8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 27 Декабрь 2017 11:56

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Введение

Данные методические рекомендации помогут педагогам систематизировать представления о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее – Программа), особенностях формирования её содержания и технологии оформления в условиях действующего законодательства и разработать качественный образовательный продукт.

При составлении Программ педагогам необходимо учитывать важные аспекты:

- соответствие Программы современным нормативным документам;

- наличие структурно-логических связей между определёнными компонентами Программы (названием, целью, планируемыми результатами, содержанием, оценочными материалами);

- следование компетентностной парадигме образования;

- чёткое определение оценочных средств результатов освоения Программы;

- четкое определение организационно-педагогических условий для реализации конкретной Программы.

Методические рекомендации составлены на основе методического пособия «Методические рекомендации по разработке и оценке качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Авторы:

Буйлова Л. Н. – заведующая кафедрой педагогики воспитания и дополнительного ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», кандидат педагогических наук, доцент.

Кривошеева Л. Б. – старший методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы, отличник образования РФ.

1. Нормативно-правовые основания разработки Программы

1.1. При составлении методических рекомендаций ссылались на следующие нормативно-правовые документы: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008), Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30). 

1.1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается её самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности: порядок разработки и реализации Программ, количество учащихся в объединении, формы обучения определяются образовательной организацией в локальных нормативных актах (273-ФЗ – ст. 28, п. 1). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими Программам (273-ФЗ – ст. 28, п. 2). 

2. Оформление и содержание структурных элементов Программы

Структура Программы включает в себя (273-ФЗ, ст. 2, п. 9) основные характеристики Программы, организационно-педагогические условия её реализации и формы аттестации 

2.1. Титульный лист Программы – первая страница, предваряющая текст Программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы (с указанием Ф.И.О. руководителя, даты и номера приказа), направленность и название программы, возраст учащихся, срок её реализации, Ф.И.О., должность автора (авторов) Программы, название города и год разработки Программы. 

Оформление титульного листа Программы 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Школа №____»

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

ГБОУ «Школа №____»

__________________Ф.И.О.

Печать

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный изобретатель»

Направленность: техническая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 7–8 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

 

Автор-составитель:

Иванов Иван Иванович,

педагог дополнительного образования

 

Москва, 201__

 

 2.2. «Пояснительная записка» содержит основные характеристики Программы: 

направленность и уровень Программы

актуальность (современность, значимость, востребованность, целесообразность, отличительные особенности Программы и т.п.); 

цель и задачи Программы

группу/категорию учащихся, для которой Программа актуальна; 

формы (групповые, индивидуальные и др.) и режим (периодичность и продолжительность) занятий; 

срок реализации Программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения); 

планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет демонстрировать по завершении обучения по Программе). 

2.3. Содержание Программы включает учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана. 

2.3.1. «Учебный (тематический) план» содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических (лекция, семинар, консультация, лабораторная работа и др.) и интерактивных/практических занятий (мастерская, самостоятельная работа, концерт, выставка, соревнование, игра, дискуссия, круглый стол, экскурсия и др.), а также форм аттестации и контроля (зачёт, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчётные выставки, отчётные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.), оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения; количество часов указывается из расчёта на одну группу).

Оформление учебного (тематического) плана 

п/п

Наименование раздела. темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

   

всего

теория

практика

 
           

2.3.2. Содержание учебного (тематического) плана – реферативное (краткое) описание разделов (модулей) и тем Программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, с указанием теоретических и интерактивных (практических) видов занятий. Содержание Программы направлено на достижение целей Программы и планируемых результатов её освоения. 

Оформление содержания учебного (тематического) плана 

 
 

         

Раздел 1. «_______________________________________________________»

            Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном (4 часа)

Теория (2 ч.)  Способы крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки. Инструменты: ножницы, кусачки, секатор, нож, держатели, проволока, лак. Сосуды: вазы, кувшины различной формы. Аксессуары: свечи, ленты. Растительный материал: линейный, основной, наполнитель. Различные виды растений.

Практика (2 ч.) Сбор и заготовка растительного материала для занятий фитодизайном: срезка, окрашивание, высушивание, покупка сухих растений.

 

2.3.3. Формы аттестации и оценочные материалы» содержат описание форм подведения итогов реализации Программы текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (проекты, творческие задания, конкурсы, выставки, выступления и т. д.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т. д.), которые позволяют определить достижение планируемых результатов учащимися. 

3. Организационно-педагогические условия реализации Программы

 3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы содержат: 

материально-технические условия реализации Программы (перечень помещений, оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе); 

учебно-методическое и информационное обеспечение Программы (обеспеченность Программы методическими материалами, перечень современных источников, поддерживающий процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы; основная и дополнительная литература; интернет-ресурсы (все списки оформляются в соответствии с требованиями действующих ГОСТ). 

3.2. Приложения к Программе – календарный учебный график, календарно-тематический план, планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора Программы. 

