8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 12 Декабрь 2017 14:51

Мониторинг развития детей в системе дополнительного образования

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов образовательных организаций

Авторы составители: Кривошеева Л.Б., Еремина А.А., Чумакова И.М.

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Для мониторинга развития учащихся в системе дополнительного образования предлагается использовать комплекс психолого-педагогических методик, направленных на определение уровня развития личности учащихся.

В состав диагностического комплекса включены методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. Психодиагностические методики имеют четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и по уровню сложности соответствуют возрастным особенностям исследуемых детей.

Рекомендованные психодиагностические методики могут быть использованы педагогами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав ребенка от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для педагогов дополнительного образования предлагается метод структурированного наблюдения за поведением учащихся в процессе учебно-практической деятельности и его оценивание по определенным параметрам в таблице мониторинга. Возможно проведение обследования совместными усилиями психологов и педагогов и занесение обобщенных результатов в таблицу мониторинга. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года.

Мониторинг развития личности учащихся начальных классов в системе дополнительного образования

(материалы для педагогов дополнительного образования)

Для педагогического мониторинга развития учащихся предлагается метод структурированного наблюдения за поведением детей в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Возможно проведение обследования совместными усилиями педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов с занесением обобщенных результатов в Карту группы. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года.

Шкала оценок

Параметры

Критерии

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами)

Баллы

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Интерес практически не обнаруживается

1

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

4

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

5

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

3

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

4

Нравственно-этические установки

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

1

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

3

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает

4

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

5

Познавательная сфера

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется

1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при вы­полнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересу­ющих вопросов довольно узок

2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с инте­ресом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Регулятивная сфера

Произвольность деятельности

Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, сти­мулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятель­ности часто отвлекается, трудности преодолевает только при пси­хологической поддержке

2

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодоле­вает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Уровень развития контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

4

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

Коммуникативная сфера

Способность к сотрудничеству

В совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

Карта группы

Оцениваемые  параметры

 

Фамилия, имя учащегося

Личностная сфера

Познавательная сфера

Регулятивная сфера

Коммуникативная сфера

Сумма баллов

Мотивация (выраженность интереса к занятиям)

Самооценка собственной деятельности на занятиях

Нравственно-этические   установки

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Произвольность деятельности

Уровень развития контроля

Способность к сотрудничеству

 
 

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

 

Мониторинг результатов развития учащихся начальной школы в системе дополнительного образования

(материалы для педагогов-психологов)

Для мониторинга развития учащихся в системе дополнительного образования предлагается использовать комплекс психолого-педагогических методик, направленных на определение уровня развития личности учащихся.

В состав диагностического комплекса включены методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований. Психодиагностические методики имеют четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и по уровню сложности соответствуют возрастным особенностям исследуемых детей. Оцениваемые параметры и методики представлены в Таблице 1. Результаты заносятся в мониторинговую Карту группы.

Таблица 1

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности качества (оценивается в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами)

Баллы

Дополнительные методы психологической диагностики (для педагогов -психологов)

Личностная сфера

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Интерес практически не обнаруживается

1

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса. [1]

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

4

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

5

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

 

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

3

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

4

Нравственно-этические   установки

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

1

1. Моральная дилемма

7. Анкета «Оцени поступок» [1]

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

3

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично нарушает

4

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

5

Познавательная сфера

 

Внимание

Уровень сформированности внимания

Низкий уровень сформированности внимания

1

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) [1]

Средний уровень сформированности внимания

2

Высокий уровень сформированности внимания

3

Память

Уровень развития кратковременной смысловой памяти

Низкий уровень

1

Тест кратковременной памяти и умозаключений (Овчарова Р.В.) [2]

Средний уровень

2

Высокий уровень

3

Познавательная активность

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

1

 

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при вы­полнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересу­ющих вопросов довольно узок

2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с инте­ресом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Мышление

Уровень сформированности   логических операций (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обу­чающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятель­ный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется

1

1. Тест кратковременной памяти и умозаключений (Овчарова Р.В.) [2]

2. Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) [3]

Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания

2

Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и уста­новления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого

3

Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скры­тый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи

4

Регулятивная сфера

 

Регулятивные функции

Произвольность деятельности

Деятельность хаотична, непродуманна; прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; сти­мулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

 

