8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 27 Август 2019 13:52

Положение о проведении Конкурса детского творчества «Карусель-2020» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном» для обучающихся по программам дошкольного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения конкурса детского творчества «Карусель-2020» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном» для обучающихся по программам дошкольного образования (далее – Конкурс) в 2019–2020 учебном году.

В этом году Конкурс посвящён теме «Классики – детям» с целью приобщения детей к наследию мировой культуры.

1.2. Организация и проведение Конкурса осуществляется Городским методическим центром Департамента образования города Москвы.

II. Цели и задачи Конкурса

2.1. Конкурс проводится в целях выявления одарённых детей и лучших творческих детских коллективов образовательных организаций города Москвы, поддержки и развития культурных традиций дошкольного образования.

2.2. Основные задачи Конкурса:

  • выявление и поддержка одарённых детей;
  • творческое развитие личности ребёнка, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств и любви к Родине;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к своим сверстникам и своему городу;
  • приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям и культуре;
  • стимулирование развития у детей фантазии, воображения и художественного творчества;
  • поддержка образовательных организаций, а также отдельных педагогов, активно работающих в деле духовного развития детей.

III. Участники Конкурса

3.1. Участниками Конкурса являются воспитанники государственных образовательных организаций города Москвы в возрасте от 6 до 7 лет. Участником может быть дошкольник или коллектив дошкольников (согласно номинации).

3.2. От образовательного комплекса на Конкурс могут подать заявку от 1 до 5 участников в каждой номинации. Участник (ребёнок или коллектив детей, как и руководитель участника) может выставить только одну конкурсную работу в номинации.

Если образовательная организация выставляет более 5 участников в каждой номинации, то конкурсные работы этой организации не рассматриваются.

IV. Регламент проведения Конкурса

Конкурс проводится в следующих номинациях:

4.1. Вокально-хоровое пение. 

В данной номинации Конкурс проводится в следующих конкурсных разделах: ансамбли (7–14 чел.);  хоры (от 15 чел.). Допускается исполнение участником одного произведения продолжительностью до 3 минут.

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • Песня исполняется участниками без микрофона, исключается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения.
  • Выступление хора может проходить как с дирижёром, так и без него (по желанию руководителя коллектива). На видеозаписи дирижёр не должен закрывать детей.
  • Видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Не принимаются работы с плохой видеосъемкой, выполненной на гаджетах.
  • Не принимаются записи, выполненные на занятиях, праздниках и концертах.                                                                                                                                

2) Требования к исполнению песни:

  • В певческий репертуар номинации входят произведения рекомендуемых композиторов XVI – начала XX вв. (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, Ц. Кюи, А. Алябьев, М. Глинка, А. Гречанинов, Л. Бетховен, Р. Шуман, Жан Батист Теодор Выперлен, Э. Григ, Р. М. Глиэр, Н. А. Римский-Корсаков, И. Штраус, С. С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов).
  • Качество исполнения песни характеризуется:

- чистотой интонирования, мягким звукоизвлечением, ритмичностью; четкой дикцией;
- выразительностью (грамотное использование средствами музыкальной выразительности: паузами, ускорением и замедлением темпа, усилением и ослаблением звучания согласно тексту и т. д.);
- отсутствием предметов и движений при пении;
- внешним видом участников.

4.2. Танцевальное творчество.

Участник (коллектив от 8 чел.) представляет детский танец, построенный на танцевальных движениях историко-бытового или народного танцев. Не принимаются: современные детские танцы и танцевальные композиции, эстрадные, спортивные танцы. Допускается один номер продолжительностью не более 4 мин.

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • Народный танец исполняется участниками только под традиционную народную музыку, не в современной обработке.
  • Исключается музыкальное сопровождение детского танца в вокальной и электронной обработке.
  • Название номера должно соответствовать содержанию танца: движениям, рисунку, костюмному оформлению.
  • Реквизит (предмет) в руках танцующего ребёнка помогает раскрыть содержание музыкальной драматургии.
  • Видеосъёмку танца необходимо проводить в полном формате (с учётом просмотра движений ног).
  • Видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Не принимаются работы с плохой видеосъёмкой, выполненной на гаджетах.
  • Не принимаются записи, выполненные на занятиях, праздниках и концертах.