3.3. Календарный учебный график – комплекс основных организационно-педагогических характеристик образовательного процесса, определяющий даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т. д. Календарный учебный график является приложением к Программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть, полугодие и т. д.) для каждой учебной группы. 

Оформление календарного учебного графика 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

                 

 4. Уровневая дифференциация Программ 

4.1. Программы разрабатываются и реализуются по направленностям (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требование к результатам освоения Программы. «Государственная работа предоставляется государственным образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ: на вводном, ознакомительном, базовом и углублённом уровнях» (Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (в редакции от 30.08.2016 г. № 1035)

4.2. К вводному уровню относятся программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. Срок освоения Программы – не менее 10 часов; результатом обучения является освоение Программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся. 

4.3. К ознакомительному уровню относятся Программы, которые предоставляются жителям Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. Срок освоения такой Программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю; результатом обучения является освоение Программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. 

4.4. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Москвы в возрасте от 8 до 18 лет. Срок освоения программы – не менее 1 года; время обучения – от 3 до 5 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включённых в утвержденный ДОгМ перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования перечень, не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень – не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. 

4.5. К углублённому уровню относятся Программы, которые предоставляются жителям Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим Программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения такой Программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для Программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю для иных Программ. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включённых в утверждённые Департаментом образования перечни, не менее 80% обучающихся; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий, входящих в утверждённые Департаментом образования города Москвы перечни, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. 

4.6. Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению Программы, а материал Программы, должен учитывать особенности тех учащихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении Программы. 

Уровневая дифференциация Программ 

Характеристики

Вводный уровень

Ознакомительный уровень

Базовый уровень

Углублённый уровень

1. Категории обучающихся:

- возраст

- уровень образования

 

5–18

любой

 

5–18

любой

 

8–18

обучающиеся

студенты

 

12–18

обучающиеся

студенты

2. Категории организаций  

ОО, ОДО, колледж

ОО, ОДО, колледж

ОО, ОДО, колледж

ОО, ОДО, колледж

3. Срок обучения

не менее 10 часов

не менее 3 месяцев

не менее 1 года

не менее 1 года

не менее 2 лет

4. Количество часов

по Программе

от 1 до 3 часов в неделю

от 3 до 5 часов в неделю

от 2 до 8 часов в неделю

от 4 до 8 часов в неделю

5. Результат обучения

1. Освоение Программы.

2. Переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся

1. Освоение Программы

2. Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся

1. Участие в общегородских мероприятиях не менее 50% обучающихся.

2. Вхождение в число победителей и призёров городских и всероссийских олимпиад, не менее 10% обучающихся. 3. Переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся

1. Участие в общегородских мероприятиях не менее 80% обучающихся.

2. Вхождение в число победителей и призёров городских и всероссийских олимпиад не менее 50% обучающихся   

5. Особенности организации образовательного процесса по Программам

5.1. Требования к организации образовательного процесса установлены СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41). 

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования 

(Приложение № 3 к СанПин 2.4.4.3172-14) 

№ п/п

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

 1.

Техническая

2–3

2 по 45 мин.

1.1.

Объединения с использованием компьютерной техники

1–3

2 по 45 мин.;
2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет

 2.

Художественная

2–3

2–3 по 45 мин.

2.1.

Объединения ИЗО и декоративно-прикладного искусства

2–3

2–4 по 45 мин.

2.2.

Музыкальные и вокальные объединения

2–3

2–3 по 45 мин. (групповые занятия),
30–45 мин. (индивидуальные занятия)

2.3.

Хоровые объединения

2–4

2–3 по 45 мин.

2.4.

Оркестровые объединения

2–3

30–45 мин. (индивидуальные занятия),
репетиция до 4 час.
с внутренним перерывом 20–25 мин.

2.5.

Хореографические объединения

2–4

2 по 45 мин.;
2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет;

3.

Туристско-краеведческая

2–4,

1–2 похода или занятия на местности в месяц

2–4 по 45 мин.;занятия на местности или поход до 8 часов

4.

Естественно-научная

1–3

2–3 по 45 мин.; занятия на местности или поход до 8 часов

5.

Физкультурно-спортивная

2–3

 

5.1.

Занятия в секциях физической культуры и спорта

2–3

2 по 45 мин.;

1 по 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет

5.2.

Спортивно-оздоровительные группы

2–3

2 по 45 мин.;

1 по 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет

5.3.

Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта

2–3

2 по 45 мин.

5.4.

Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта

2–3

2 по 45 мин.

6.

Социально-педагогическая

1–2

1–2 по 45 мин.

6.1.

Тележурналистика

2

2–3 по 45 мин.

6.2.

Военно-патриотическое объединение

2–4

1–3 по 45 мин.; занятия на местности или поход до 8 часов

6.3.

Дошкольное развитие

2–3

1–4 по 30 мин.

5.2. К освоению Программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования; в работе объединений (при наличии условий и согласия педагога) могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.