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адек­ватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятель­ности часто отвлекается, трудности преодолевает только при пси­хологической поддержке

2

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодоле­вает трудности в работе, доводит дело до конца

3

 

Уровень развития контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

1

 

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

4

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

Коммуникативная сфера

 
 

Способность к сотрудничеству

В совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

1. Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007) [1]

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

Уровень коммуникативности

Отношение к общению негативное, замкнут, повышена обидчивость, раздражительность, значительные трудности вхождения в новый коллектив

1

Анкета оценки коммуникативных особенностей учащихся[4]

Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время один. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми и выступлениях перед классом, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды, редко проявляет инициативу в общении

2

 

Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении

3

Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится к расширению круга знакомств.

4

Испытывает потребность в общении, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, принимает самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях

5

Карта группы

Оцениваемые  параметры

 

 

Фамилия, имя учащегося

Личностная сфера

Познавательная сфера

Регулятивная сфера

Коммуникативная сфера

Сумма баллов

Мотивация (выраженность интереса к занятиям)

Самооценка деятельности на занятиях

Нравственно-этические   установки

Уровень сформированности внимания

Уровень развития кратковременной смысловой памяти

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень сформированности   логических операций

Произвольность деятельности

Уровень развития контроля

Способность к сотрудничеству

Уровень коммуникативности

 

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         

 

Приложение 1

Психолого-педагогические методики для оценки развития личности учащихся младших классов.

Личностная сфера

1. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса [1]

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.

Ситуация оценивания:

методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.

Критерии оценивания представлены в Таблице 1.

Уровень

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые

2. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач

Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов

Уровни

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней:

1 – отсутствие интереса,

2 – реакция на новизну,

3 – любопытство,

4 – ситуативный учебный интерес,

5 – устойчивый учебно-познавательный интерес;

6 – обобщенный учебно-познавательный интерес.

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий; уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 – как очень высокий.

2. Моральная дилемма [1]

(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания.

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.

Метод оценивания: беседа.

Текст задания:

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал в раздевалке. Антону очень хотелось пойти домой, поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро вернется папа с работы и будет работать на компьютере.

1. Что делать Антону?

2. Почему?

3. А как бы поступил ты?

Уровни решения моральной дилеммы – ориентация на интересы и потребности других людей, направленность личности – на себя или на потребности других.

Варианты ответа на вопрос № 1 (№ 3):

1 – решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера: «пойти домой играть»;

2 – стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других: найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер;

3 – отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи: «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти».

Уровни развития моральных суждений:

Варианты ответов на вопрос № 2:

1 – стадия власти и авторитета («Олег побьет, если Антон не поможет», «Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе»);

2 – стадия инструментального обмена («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал»);

3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот);

4 – стадия «закона и порядка» («люди должны помогать друг другу»).

4. Анкета «Оцени поступок» [1] (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники.

Форма (ситуация оценивания): фронтальное анкетирование.

Детям предлагалось оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:  1 балл – так делать можно, 2 балла – так делать иногда можно, 3 балла – так делать нельзя, 4 балла – так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут в зависимости от возраста детей.

В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Э. Туриэлю).

Вид социальных норм

Категории конвенциональных норм

Конвенциональные нормы

Мини-ситуации нарушения конвенциональных норм

Конвенциональные нормы

ритуально-этикетные

  • культура внешнего вида,
  • поведение за столом,
  • правила и формы обращения в семье
  • не почистил зубы;
  • пришел в грязной одежде в школу;
  • накрошил на столе;
  • ушел на улицу без разрешения

организационно- административные

  • правила поведения в школе,
  • правила поведения на улице,
  • правила поведения в общественных местах
  • вставал без разрешения на уроке;
  • мусорил на улице;
  • перешел дорогу в неположенном месте

Вид социальных норм

категория моральных норм (по Э. Туриелю)

моральные нормы

мини-ситуации нарушения моральных норм

Моральные нормы

нормы альтруизма

 

 

 

 

нормы ответственности, справедливости и законности

  • норма помощи;
  • норма щедрости;

 

 

 

  • норма ответственности за нанесение материального ущерба
  • не предложил друзьям помощь в уборке класса;
  • не угостил родителей конфетами;
  • взял у друга книгу и порвал ее

– семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

– четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

1 балл 

Так делать можно

2 балла

Так делать иногда можно 

3 балла

Так делать нельзя 

4 балла

Так делать нельзя ни в коем случае 

 

Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

  • Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
  • Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
  • Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
  • Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
  • Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
  • Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
  • Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
  • Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
  • Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
  • Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
  • Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
  • Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
  • Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
  • Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
  • Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
  • Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
  • Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
  • Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни:

1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;

2 – суммы равны (+ 4 балла);

2 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4;

Познавательная сфера

1. Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) [1]

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.

