок её реализации, Ф.И.О., должность автора (авторов) Программы, название города и год разработки Программы.

Пример оформления титульного листа Программы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ_________________

Принята на заседании методического (педагогического) совета

от «___»________________

Протокол №____________

Утверждаю

Директор ГБОУ____________

______________________ФИО

«___»_______________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Школа безопасности»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 14–16 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель (разработчик):

ФИО,

педагог дополнительного образования

г. Москва

20___ год

2.2. Пояснительная записка. Данный структурный элемент Программы содержит основные характеристики Программы:

  • направленность и уровень Программы;
  • актуальность Программы (современность, значимость, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Программы и т. п.);
  • цель и задачи Программы;
  • категория учащихся, для которой Программа актуальна;
  • формы и режим занятий (групповые, индивидуальные и др., периодичность и продолжительность занятий);
  • срок реализации Программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения);
  • планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет демонстрировать по завершению освоения Программы).

2.3. Содержание Программы. Данный структурный элемент Программы состоит из двух частей: учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана и направлен на достижение цели и задач Программы и планируемых результатов её освоения.

2.3.1. Учебный (тематический) план (УТП) оформляется в виде таблицы, составляется на каждый год обучения. УТП содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических и практических занятий, а также форм аттестации и контроля. Количество часов в УТП указывается из расчёта на одну группу.

Пример оформления учебного (тематического) плана:

Учебный (тематический) план


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

   

всего

теория

практика

 
           
 

 

Итого

       

В колонке «Формы аттестации (контроля)» указываются формы подведения итогов освоения каждого раздела (зачёты, проекты, конкурсы, выставки и т.п.) и средства контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы и т. п.).

2.3.2. Содержание учебного (тематического) плана – реферативное (краткое) описание разделов (модулей) и тем Программы в соответствии с учебным (тематическим) планом. В данном подразделе кратко описываются виды деятельности на занятии: теория (лекция, семинар, дискуссия, круглый стол, консультация и т.п.) и практика (практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, соревнование, игра, экскурсия и т.п.).

Пример оформления содержания учебного (тематического) плана:

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Основы фитодизайна

Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном (6 часов)

Теория (2 ч.). Различные виды растений для фитодизайна. Способы крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки. Инструменты: ножницы, кусачки, секатор, нож. Крепление: держатели, проволока. Сосуды: вазы, кувшины различной формы. Аксессуары: свечи, ленты. Растительный материал: линейный, основной, наполнитель.

Практика (4 ч.). Сбор и заготовка растительного материала для занятий фитодизайном: срезка, окрашивание, высушивание растений. Приемы безопасной работы ножницами, кусачками, секатором, ножом. Отработка приемов крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки.

Тема 1.2.

Теория …

Практика …


2.4. Формы контроля и оценочные материалы. Данный структурный элемент Программы содержит описание форм подведения итогов реализации Программы текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (зачеты, проекты, конкурсы, концерты, выставки, фестивали и т.п.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы и т. п.), которые позволяют определить достижение планируемых результатов учащимися.

2.5. Организационно-педагогические условия реализации Программы. Данный структурный элемент Программы состоит из двух частей:

  • материально-технические условия реализации Программы: характеристики помещений, перечень оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе;
  • учебно-методическое и информационное обеспечение Программы: обеспеченность Программы методическими материалами и современными литературными источниками, поддерживающими процесс обучения (нормативно-правовые акты и документы, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы). Все списки литературы и интернет-ресурсов оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018.

2.6. Приложения к Программе. Данный структурный элемент Программы может содержать дополнительную информацию: календарный учебный график, календарно-тематический план, планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора Программы.

Календарный учебный график – комплекс основных организационно-педагогических характеристик образовательного процесса, определяющий даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т. д. Календарный учебный график является приложением к Программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть, полугодие и т. д.) для каждой учебной группы.

Пример оформления календарного учебного графика


п/п

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

 

  

           

3. Уровневая дифференциация Программ

Государственная работа предоставляется государственным общеобразовательным организациям, государственным профессиональным образовательным организациям, государственным образовательным организациям высшего образования, государственным организациям дополнительного образования детей, подведомственным Департаменту образования и науки города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ на вводном, ознакомительном, базовом и углублённом уровнях (Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. №482)).

3.1. К вводному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 10 часов. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.2. К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.3. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 6 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; от 3 до 5 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиадах не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования и науки города Москвы, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.4. К углублённому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиадах не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования и науки города Москвы, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.5. Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению Программы, а материал Программы, должен учитывать особенности тех учащихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении Программы.

3.6. Обучение инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам за счёт средств бюджета города Москвы, на которые они были зачислены до достижения ими возраста 18 лет, осуществляется до окончания срока реализации данных программ вне зависимости от возраста инвалида.

4. Особенности организации образовательного процесса по Программам

Требования к организации образовательного процесса установлены  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28). 

Заключение 

При разработке дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы необходимо помнить, что Программа является  локальным нормативным документом образовательной организации. Она  должна быть изложена в научно-деловом стиле и выполнять действующие  требования и рекомендации Министерства просвещения РФ и Департамента  образования и науки города Москвы. Программа показывает уровень  профессиональной подготовки её разработчика.

Скачать рекомендации в PDF