8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 09 Сентябрь 2019 17:00

Положение о Городском конкурсе проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2020»

Положение
о Городском конкурсе проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты»
в рамках
Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи
«Образование. Наука. Производство», посвящённого 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Городского конкурса проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты» (далее – Конкурс).

1.2. Конкурс проводится Городским методическим центром Департамента образования города Москвы (далее – ГМЦ ДОгМ) в рамках Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство, посвящённого 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (далее – Фестиваля) и Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Министерства энергетики Российской Федерации.

1.3. Конкурс проводится в соответствии с документами:

  • Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Указом Президента РФ от 10 мая 2018 г. № 211 «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»;
  • Указом Президента РФ от 8 июля 2019 г. «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы»;
  • Государственной программой города Москвы «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» (в редакции постановления Правительства Москвы от 4 июня 2019 г. № 927-ПП);
  • Государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р);
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 № 1-р «Об утверждении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года» (ред. от 15 мая 2018 года);
  • Планом мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р) (ред. от 28.01.2017).

1.4. Конкурс направлен на формирование интереса обучающихся к важным сферам жизнедеятельности человека, к науке и техническому творчеству, на воспитание ответственности за рациональное использование энергетических и водных ресурсов. Авторам проектов предстоит выявить актуальную социально значимую проблему в области ресурсосбережения и посредством создания проекта определить пути решения данной проблемы.

1.5. Информация о Конкурсе размещается в интерактивной системе ГМЦ ДОгМ «Конкурсы и проекты» http://konkurs.mosmetod.ru (далее – Интерактивная система).

1.6. Материалы проектов Конкурса могут быть использованы организационным комитетом Конкурса (далее – Оргкомитет) в образовательных целях.

2. Цель и задачи Конкурса

Цель: развитие научно-технического творчества, формирование навыков рационального потребления энергетических и водных ресурсов и вовлечение обучающихся в практико-ориентированную деятельность, направленную на создание социально значимых проектов.

Задачи:

  • развитие существующих и разработка новых перспективных проектов в области потребления энергетических ресурсов, позволяющих обеспечить более эффективное использование энергии;
  • формирование у обучающихся активной позиции к вопросам бережного отношения к энергии и окружающей природной среде;
  • привлечение обучающихся к участию в проектной деятельности и формирование энергосберегающей модели поведения и бережного отношения к энергии и природным ресурсам;
  • выявление и поддержка практико-ориентированных проектов, способствующих рациональному использованию ресурсов.

3. Условия Конкурса

3.1. В Конкурсе принимают участие проекты, выполненные обучающимися (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, в следующих возрастных категориях:

  • учащиеся: 6–10 лет (начальная школа), 11–13 лет, 14–18 лет;
  • студенты колледжей: 15–18 лет.

3.2. На Конкурс представляются индивидуальные и коллективные проекты обучающихся. Количество авторов коллективного проекта – не более пяти человек.

3.3. Руководителями проекта могут быть не более двух человек.

3.4. К участию в Конкурсе допускаются проекты, своевременно зарегистрированные в Интерактивной системе в соответствии с инструкцией по регистрации и загрузке материалов (далее – Инструкция).

3.5. Название проекта не должно повторять название Конкурса/тематического направления/номинации.

3.6. Содержание проекта должно соответствовать выбранным номинации и тематическому направлению Конкурса.

3.7. На Конкурс представляется проект (согласно выбранной номинации), который сопровождается компьютерной презентацией.

3.8. Конкурсные работы могут быть подготовлены как на базе школы, так и с использованием ресурсной базы детского технопарка, с привлечением наставника (руководителя) проекта детского технопарка и/или предприятия.

3.9. Ознакомиться с видами и направлениями деятельности детских технопарков можно в разделе положения «Социальные партнёры Конкурса» (п. 13), пройдя по ссылке.

3.10. На Конкурс не принимаются проекты реферативного характера, основанные исключительно на теоретическом изложении материала.

3.11. Проект, не соответствующий условиям и требованиям Конкурса (п. 3, п. 8), не является участником Конкурса.

3.12. Участие в Конкурсе является добровольным и означает ознакомление и согласие участника со всеми пунктами настоящего Положения.

3.13. Принимая участие в Конкурсе, участник соглашается с использованием Оргкомитетом Конкурса его персональных данных, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

4. Тематические направления и номинации Конкурса

4.1. Конкурс проводится по следующим тематическим направлениям:

  • «Использование и сбережение ресурсов в годы Великой Отечественной войны»;
  • «Энергосбережение»;
  • «Водосбережение»;
  • «Утилизация и переработка отходов».

4.2. Проектные работы представляются в следующих номинациях:

  • «Инженерный проект»;
  • «Программный проект»;
  • «Социальный мультимедийный проект».

