8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 24 Август 2021 11:16

Положение о Городском конкурсе проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2022» в рамках Городского фестиваля НТТМ «Образование. Наука. Производство»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Городского конкурса проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты» (далее – Конкурс).

1.2. Конкурс проводится Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы (далее – ГМЦ ДОНМ) в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Министерства энергетики Российской Федерации.

1.3. Основанием для составления данного Положения являются следующие документы:
− План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий в 2021 году (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 605-р);
− Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 812 «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 715 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2020/21 учебный год» (Зарегистрирован 01.03.2021 № 62631);
− Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
− Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (ред. от 4 июня 2019 г. № 627-ПП);
− Протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года № 3 «Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребёнка»;
− Платформа «Национальная стратегическая инициатива» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 2400-р);
− Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года № 10 «Национальный проект «Образование»;
− Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
− Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1523-р от 9 июня 2020 года);
− Указ Президента РФ от 16 апреля 2020 г. № 270 «О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации»;
− Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р).

1.4. Конкурс направлен на формирование интереса обучающихся к важным сферам жизнедеятельности человека, к науке, изобретательству и техническому творчеству, на воспитание ответственности за рациональное использование энергетических и водных ресурсов. Авторам проектов предстоит выявить актуальную социально значимую проблему в области ресурсосбережения и посредством создания проекта определить пути решения данной проблемы.

1.5. Материалы проектов Конкурса могут быть использованы организационным комитетом Конкурса (далее – Оргкомитет) в образовательных целях.

1.6. По решению Оргкомитета конкурс может проводиться с применением дистанционных технологий.

1.7. Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется в рамках текущего финансирования.

2. Цель и задачи Конкурса

Цель: развитие научно-технического творчества, формирование навыков рационального потребления энергетических и водных ресурсов и вовлечение обучающихся в практико-ориентированную деятельность, направленную на создание социально значимых проектов.

Задачи:

- выявление рационализаторских и конструкторских решений;
- развитие существующих и разработка новых перспективных проектов в области потребления энергетических ресурсов, позволяющих обеспечить более эффективное использование энергии;
- привлечение обучающихся к участию в проектной деятельности и формирование энергосберегающей модели поведения и бережного отношения к энергии и природным ресурсам; развитие детских объединений экологической и инженерной направленности;
- формирование у обучающихся активной позиции к вопросам бережного отношения к энергии и окружающей природной среде;
- повышение статуса, общественной значимости технического и инженерного образования через его популяризацию;
- содействие формированию системы экспертной оценки и самооценки качества технологических проектов.

3. Условия Конкурса

3.1. В Конкурсе принимают участие проекты, выполненные обучающимися образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.

Возрастные категории авторов проектов Конкурса:

− 6–10 лет (начальная школа). Проекты, выполненные воспитанниками дошкольных отделений образовательных организаций, к участию в Конкурсе не допускаются;
− 11–13 лет;
− 14–18 лет;
− 15–18 лет (студенты колледжей).

3.2. На Конкурс представляются индивидуальные и коллективные проекты обучающихся.

3.3. Руководителями проекта могут быть не более двух человек.     

3.4. К участию в Конкурсе допускаются проекты, своевременно зарегистрированные в Интерактивной системе в соответствии с инструкцией по регистрации и загрузке материалов (далее – Инструкция).

3.5. Название проекта не должно повторять название Конкурса/тематического направления/номинации.

3.6. Содержание проекта должно соответствовать выбранным номинации и тематическому направлению Конкурса.

3.7. На Конкурс представляется проект, который сопровождается компьютерной презентацией (п. 8.1.).

3.8. На Конкурс не принимаются проекты реферативного характера, основанные исключительно на теоретическом изложении материала.

3.9. Проект, не соответствующий условиям и требованиям Конкурса (раздел 3, раздел. 4, раздел 8), не является участником Конкурса.

3.10. Награды и признания, полученные на других конкурсных мероприятиях, в которых проект принимал участие, не учитываются экспертами при оценке проекта и не являются основанием для получения статуса победителя или призера настоящего конкурса.

3.11. Решение об участии проекта в Конкурсе является для участников проекта добровольным и означает их ознакомление и согласие со всеми пунктами настоящего Положения.