Возраст: ступень начального образования (10,5 – 11 лет).

Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я. Гальперин). В исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3-й класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), ис­правь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, осо­бенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требует­ся знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь лю­дям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на каче­ство пропущенных ошибок: пропуск слов в предложе­нии, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

  • 0—2 — высший уровень внимания,
  • 3—4 — средний уровень внимания,
  • более 5 — низкий уровень внимания.

2. Тест кратковременной памяти и умозаключений [2]

Как видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же учеб­ного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей — кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена од­ним из видов умозаключений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:

— Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно от­вечает утвердительно.)

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребенок обычно от­вечает согласием.)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искаже­ний воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит. «Ниче­го, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»

В протоколе фиксируется количество повторений, которые по­требовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель слу­жит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти об­следуемого ребенка; чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень.

При этом используется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развитая кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

8

5-7

1-4

Семилетки

7

4-6

1-3

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, прове­ряющий переходит к проверке его способностей осуществлять про­стейшие умозаключения:

— Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, прове­ряющий говорит:

— Ну-ка, давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заклю­чительная часть рассказа — сам вопрос.)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:

— А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осу­ществлять простейшие умозаключения учитывается общее коли­чество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом ис­пользуется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом)

низкий

средний

высокий

6 лет

10

5-9

1-4

7 лет

8

4-7

1-3

Наблюдения за выполнением ребенком всех, четырех описан­ных выше тестов дают возможность судить об уровне его умствен­ной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности: к выполнению зада­ний ребенок приступает только после дополнительных побужде­ний, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обна­ружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внеш­ней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2. Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к выполне­нию предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале про­являет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепен­ные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А иноп­ланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в ко­торой проводится собеседование, к учителю. Охотно поддержива­ет с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий вклю­чается без промедления, прилагает усилия к преодолению труд­ностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается в игровую ситуа­цию, внося в нее элементы фантазирования.

3. Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) [3]

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.

Цель:исследование словесно-логического мышления младших школьников.

Контингент: младшие школьники.

Требования к пользователю – использование данной методики возможно специалистом с квалификацией «Психолог».

Характер предъявления – возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.

Ограничения: подходит для детей с условно нормативным развитием.

Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов

Тест состоит из 4 субтестов, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитывать как психолог, так и дети могут читать про себя. Возможно комбинированное предъявление задания: сначала психолог читает вслух задание, затем дети повторно про себя. Обычно третий субтест взывает наибольшие сложности, поэтому стоит пояснить инструкцию к нему на разнообразных тренировочных заданиях.

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в четвертом субтесте даны в скобках.

1-й субтест

"Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните".

Задание

Оценка выполнения в баллах

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

1,9

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

2,8

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

2.7

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

2,3

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

2,6

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

2,2

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

2,8

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

3,4

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

2,8

10. Пассажирский транспорт (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

2,6

2-й субтест

Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти – лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно: какое слово лишнее и почему? Правильный ответ подчеркните".

Задание

Оценка выполнения в баллах

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2,6

2. Река, озеро, море, мост, болото

2,3

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

2,7

4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород

2,6

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

2,4

6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

2,5

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

2,5

8. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

2,3

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

3,0

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный

2,7

3-й субтест

Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза – ... Правильный ответ подчеркните".

Задание

Оценка выполнения в баллах

1

Огурец

Роза

2,0

Овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

2,4

Морковь

забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

2,2

Ученик

очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

2,6

Ваза

клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

2,4

Рука

чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный

Мокрый

2,1

Светлый

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы

Термометр

2,5

Время

стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

2,2

Мотор

река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

2,2

Скатерть

мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

2,1

деревянный

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

4-й субтест

Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать ... ? Правильный ответ запишите".

