Методические рекомендации для педагога, ответственного за организацию деятельности Блока дополнительного образования
Педагогу, назначенному ответственным за организацию деятельности Блока дополнительного образования (далее – БДО), необходимо предпринять поэтапные действия аналитического и организационного порядка.
Эти действия можно представить в виде следующих этапов.
1. Аналитический этап
Подготовительная аналитическая работа состоит в следующем:
1.1. Проанализировать цели и задачи образовательной организации, выявить направленности, являющиеся ведущими в соответствии с приоритетными направлениями, Программами и Мегапроектами Департамента образования города Москвы.
1.2. Привести в соответствие запросы детей и родителей на дополнительные общеобразовательные услуги с реальной возможностью образовательной организации.
1.3. Проанализировать творческий потенциал учителей, родителей, выпускников школы – студентов вузов, которые могут стать руководителями объединений БДО.
1.4. Оценить материально-технические возможности образовательной организации.
1.5. Изучить должностные обязанности заместителя директора по дополнительному образованию, педагога дополнительного образования, педагога-организатора, классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня, вожатого, методиста по дополнительному образованию детей.
1.6. Изучить основные нормативные документы по организации БДО (законы, приказы, инструкции, распоряжения и т. д.), а также программные документы федерального уровня.
Анализ позволит привести в соответствие социальный заказ и реальные возможности БДО образовательной организации, наметить перспективы развития.
2. Проектировочный этап. Перспектива развития
Чтобы составить Программу развития БДО, необходимо ответить на следующие вопросы:
2.1. Какие направленности и объединения БДО необходимы образовательной организации для реализации целей и задач?
2.2. Какие объединения и в какой форме можно открыть на базе данной образовательной организации с приглашением соответствующих специалистов?
2.3. Какие объединения можно вывести на базу специализированных учреждений, с которыми заключён договор о сетевом взаимодействии?
2.4. В какой мере материально-техническая база соответствует современным требованиям? За счёт чего её можно усовершенствовать?
2.5. Как научить младших школьников свободно ориентироваться в формах обучения и направленностях дополнительного образования?
2.6. Какую предпрофессиональную подготовку можно предложить школьникам, исходя из возможностей БДО?
2.7. С какими организациями и учреждениями можно составить договор о сетевом взаимодействии?
Ответы на эти вопросы помогут составить план действий по совершенствованию системы дополнительного образования в рамках воспитательной модели образовательной организации.
3. Программно-методическое обеспечение дополнительного образования образовательной организации
К программно-методическому обеспечению системы дополнительного образования относятся:
3.1. Блок дополнительного образования детей или Положение о БДО, внесённые в Устав образовательной организации.
3.2. Специфика или особенность образовательной организации, определяемая направленностями, содержанием и формами реализации тех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – ДООП), которые актуальны именно для данной образовательной организации.
В описании БДО необходимо указать:
- по каким направленностям в образовательной организации осуществляется дополнительное образование детей;
- какими типами ДООП определяется содержание БДО (например, модифицированными, модульными, комплексными, авторскими);
- в каких формах осуществляется образовательная деятельность (кружки, студии, секции, проекты);
- кто может обучаться по ДООП;
- на какой основе реализуются ДООП (бюджет, внебюджет).
Для составления формулировки необходимо использовать следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам);
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).
- Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Федеральный национальный проект «Успех каждого ребёнка»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.09.2020 № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482).