3.12. Принимая участие в Конкурсе, участник соглашается с использованием Оргкомитетом Конкурса его персональных данных согласно действующему законодательству Российской Федерации.

3.13. Организаторы Конкурса не несут ответственности перед третьими лицами – авторами и/или правообладателями результатов интеллектуальной деятельности – в случае нарушения участниками Фестиваля прав и законных интересов таких авторов и/или правообладателей при размещении организатором конкурса в сети Интернет проектов, полученных от участников Конкурса.

4. Тематические направления и номинации Конкурса

4.1. Конкурс проводится по следующим тематическим направлениям:

- «Энергосбережение»;
- «Водосбережение»;
- «Утилизация и переработка отходов».

4.2. Проектные работы представляются в следующих номинациях:

- «Инженерный проект»;
- «Программный проект»;
- «Социальный мультимедийный проект».

4.3. Формы представления проектов:

- «Инженерный проект»:

  • прототип технического устройства;
  • демонстрационная установка;
  • изобретение;
  • рационализаторское предложение.

- «Программный проект»:

  • компьютерная игра;
  • web-проект;
  • мобильное приложение;
  • программа, созданная на одном из языков программирования.

- «Социальный мультимедийный проект»:

  • видеоролик.

5. Сроки, этапы и место проведения Конкурса

Конкурс проводится в период с октября 2021 года по апрель 2022 года.

5.1. Регистрация проекта и размещение конкурсных материалов осуществляется с 1 октября 2021 года по 16 января 2022 года.

5.2. Отборочный (заочный) этап проводится с 17 января 2022 года по 31 января 2022 года. Результаты публикуются в Интерактивной системе в разделе Конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2022» не позднее7 февраля 2022 года.

5.3. Городской (очный) этап проводится 16 февраля 2022 года в 16:00 в ГБОУ Школа № 498 (ул. Народная, д. 11/2).
В случае проведения городского этапа Конкурса с применением дистанционных технологий защита проектов осуществляется в соответствии с графиком, разработанным Оргкомитетом.

Итоги публикуются в Интерактивной системе в разделе Конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2022» не позднее3 марта 2022 года.

5.4. Награждение призёров и победителей Конкурса состоится 27 апреля 2022 года на итоговом мероприятии Фестиваля.

6. Порядок проведения Конкурса

6.1. Порядок регистрации проекта и размещения конкурсных материалов.

6.1.1. Для участия в Конкурсе автору(ам) и руководителю проекта необходимо иметь личные кабинеты в Интерактивной системе (konkurs.mosmetod.ru).

6.1.2. Регистрация и размещение презентации проекта осуществляется руководителем проекта через его личный кабинет в соответствии с Инструкцией, размещённой в Интерактивной системе на главной странице Конкурса. Зарегистрировать проект и прикрепить конкурсные материалы необходимо не позднее окончания срока регистрации.

6.1.3. Для возможности участия руководителя проекта в семинарах, мастер-классах и других мероприятиях, организуемых в рамках методического обеспечения Конкурса, рекомендуется в первые дни после открытия регистрации нажать на кнопку «Буду участвовать», тем самым выразить намерение участвовать в Конкурсе. Нажатие на кнопку «Буду участвовать» не означает регистрацию на Конкурс.

6.1.4. Ответственность за достоверность информации, представленной на Конкурс, возлагается на руководителя проекта. Сертификаты и дипломы формируются на основании данных о проекте и его авторов, внесенных при регистрации.

6.2. Порядок проведения отборочного (заочного) этапа Конкурса.

6.2.1. На отборочном (заочном) этапе Конкурса осуществляется экспертная оценка проекта, представленного в форме презентации.

6.2.2. По итогам отборочного (заочного) этапа Оргкомитет определяет проходной балл и формирует список проектов, рекомендованных к участию в городском этапе Конкурса.

6.2.3. Проекту, соответствующему условиям и требованиям Конкурса, получившему оценку экспертного жюри, но не прошедшему на городской (очный) этап Конкурса, присваивается статус «Участник отборочного этапа Городского Конкурса проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты». Автор (группа авторов) и руководитель проекта, зарегистрировавший конкурсную работу, получают электронные сертификаты, которые размещаются в их личных кабинетах.

6.3. Порядок проведения городского (очного) этапа Конкурса.