4.3. Формы представления проектов:

  • «Инженерный проект»:
    • техническое устройство, приспособление;
    • демонстрационная установка;
    • изобретение, рационализаторское предложение.
  • «Программный проект»:
    • компьютерная игра;
    • web-проект;
    • программа, созданная на одном из языков программирования.
  • «Социальный мультимедийный проект»:
    • видеоролик.

5. Сроки, этапы и место проведения Конкурса

Конкурс проводится в период с октября 2019 года по апрель 2020 года.

5.1. Регистрация проекта и размещение конкурсных материалов осуществляется с 1 октября по 31 декабря 2019 года.

5.2. Отборочный (заочный) этап проводится с 8 по 28 января 2020 года.

5.3. Городской (очный) этап проводится 19 февраля 2020 года в 16:00 в ГБОУ Школа № 498 (ул. Народная, д. 11/2).

6. Порядок проведения Конкурса

6.1. Порядок регистрации проекта и размещения презентации.

6.1.1. Для участия в Конкурсе автору и руководителю проекта необходимо иметь личные кабинеты в Интерактивной системе konkurs.mosmetod.ru.

6.1.2. Регистрация и размещение презентации проекта осуществляется через личный кабинет руководителя проекта в соответствии с Инструкцией.

6.1.3. Для обеспечения оптимизации руководства проектом (участие в семинарах, мастер-классах и др.) рекомендуется пройти регистрацию в ранние сроки, а конкурсные материалы прикрепить по мере готовности проекта, но не позднее окончания срока регистрации.

6.1.4. Ответственность за достоверность информации, представленной на Конкурс, возлагается на руководителя проекта.

6.2. Порядок проведения отборочного (заочного) этапа Конкурса.

6.2.1. На отборочном (заочном) этапе Конкурса осуществляется экспертная оценка проекта, представленного в форме презентации.

6.2.2. По итогам отборочного (заочного) этапа Оргкомитет определяет проходной балл и формирует список проектов, рекомендованных к участию в городском этапе Конкурса.

6.2.3. Проекту, соответствующему условиям и требованиям Конкурса, получившему экспертную оценку, но не прошедшему на городской (очный) этап Конкурса присваивается статус «Участник отборочного этапа городского Конкурса проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты». Автор (группа авторов) проекта получает электронный сертификат, который размещается в его личном кабинете.

6.2.4. Результаты отборочного этапа Конкурса публикуются на сайте http://konkurs.mosmetod.ru в разделе Конкурса не позднее 5 февраля 2020 года.

6.3. Порядок проведения городского (очного) этапа Конкурса.

6.3.1. На городском (очном) этапе Конкурса осуществляется очная защита проекта согласно регламенту (п. 7), которая сопровождается компьютерной презентацией.

6.3.2. Обязательным условием участия в городском (очном) этапе Конкурса является тестирование мультимедийных конкурсных материалов на оборудовании образовательной организации, предоставившей аудитории для проведения Конкурса. Тестирование состоится 18 февраля 2020 года с 15:00 до 18:00.

6.3.3. В день проведения городского (очного) этапа Конкурса участник должен иметь резервную копию мультимедийного проекта на электронном носителе.

6.3.4. Итоги городского (очного) этапа Конкурса публикуются не позднее 3 марта 2020 года в Интерактивной системе в разделе Конкурсы /«Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2020».

6.3.5. По результатам участия в городском этапе Конкурса проекту присваивается статус участник/призёр/победитель.

6.3.6. Автор (группа авторов) проекта, отмеченного статусом «Победитель/Призёр Городского конкурса проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты», получает диплом на церемонии награждения Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство».

6.3.7. Автор (группа авторов) проекта, отмеченного статусом «Участник Городского конкурса проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты», получает электронный сертификат, который размещается в его личном кабинете.

7. Регламент защиты проекта на городском этапе Конкурса

На городском этапе Конкурса осуществляется очная защита: представление проекта его автором с использованием компьютерной презентации и ответы на вопросы членов жюри.

7.1. Время защиты проекта – до 7 минут.

7.2. Ответы на вопросы – до 3 минут. Вопросы конкурсанту могут задавать только члены жюри, а отвечать на них могут только авторы проекта, осуществляющие защиту. Комментарии руководителя проекта во время защиты и после нее не допускаются.

8. Требования к конкурсным материалам

8.1. Требования к презентации проекта, представленной на отборочный (заочный) этап Конкурса.
Конкурсные материалы, независимо от номинации, представляются на отборочный (заочный) этап Конкурса в виде презентации Microsoft Power Point (2003, 2007, 2010, 2013, 365). Объём презентации не более 20 Мб. Формат − PPT, PPTX, PPS, PPSX. Максимальное количество слайдов – 15.