Задание

Оценка выполнения в баллах

1. Метла, лопата (инструменты)

2,6

2. Лето, зима (времена года)

2,1

3. Окунь, карась (рыбы)

3,0

4. Огурец, помидор (овощи)

2,2

5. Сирень, шиповник (кустарники)

2,6

6. Шкаф, диван (мебель)

3,0

7. Июнь, июль (месяцы)

2,4

8. День, ночь (время суток)

2,8

9. Слон, муравей (животные)

2,2

10. Дерево, цветок (растения)

2,2

Обработка результатов.

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.

Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение 1–2-го субтестов – по 26 баллов, 3-го – 23 балла, 4-го – 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100–80 баллов – высокий уровень умственного развития;

79–60 баллов – средний уровень;

59–40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39–20 баллов – низкий уровень развития;

меньше 20 баллов – очень низкий уровень.

Анализ и предоставление результатов

При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.

Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице, в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник (см. Приложение).

Требования к материалу: материал должен быть отпечатан черным цветом на белом листе разборчиво, доступно для чтения и работы с ним.

Бланк для учащихся

Класс________ Фамилия, Имя_____________________________   Дата_____________ Возраст________

1-й субтест

  • У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
  • В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  • В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
  • Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  • В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
  • Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
  • Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
  • Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  • У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  • Пассажирский транспорт (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

2-й субтест

  • Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  • Река, озеро, море, мост, болото.
  • Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  • Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.
  • Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
  • Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  • Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  • Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
  • Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  • Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный.

3-й субтест

1. Огурец                                  роза

    овощ                        сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Огород                                  сад

    морковь                    забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. Учитель                                 врач

    ученик                       очки, больница, палата, больной, термометр

4. Цветок                                  птица

    ваза                           клюв, чайка, гнездо, перья

5. Перчатка                               сапог

    рука                            чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный                                  мокрый

    светлый                       солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы                                       термометр

     время                         стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина                                   лодка

    мотор                           река, моряк, болото, парус, волна

9. Стол                                         пол

    скатерть                        мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

10. Стул                                        игла

      деревянный                 острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

4-й субтест

  • Метла, лопата ________________________________________
  • Лето, зима ___________________________________________
  • Окунь, карась ________________________________________
  • Огурец, помидор ______________________________________
  • Сирень, шиповник _____________________________________
  • Шкаф, диван __________________________________________
  • Июнь, июль ___________________________________________
  • День, ночь ____________________________________________
  • Слон, муравей _________________________________________
  • Дерево, цветок ________________________________________

Приложение (Сводная таблица)

Фамилия ученика

1-й субтест

2-й субтест

3-й субтест

4-й субтест

Общий балл

Уровень

               
               
               
               
               
               

 

Коммуникативная сфера

1. Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007) [1]

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: ступень начальной школы (10,5–11 лет).

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т. е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
  • умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено, или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

2. Анкета оценки коммуникативных особенностей учащихся [4]

(Е.Л. Черкасова «Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие»; НКЦ, М., 2011)

Коммуникативные свойства учащихся можно определить с помощью модифицированной методики «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (Л.А. Головей, 2002). Вопросы предлагаемой анкеты направлены на выявление склонности ребёнка к общению и определение уровня его коммуникативных особенностей, коммуникативно-речевой активности.

Детям предлагается «Лист ответов», в котором отражена нумерация 22­ вопросов. Вопросы зачитываются учителем. Учащимся нужно с помощью знаков («+» или «–») дать утвердительный или отрицательный ответ в «Листе ответов».

  • У тебя много друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
  • Тебя долго беспокоит чувство обиды, причиненное кем-то из товарищей?
  • У тебя есть желание знакомиться с разными новыми людьми?
  • Верно, что тебе приятнее проводить время с книгами или за другими занятиями, чем с людьми?
  • Ты легко устанавливаешь контакты с людьми, которые значительно старше тебя по возрасту?
  • Ты трудно включаешься в новую для тебя компанию?
  • Ты легко можешь заговорить с незнакомыми людьми?
  • Ты трудно осваиваешься в новом коллективе?
  • Ты стремишься при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  • Тебя раздражают окружающие люди, и хочется ли тебе побыть одному?
  • Тебе нравится постоянно находиться среди людей?
  • Ты испытываешь чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  • Ты любишь участвовать в коллективных играх?
  • Правда, что ты чувствуешь себя неуверенно среди малознакомых людей?
  • Ты думаешь, что тебе легко развеселить малознакомую компанию?
  • Ты стремишься ограничить круг своих знакомых небольшим числом товарищей?
  • Ты себя легко чувствуешь, попав в незнакомую компанию?
  • Правда, что ты чувствуешь себя неуверенно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  • Верно, что у тебя много друзей?
  • Часто ты стесняешься при разговоре с малознакомыми людьми?
  • Испытываешь ты необходимость в общении?
  • Во время разговора тебя раздражают другие люди?