6.3.1. На городском (очном) этапе Конкурса осуществляется очная защита проекта, согласно регламенту (раздел 7), которая сопровождается компьютерной презентацией.

6.3.2. Обязательным условием участия в городском (очном) этапе Конкурса является тестирование мультимедийных конкурсных материалов на оборудовании образовательной организации, предоставившей аудитории для проведения Конкурса. Тестирование состоится 15 февраля 2022 года с 15:30 до 18:00.

6.3.3. В день проведения городского (очного) этапа Конкурса участник должен иметь резервную копию мультимедийного проекта на электронном носителе.

6.3.4. В случае проведения городского этапа Конкурса с применением дистанционных технологий, конкурсанты и члены жюри подключаются к онлайн-защите проекта, руководствуясь инструкцией, в соответствии с графиком, разработанным Оргкомитетом.

6.3.5. По результатам участия в городском этапе Конкурса проекту присваивается статус «Участник»/«Призёр»/«Победитель».

6.3.6. Автор (группа авторов) проекта, отмеченного статусом «Победитель/Призёр Городского конкурса проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты», получает диплом на церемонии награждения Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство», а также электронную версию диплома, которая размещается в личных кабинетах автора (авторов) и руководителя проекта, зарегистрировавшего проект.

6.3.7. Автор (группа авторов) и руководитель проекта, зарегистрировавшего конкурсную работу, отмеченную статусом «Участник Городского конкурса мультимедийных проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты», получают электронный сертификат, который размещается в их личных кабинетах.

6.3.8. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – авторов конкурсных проектов обеспечивается безбарьерная среда по месту проведения очного этапа Конкурса.

7. Регламент защиты проекта на городском этапе Конкурса

На городском этапе Конкурса осуществляется очная защита: представление проекта автором с использованием компьютерной презентации и ответы на вопросы членов жюри.

7.1. Время защиты проекта – до 7 минут.

7.2. Ответы на вопросы – до 3 минут. Вопросы конкурсанту могут задавать только члены жюри, а отвечать на них могут только авторы проекта, осуществляющие защиту. Комментарии руководителя проекта во время защиты и после нее не допускаются.

8. Требования к конкурсным материалам

8.1. Требования к презентации проекта, представленной на отборочный (заочный) этап Конкурса.

Конкурсные материалы, независимо от номинации, представляются на отборочный (заочный) этап Конкурса в виде презентации Microsoft PowerPoint. Объём презентации не более 10 Мб. Формат − PPT, PPTX. Максимальное количество слайдов – 15.

Структура презентации:

Титульный лист:

− название проекта;
− тематическое направление;
− номинация;
− Ф.И. автора (авторов) проекта;
− класс/курс;
− образовательная организация;
− Ф.И.О. руководителя (руководителей) проекта;
− год создания проекта.

Аннотация:

− основная идея проекта;
− какие проблемы освещает и решает проект;
− аналоги представленного проекта, преимущество проекта перед существующими аналогами;
− сертификаты, патенты, свидетельства апробации и практической значимости проекта (при наличии).

Основное содержание проекта:

− цель, задачи проекта;
− этапы работы над проектом;
− технические характеристики проектного продукта («Инженерный проект»/ «Программный проект»);
− наличие мультимедийных эффектов («Социальный мультимедийный проект» – видеоролик);
− представление проекта (схемы, чертежи, фотографии и другие материалы, отражающие этапы работы над проектом, гиперссылки на фото- и видеоматериалы/программные продукты); ссылка на видео с демонстрацией проектной работы (все материалы размещаются в интернет-пространстве на Яндекс.Диске (https://disk.yandex.ru/). Необходимо открыть доступ на просмотр материалов, выбрав команду «поделиться» в контекстном меню. Ссылка на ресурс размещается в презентации, сопровождающей проект);
− расчёты (при наличии).

Результаты проекта. Выводы:

− результаты работы над проектом;
− дальнейшее развитие проекта, его применимость.

Обеспечение проекта:

− программы, используемые при создании проекта;
− источники информации;
− социальные партнеры (при наличии);
− в случае если проект подготовлен с использованием оборудования другой образовательной организации, например, колледжа, детского технопарка, ЦТПО, ЦМИТ, то указывается имя закреплённого наставника (при наличии) и наименование данной организации.