Структура презентации:

Титульный лист:

  • название проекта;
  • тематическое направление;
  • номинация;
  • Ф.И. автора (авторов) проекта;
  • класс/курс;
  • образовательная организация;
  • Ф.И.О. руководителя (руководителей) проекта;
  • год создания проекта.

Аннотация:

  • основная идея проекта;
  • какие проблемы освещает и решает проект;
  • аналоги представленного проекта, преимущество проекта перед существующими аналогами.

Основное содержание проекта:

  • цель, задачи проекта;
  • этапы работы над проектом;
  • техническое характеристики проектного продукта («Инженерный проект» / «Программный проект»);
  • наличие мультимедийных эффектов («Социальный мультимедийный проект» – видеоролик);
  • представление проекта (схемы, фотографии, отражающие этапы работы над проектом, гиперссылки на видеоматериалы/программные продукты);
  • расчеты (при наличии).

Результаты проекта. Выводы:

  • результаты работы над проектом;
  • дальнейшее развитие проекта, его применимость.

Обеспечение проекта

  • программы, используемые при создании проекта.
  • источники информации;
  • социальные партнеры (при наличии).

8.2. Требования к проектам.

В Конкурсе принимают участие проекты, не принимавшие ранее участие в данном Конкурсе.

8.2.1. Требования к видеоролику номинации «Социальный мультимедийный проект»:

  • продолжительность не более 5 минут;
  • расширение и формат видеофайла – MP4;
  • максимальное разрешение видеофайла – 1280*720;
  • объём 1 минуты видео не более 70 Мбайт;
  • качественное изображение и звук;
  • в заглавных титрах видеоролика представляются:
    • название проекта;
    • фамилия, имя автора (авторов) проекта;
    • класс/курс;
    • фамилия, имя, отчество руководителя (руководителей) проекта;
    • наименование образовательной организации;
    • год создания проекта.

Допускается в видеоролике: бегущая строка, закадровый текст, музыкальное сопровождение.
В заключительных титрах указываются используемые фото- и видеоматериалы из открытых источников; названия музыкальных произведений и их авторы, используемые в видеоролике.
Видеоролик размещается на ресурсах: в Интернет пространстве на Яндекс Диске (https://disk.yandex.ru/). Ссылка на ресурс размещается в соответствующей строке регистрационной формы проекта и в презентации, сопровождающей проект.

8.2.2. Требования к программному продукту в номинации «Программный проект».

  • Программный продукт предоставляется в скомпилированном виде:
    • для Windows систем файл с расширением .exe;
    • для Android с расширением .apk (если программа размещена в Play Маркет, то указывается название, по которому её можно найти).

8.2.3. Требования к проекту в номинации «Инженерный проект».

Номинация «Инженерный проект» подразумевает создание, изобретение, усовершенствование, изготовление инженерного продукта, направленного на обеспечение деятельности в области ресурсосбережения. Технические параметры изобретений, вновь придуманных устройств, приспособлений, установок, рационализаторских предложений разрабатываются на усмотрение автора проекта. Инженерный продукт должен быть социально значим и применим на практике. Изделие может быть выполнено из любых материалов. При изготовлении могут быть использованы покупные или заказные узлы, или детали, если их невозможно изготовить самостоятельно. Инженерный продукт предполагает наличие технической документации.

9. Критерии оценки проекта

9.1. Критерии оценки проекта на отборочном (заочном) этапе Конкурса:

  • актуальность проблемы, новизна решения;
  • сложность проекта (уровень технической сложности, технологичность изготовления, завершенность, функциональность (соответствие назначению, возможность использования);
  • практическое применение, рациональность и социальная значимость проекта;
  • соответствие презентации требованиям (п. 7.2.).

Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. Максимальное количество баллов отборочного этапа – 20.

9.2. Критерии оценки проекта на городском (очном) этапе Конкурса:

  • актуальность проблемы и новизна решения;
  • сложность проекта (уровень технической сложности, технологичность изготовления, завершенность, функциональность (соответствие назначению, возможность использования);
  • авторский вклад в проект (изобретательность и самостоятельность проработки технических, технологических и эстетических решений);
  • культура защиты проекта (логика, грамотность, ясность, чёткость, последовательность изложения материала, аргументация);
  • практическое применение, рациональность и социальная значимость проекта.

Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. Максимальное количество баллов городского этапа – 25.

10. Подведение итогов Конкурса

10.1. Итоги Конкурса (отборочного и городского этапов) являются окончательными. Апелляция не предусмотрена. Оценки, выставленные членами экспертного жюри, не комментируются. Представленные на Конкурс материалы не рецензируются.