Ответы сопоставляются с дешифратором.

Дешифратор

Коммуникативные склонности

Ответы

положительные

отрицательные

вопросы 1‑го столбца

вопросы 2‑го столбца

Затем подсчитывается количество совпадений по коммуникативным склонностям (Кх). После этого вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных склонностей (Кк) как отношение количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) к максимально возможному числу совпадений (22) по формуле: Кк = Кх/22. Для качественной интерпретации результатов следует соотнести полученные коэффициенты (Кк) со шкалой оценок уровня коммуникативных склонностей.

Шкала оценок коммуникативных склонностей

Коэффициент коммуникативных склонностей

Уровень коммуникативных склонностей

0,10–0,45

1-­й

0,45–0,55

2-­й

0,56–0,65

3-­й

0,66–0,75

4-­й

0,75–1,00

5-­й

Уровни коммуникативных склонностей характеризуются определенными качественными параметрами:

  • 1­-й уровень – низкий. Определяется негативным отношением к общению, замкнутостью, повышенной обидчивостью, раздражительностью, значительными трудностями вхождения в новый коллектив.
  • 2­-й уровень – ниже среднего. Дети, имеющие этот уровень развития коммуникативных склонностей, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новом коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой. Они ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу в общении.
  • 3­-й уровень – средний. На этом уровне у учеников отмечается стремление к контактам с разными людьми, отстаивание своего мнения, однако потенциал их склонностей, инициативность недостаточно устойчивы.
  • 4­-й уровень – высокий. На этом уровне дети проявляют инициативу в общении, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся к расширению круга знакомств.
  • 5­-й уровень – очень высокий. Дети, имеющие этот уровень развития коммуникативных склонностей, испытывают потребность в общении, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.

Лист ответов (бланк)

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Класс _________________________________________

Дата _________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

 

Методика оценки социализации обучающихся в системе дополнительного образования

 

Для оценки уровня социализации и воспитанности учащихся предлагается метод структурированного наблюдения за поведением в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Карта заполняется 1 раз в год (в конце года).

Карта оценки социально-личностных качеств детей

Ф.И.О.

Социально-личностные качества

                                             

Принимает и выполняет правила группового поведения

                                             

Умеет встать на позицию другого

                                             

Проявляет готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

                                             

Проявляет этические чувства – стыда, вины, совести

                                             

Способен анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей

                                             

Проявляет свои эмоции приемлемым способом

                                             

Способен подчинять свои интересы интересам коллектива

                                             

В общем деле видит свою ценность

                                             

Умеет найти область деятельности для проявления своих интересов

                                             

Стремится к самовыражению

                                             

Осознает многообразие традиций и обычаев других народов и культур

                                             

Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни

                                             

Проявляет бережное отношение к природе и окружающей среде

                                             

Уровень сформированности качества личности оценивается по пятибалльной системе:
«1» – качество не проявляется;
«2» – качество проявляется редко;
«3» – качество проявляется почти всегда, но под воздействием педагога;
«4» – качество проявляется почти всегда.

Методика оценки уровня воспитанности ученика

(Н.П. Капустин. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.)

Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её.

Разъяснив смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале.

Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда.

Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.

Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко.

Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда.

Отметка «1» не используется.

Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае если родитель или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится.

Затем все отметки по каждому показателю складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл по каждому критерию. В результате получим 6 средних отметок, потому что 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общую сумму баллов ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, – последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.

Анкеты сохраняются, чтобы на следующий учебный год видеть результаты за прошедший учебный год и сравнить с новыми показателями.

I уровень воспитанности – высокий – средняя отметка от 4 до 5 баллов.

II уровень воспитанности – средний – средняя отметка от 3 до 4 баллов.

III уровень воспитанности – низкий – средняя отметка от 2 до 3 баллов

IV уровень воспитанности – отрицательный – средняя отметка от 1 до 2 баллов.