8.2. Требования к проектам.

8.2.1. Требования к видеоролику номинации «Социальный мультимедийный проект»:

− продолжительность не более 5 минут;
− расширение и формат видеофайла – МP4;
− максимальное разрешение видеофайла – 1280*720;
− объём 1 минуты видео не более 70 Мбайт;
− качественное изображение и звук;
− в заглавных титрах видеоролика представляются:

  • название проекта;
  • фамилия, имя автора (авторов) проекта;
  • класс/курс;
  • фамилия, имя, отчество руководителя (руководителей) проекта;
  • наименование образовательной организации;
  • год создания проекта.

Допускаются в видеоролике: бегущая строка, закадровый текст, музыкальное сопровождение.

В заключительных титрах указываются используемые фото- и видеоматериалы из открытых источников, названия музыкальных произведений и их авторы.

Видеоролик размещается в интернет-пространстве на Яндекс.Диске (https://disk.yandex.ru/). Необходимо открыть доступ на просмотр материалов, выбрав команду «поделиться» в контекстном меню. Ссылка на ресурс размещается в соответствующей строке регистрационной формы проекта и в презентации, сопровождающей проект.

8.2.2. Требования к программному продукту в номинации «Программный проект».

Программный продукт предоставляется в скомпилированном виде:

  • для Windows систем файл с расширением .exe (если программа создана в Scratch online, то указывается ссылка на программу);
  • для Android с расширением .apk (если программа размещена в PlayМаркет, то указывается название, по которому её можно найти).

8.2.3. Требования к проекту в номинации «Инженерный проект».

Номинация «Инженерный проект» подразумевает создание, изобретение, усовершенствование, изготовление инженерного продукта, направленного на обеспечение деятельности в области ресурсосбережения. Технические параметры изобретений, вновь придуманных устройств, приспособлений, установок, рационализаторских предложений разрабатываются на усмотрение автора проекта. Инженерный продукт должен быть социально значим и применим на практике. Изделие может быть выполнено из любых материалов. При изготовлении могут быть использованы покупные или заказные узлы или детали, если их невозможно изготовить самостоятельно. Инженерный продукт предполагает наличие технической документации.

8.2.4. Все материалы размещаются в интернет-пространстве на Яндекс.Диске (https://disk.yandex.ru/). Необходимо открыть доступ на просмотр материалов, выбрав команду «поделиться» в контекстном меню. Ссылка на ресурс размещается в презентации, сопровождающей проект.

9. Критерии оценки проекта

9.1. Критерии оценки проекта на отборочном (заочном) этапе Конкурса:

− актуальность проблемы, новизна решения;
− сложность проекта (уровень технической сложности, технологичность изготовления, завершённость, функциональность (соответствие назначению, возможность использования);
− практическое применение, рациональность и социальная значимость проекта;
− соответствие презентации требованиям (п. 8.1.).

Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. Максимальное количество баллов отборочного этапа – 20.

9.2. Критерии оценки проекта на городском (очном) этапе Конкурса:

− актуальность проблемы и новизна решения;
− сложность проекта (уровень технической сложности, технологичность изготовления, завершенность, функциональность (соответствие назначению, возможность использования);
− авторский вклад в проект (изобретательность и самостоятельность проработки технических, технологических и эстетических решений);
− культура защиты проекта (логика, грамотность, ясность, четкость, последовательность изложения материала, аргументация);
− практическое применение, рациональность и социальная значимость проекта.

Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. Максимальное количество баллов городского этапа – 25.

10. Подведение итогов Конкурса

10.1. Итоги Конкурса (отборочного и городского этапов) являются окончательными. Апелляция не предусмотрена. Оценки, выставленные членами экспертного жюри, не комментируются. Представленные на Конкурс материалы не рецензируются.

10.2. Итоги отборочного и городского этапа Конкурса публикуются на сайте ГМЦ ДОНМ http://mosmetod.ru в разделе Дополнительное образование/ Технические конкурсы/ Фестивали, конкурсы/ «Ресурсосбережение: инновации и таланты» и в Интерактивной системе в разделе «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2022».

10.3. По итогам городского этапа Конкурса проекту присваивается статус «Участник»/«Призёр»/«Победитель».