10.2. Итоги отборочного (заочного) и городского (очного) этапов Конкурса публикуются в Интерактивной системе в разделе «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2020» с указанием образовательной организации автора и названия проекта, а также в личном кабинете автора.

10.3. По итогам городского (очного) этапа Конкурса проекту присваивается статус участник/призёр/победитель.

10.4. Награждение призёров и победителей Конкурса состоится 22 апреля 2020 года в 15:00 на итоговом мероприятии Фестиваля в ГБПОУ «Воробьёвы горы» (ул. Косыгина, д. 17).

11. Методическое обеспечение Конкурса

11.1. Методическое обеспечение, сопровождение и проведение Конкурса осуществляется методистами структурного подразделения ГБОУ ГМЦ ДОгМ «Дополнительное образование. Технические конкурсы».

11.2. В ходе реализации этапов Конкурса проводятся:

  • для руководителей проектов – методические семинары по подготовке участников Конкурса и информационные совещания по регламенту проведения мероприятия;
  • для членов жюри – обучающие семинары по процедуре и критериям оценки проектов.

12. Оргкомитет Конкурса

12.1. Для организации и проведения Конкурса создаётся Оргкомитет Конкурса, который осуществляет следующие функции:

  • определяет условия, сроки, этапы проведения Конкурса;
  • формирует состав экспертного жюри Конкурса;
  • формирует состав модераторов Конкурса;
  • определяет проходной балл на городской (очный) этап Конкурса;
  • определяет количество баллов, устанавливающих статус участник/призёр/победитель Городского конкурса;
  • организует награждение победителей и призёров Конкурса;
  • выдвигает проекты для участия во Всероссийском Фестивале энергосбережения #ВместеЯрче;
  • оставляет за собой право изменить дату, время и место проведения этапов Конкурса.

12.2. Для оценивания проектов Конкурса Оргкомитет формирует экспертное жюри, в состав которого входят: педагогические работники учреждений общего образования, преподаватели высших учебных заведений, представители науки, производства, бизнес сообщества, детских технопарков.

Состав Оргкомитета Конкурса:

1.    Зинин Андрей Сергеевич – Председатель Оргкомитета, директор ГМЦ ДОгМ;
2.    Данилина Надежда Анатольевна – старший методист ГМЦ ДОгМ;
3.    Кривошеева Людмила Борисовна – старший методист ГМЦ ДОгМ;
4.    Вагин Евгений Александрович – методист ГМЦ ДОгМ;
5.    Дмитриева Юлия Алексеевна – методист ГМЦ ДОгМ;
6.    Монтлевич Татьяна Алексеевна – методист ГМЦ ДОгМ;
7.    Никитюк Марина Алексеевна – методист ГМЦ ДОгМ;
8.    Пузаткин Олег Викторович – методист ГМЦ ДОгМ;
9.    Сергеева Елена Викторовна – методист ГМЦ ДОгМ;
10.  Сидоркина Ольга Константиновна – методист ГМЦ ДОгМ;
11.  Черняк Татьяна Григорьевна – методист ГМЦ ДОгМ.

13.  Социальные партнёры Конкурса

Социальными партнёрами Конкурса являются:

  • ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» (Московский энергетический институт);
  • ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;
  • Институт биохимической физики РАН (ИБХФ РАН);
  • ФГБОУ ВО «Российский Государственный социальный университет»;
  • ПАО «Мосэнергосбыт»;
  • ООО «БцХ-Энерго»;
  • ВОИР;
  • МГО ВОИР;
  • Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
  • Детский технопарк РГСУ – http://technopark.rgsu.net/;
  • Детский технопарк «На Зорге» – https://www.arch-tehnopark.com/;
  • АНО «НОЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана» (детский технопарк «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана» – https://inginirium.ru/technopark/);
  • Детский технопарк ЦРИ Московского Политеха – http://edc.mospolytech.ru/technopark/;
  • АНО «Вектор технологий» (детский технопарк «Кулибин Про») – www.kulibinpro.ru;
  • Детский технопарк МФЮА «Наукоград» – https://naukograd.mfua.ru/.

14. Преференции

Победители и призёры Конкурса получают возможность участия:

  • в тематических сменах в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»;
  • в образовательных программах детских технопарков с получением сертификата;
  • в «Фестивале детских технопарков».

Контакты

Руководитель Конкурса:
Кривошеева Людмила Борисовна, тел. 8 (495) 912-36-07, krivosheevalb@mosmetod.ru.

Координатор Конкурса:
Пузаткин Олег Викторович, тел. 8 (499) 763-67-57, доб. 158; puzatkinov@mosmetod.ru.

Специалист по вопросам регистрации на Конкурс и технической поддержки:
Вагин Евгений Александрович, тел. 8 (495) 912-36-07; vagin-ea@mosmetod.ru.

Скачать положение.