Используя полученные данные, целесообразно выстраивать графики воспитанности учащихся класса, которые позволяют проследить динамику воспитательных процессов.

Анкета для учащихся 3–5-х классов

Отношения и показатели.

Самооценка

Оценка родителей

Классного руководителя

Итоговая отметка

 

3 кл.

4 кл.

5 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

1. Эрудиция.

Мне интересно учиться

Я всегда выполняю домашние задания

Я люблю читать

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я стремлюсь получать хорошие отметки

                       

2. Отношение к школе.

Я выполняю Устав школы

Я выполняю Правила для учащихся

Я выполняю правила внутреннего распорядка,

Я участвую в делах класса и школы

Я добр в отношениях с людьми

Я справедлив в отношениях с людьми

                       

3. Прилежание.

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я самостоятелен

Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

                       

4. Отношение к природе.

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

                       

5. Эстетический вкус.

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я ценю красоту в своих делах

Я вижу прекрасное в жизни

                       

6. Отношение к себе.

Я управляю собой, своим поведением

Я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

Я забочусь о своём здоровье

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

                       

Анкета для учащихся 1–2-х классов

Мои отношения

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговая отметка

 

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1. Любознательность.

Мне интересно учиться

Я люблю читать

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Мне нравится выполнять домашние задания

Я стремлюсь получать хорошие отметки

           

2. Отношение к школе.

Я выполняю правила для учащихся,

Я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах класса и школы

           

3. Отношение к труду.

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

В семье мне нравится помогать выполнять домашнюю работу

Мне нравится дежурство в школе

           

4. Бережное отношение.

К природе

К земле

К животным

           

5. Красивое в моей жизни.

Я аккуратен в делах

Мне нравится всё красивое вокруг меня

Я вежлив в отношениях с людьми

           

6. Отношение к себе.

Я управляю собой

Я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

У меня нет вредных привычек

           

Специфика оценки личностных достижений учащегося с ограниченными возможностями здоровья при реализации дополнительной образовательной программы

Организация дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. При организации получения образования детьми этой категории целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные ст. 50 Закона РФ "Об образовании", а также детализированные в письме Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ­150/06.

В образовательной программе дополнительного образования необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые присущи данной категории нарушений развития (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, нарушения интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата и др.). Учет индивидуальных особенностей должен проводиться в различных составляющих образовательной программы, а именно:

Реализация учебного плана дополнительного образования, программ может сопровождаться тьюторской поддержкой.

Можно выделить различные типы программ дополнительного образования, которые ориентированы на возрастные, индивидуальные результаты (уровни) учебных (общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы), личностных (изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий) достижений.

В процессе работы педагог может определить познавательный диапазон уровня освоения предложенного учебного материала.

При оценке личностных достижений детей с ограниченными возможностями здоровья анализируются три основных блока параметров:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • морально-этическая ориентация.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В качестве основных критериев оценки определены: сформированность внутренней позиции обучающегося, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса, овладение умениями и новыми компетенциям, интерес, сформированность основ гражданской идентичности, знаний моральных норм, состояние самооценки.

1. Состояние внутренней позиции обучающегося

Критерий оценки

Уровень

Дополнительный признак оценки

Эмоциональное отношение обучающегося к занятиям

Позитивный

Безразличный  

Негативный

Для детей с нарушением интеллекта, эмоционально-волевыми проблемами характерна смена настроения, ситуативность реагирования. Эмоциональные проявления могут быть различными от негативного, до ярко позитивного

2. Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания

Шкала позволяет определить состояние ориентированности ребенка на положительный пример поведения других детей

Критерий оценки

Уровень

Дополнительный признак оценки

Ориентировка на хорошее поведение

Ориентирован

Безразличен

Не выделяет

Младший школьник конструктивно реагирует на критику неправильного поведения, выделяет в коллективе одноклассников более успешных детей, пытается учесть замечания при последующей работе. Для детей с нарушением интеллекта характерно отсутствие самостоятельной ориентировки на образец поведения, требуется постоянное педагогическое поощрение хорошего поведения, стимулирование со стороны педагога

3. Ориентации на содержательные моменты образовательного процесса

Шкала позволяет определить уровень ориентирования в задании, учебного сотрудничества с педагогом, товарищами

Критерий оценки

Уровень

Дополнительный признак оценки

Ориентировка на выполнение учебной задачи и разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения, в зависимости от конкретных условий

Высокий, самостоятельный

 

Средний, с элементами помощи со стороны педагога

Низкий, всегда с помощью

Младший школьник производит выбор в доступных задачах наиболее эффективные способы решений самостоятельно, использует различные алгоритмы достижений, постоянно совершенствует и включает в действие новые.