11. Методическое обеспечение Конкурса

11.1. Методическое обеспечение, сопровождение и проведение Конкурса осуществляется методистами структурного подразделения ГМЦ ДОНМ «Дополнительное образование. Технические конкурсы».

11.2. На сайте ГМЦ ДОНМ размещены Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в рамках Городского конкурса  проектов «Ресурсосбережение: инновации и таланты» https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/organizatoram-konkursov-techn-napravlennisti/metod-rek-resursosberezhenie.html

11.3. В ходе реализации этапов Конкурса проводятся:

  • для руководителей проектов – консультации, методические семинары по подготовке участников Конкурса и информационные совещания по регламенту и формату проведения мероприятия;
  • для членов жюри – консультации, обучающие семинары по процедуре проведения конкурса и критериям оценки проектов; информационные совещания по регламенту и формату проведения мероприятия.

12. Оргкомитет Конкурса

12.1. Для организации и проведения Конкурса создаётся Оргкомитет Конкурса, который осуществляет следующие функции:

− определяет условия, сроки, этапы проведения Конкурса;
− формирует состав экспертного жюри Конкурса;
− формирует состав модераторов Конкурса;
− определяет проходной балл на городской (очный) этап Конкурса;
− определяет количество баллов, устанавливающих статус «Участник»/«Призёр»/«Победитель Городского конкурса»;
− организует награждение победителей и призёров Конкурса;
− выдвигает проекты для участия во Всероссийском фестивале энергосбережения #ВместеЯрче;
− оставляет за собой право изменить дату, время и место проведения этапов Конкурса.

12.2. Для оценивания проектов Конкурса Оргкомитет формирует экспертное жюри, в состав которого входят педагогические работники учреждений общего образования, преподаватели высших учебных заведений, представители науки, производства, бизнес-сообщества, детских технопарков, ЦТПО.

Состав Оргкомитета Конкурса

  1. Зинин Андрей Сергеевич, председатель Оргкомитета, директор ГМЦ ДОНМ.
  2. Гуркина Виктория Викторовна, заместитель директора ГМЦ ДОНМ.
  3. Кривошеева Людмила Борисовна, старший методист ГМЦ ДОНМ.
  4. Вагин Евгений Александрович, методист ГМЦ ДОНМ.
  5. Монтлевич Татьяна Алексеевна, методист ГМЦ ДОНМ.
  6. Пузаткин Олег Викторович, методист ГМЦ ДОНМ.
  7. Сергеева Елена Викторовна, методист ГМЦ ДОНМ.
  8. Сидоркина Ольга Константиновна, методист ГМЦ ДОНМ.
  9. Черняк Татьяна Григорьевна, методист ГМЦ ДОНМ.

13. Социальные партнеры Конкурса

- ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» (Московский энергетический институт);
- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;
- Институт биохимической физики РАН (ИБХФ РАН);
- ФГБОУ ВО «Российский Государственный социальный университет»;
- ПАО «Мосэнергосбыт»;
- ООО «БцХ-Энерго»;
- ВОИР;
- МГО ВОИР;
- Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
- Детский технопарк РГСУ;
- Детский технопарк «На Зорге»;
- АНО «НОЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана» (Детский технопарк «Инжинириум МГТУ им. Н. Э. Баумана»;
- Детский технопарк ЦРИ Московского Политеха;
- АНО «Вектор технологий» (Детский технопарк «Кулибин Про»);
- Детский технопарк МФЮА «Наукоград»;
- ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН».

14. Преференции

Победители и призёры Конкурса получают возможность участия:

- в тематических сменах в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»;
- в образовательных программах детских технопарков с получением сертификата;
- в «Фестивале детских технопарков».

Контакты

– Руководитель Конкурса: Кривошеева Людмила Борисовна, тел. 8 (495) 912-36-07, krivosheevalb@mosmetod.ru.

– Координатор Конкурса: Пузаткин Олег Викторович, тел. 8 (499) 763-67-57 (доб. 158); puzatkinov@mosmetod.ru.

– Специалист по вопросам регистрации на Конкурс и технической поддержки: Вагин Евгений Александрович, тел. 8 (495) 912-36-07; vagin-ea@mosmetod.ru.

Скачать Положение