Для детей с нарушением зрения необходимо сопровождение речевой инструкцией, шаблоны действия, оказание помощи; для детей с нарушением слуха необходим наглядный шаблон, схема и др.

Ребенок с нарушением интеллекта новый вид задания, с новым способом действия выполнить самостоятельно не может

Характер учебного сотрудничества с педагогом и товарищами

Высокий

Средний

Низкий

Младший школьник, ориентированный на коллективную работу и взаимодействие может продуктивно организовать совместную деятельность – учитывать условия, видеть цели достижений и др.

Способность сохранять доброжелательные отношения с товарищами по деятельности. Для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, нарушением эмоционально-волевого спектра необходима постоянная поддержка педагога. Стимулирование к сотрудничеству, определение конкретного звена достижимого действия

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Высокий

Средний

Низкий

При выполнении совместных заданий младший школьник замечает ошибки выполнения задания, исправляет, пытается оказать помощь товарищу. Для детей с нарушением зрения такой вид контроля должен строится в сопровождении со словесной инструкцией

4. Овладение умениями и новыми компетенциям, интерес

Шкала позволяет определить состояние учебно-познавательного интереса к овладению новыми компетенциями

Критерий оценки

Уровень

Дополнительный признак оценки

Овладение умениями и новыми компетенциями

Высокий, самостоятельный

Средний, с элементами помощи со стороны педагога

Низкий, всегда с помощью

Младший школьник стремиться выполнить задание с наибольшим проявлением себя, продемонстрировать собственные новые умения, осуществляет перенос способов действий на другие сферы.

Ребенок с нарушением интеллекта новый вид задания, с новым способом действия осваивает с большими затруднениями даже с помощью педагога, выполнить самостоятельно не может – необходим подбор простых и доступных по содержанию заданий, многократное повторение и закрепление известного действия в новой ситуации

Наличие интереса

Ситуативный учебный интерес

Устойчивый учебно-познавательный интерес

Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной.

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. Преобладающий уровень у детей с нарушением интеллекта

Реакция на новизну

Испытывает значительный интерес.

Интерес  возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

Любознательность

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает. Преобладающий уровень у детей с нарушением речи, зрения, слуха

5. Сформированность основ гражданской идентичности, знаний моральных норм

Критерий оценки

Уровень

Дополнительный признак оценки

Осознание и уважение к культуре и традициям народов России и мира

Высокий

Средний

Низкий

Младший школьник знает о поликультурном отношении людей в мире, взаимоуважении людей друг к другу вне принадлежности к той или иной народности, нации и др., может аргументировать собственную позицию;

для детей с нарушением развития характерна фрагментарность, избирательность знаний;

для детей с нарушением интеллекта характерны узкая группа знаний о ближайшем окружении, месте жительства и др.

Состояние доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей

Высокий

Средний

Низкий

Младший школьник доверяет взрослому, проявляет сопереживание в случае неудачи товарищу, может аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. У детей с нарушением развития данные способности проявляются только при условии долговременного педагогического воздействия

Состояние знаний моральных норм и сформированность морально-этических суждений

Высокий

Средний

Низкий

Младший школьник знает основные бытовые моральные нормы общежития людей, правила поведения в обществе, умеет формулировать, аргументировать позицию, убеждать в правильности своего поступка, уступать

6. Состояние самооценки

Критерий оценки

Уровень

Дополнительный признак оценки

Высота, степень удовлетворенности результатами собственной деятельности

Высокий

Средний

Низкий

При высокой степени состояния самооценки младший школьник проявляет адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки,

может высказывать суждения о себе включает в себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен», «я популярен/непопулярен»), так и связанные с этим эмоции, например, гордость /стыд).

также отражается на поведении (например, настойчивость/робость, уверенность/осторожность).

При низкой самооценке младший школьник может быть робок, суждения самостоятельно не высказывает, может отказаться выполнять задание

 

Список использованной литературы:

  • Асмолов А.Г. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М., 2008.
  • Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., 1999.
  • Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.
  • Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие. — М., 2011.