2) Требования к исполнению танца:

  • соответствие номера возрасту исполнителей;
  • соответствие музыкального сопровождения и жанра танца;
  • заявленный танец должен содержать аутентичные (подлинные) движения и музыку;
  • историко-бытовой танец исполняется под произведение рекомендуемых композиторов (западные композиторы: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак, Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус…; русские композиторы: П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, А. Грибоедов, Н.А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов).
  • качество исполнения характеризуется:

- правильным композиционным построением танца (соответствие танцевальных элементов, фигур заявленному стилю, взаимодействие танцоров друг с другом, отсутствие необоснованных пауз);
- правильной техникой исполнения движений (объем, качество, проученность движений, ритмичность, выразительность);
- соответствие пластики движений, костюмов, реквизита содержанию музыкального образа произведения.

4.3. Инструментальное исполнение.

В данной номинации конкурс проводится в следующих конкурсных разделах: малые ансамбли (7–14 чел.); оркестры (от 15 чел.). Допускается один номер продолжительностью не более 3 мин.

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • Номер исполняется участниками без микрофона, исключается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения.
  • Видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Не принимаются работы с плохой видеосъёмкой, выполненной на гаджетах.
  • Не принимаются записи, выполненные на занятиях, праздниках и концертах.

2) Требования к исполнению номера:

  • в репертуар номинации входят произведения рекомендуемых композиторов:

(западные композиторы: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак, Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус…; русские композиторы: П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Грибоедов, Н.А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов);

  • правильно подбираются инструменты для исполнения музыкального произведения;
  • качество исполнения характеризуется следующими показателями:

- передача ритмического рисунка мелодии;
- чистота звучания при игре на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, слаженность;
- степень владения приемами звукоизвлечения при игре на детских музыкальных инструментах;
- музыкальность, художественная трактовка музыкального произведения, ансамблевое исполнение; 
сценическая культура исполнения, внешний вид участников.  

4.4. Художественное слово. 

В данной номинации конкурс проводится в конкурсном разделе литературная композиция (от 5 чел.) продолжительностью не более 4 мин. по теме «Природа в поэзии».

Требования к конкурсной работе: 

1) Требования к технической стороне:

  • Видеозапись номера должна быть полной (цельной), без нарезанных фрагментов и частей.
  • Видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Не принимаются работы с плохой видеосъемкой, выполненной на гаджетах.
  • Не принимаются записи, выполненные на праздниках. 
  • При исполнении произведения участники не используют дополнительные средства: костюмы, грим, прически, декорации и музыкальное сопровождение.
  • Фоновое музыкальное сопровождение не должно мешать восприятию литературного произведения.

2) Требования к исполнению номера:

  • Участники номинации (коллектив от 5 детей) исполняют одно или несколько произведений на единую тему рекомендуемых поэтов XVI – начала XX вв. (А. С. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, А. Кольцов, А. Блок, К. Бальмонт, А. Толстой, Г. Галина, А. Майков, И. Никитин, А. Белый; П. Синявский, И. Ивенсен, С. Есенин, В. Жуковский, П. Вяземский, Е. Баратынский, А. Фет, Ф. Тютчев, И. Тургенев, А. Плещеев, А. Апухтин, Р. Устюжанин, В. Курочкин, Н. Кукольник, И. Крылов…)
  • Литературный текст соответствует возрастным и индивидуальным возможностям исполнителя, детскому восприятию и пониманию.
  • При чтении произведения учитывается качество исполнения: грамотность речи, безошибочность, правильное произношение звуков, выразительность, эмоциональность.
  • Внешний вид участников соответствует конкурсным требованиям.

4.5. Изобразительное творчество.

В этой номинации представлены два раздела: живопись, графика. Участники представляют на конкурс одну индивидуальную работу, выполненную в классической технике на тему «По страницам литературных произведений».

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • Конкурсная работа должна быть выполнена самим участником – рукой ребёнка, используя один изобразительный материал.
  • Изображение соответствует возрастным и индивидуальным возможностям исполнителя, детскому восприятию и пониманию.
  • Цифровые фотографии должны быть высокого качества (чёткие, хорошая цветопередача), разрешение цифровой фотографии – от 5Мп. Не принимаются копии, выполненные на гаджетах.
  • Участники конкурса представляют цифровую копию в цветном изображении в формате jpg в Google системе. На каждую работу готовится отдельная ссылка.
  • Конкурсная работа выполняется на бумаге формата А3 или А2 и оформляется без паспарту, стекла и рамы. 

2) Требования к выполнению работы:

Качество выполнения характеризуется следующими показателями:

  • раскрытие образов литературного произведения;
  • удачный выбор художественного материала;
  • художественность решения композиции;
  • правильное использование изобразительных средств согласно заявленному разделу;
  • отсутствие в работе нетрадиционных техник рисования: использование нескольких материалов (карандаш и краска; гуашь и акварель); набрызг, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск разными предметами, монотипия, отпечатки листьев, рисование по сырому листу, рисование целлофаном, рисование руками, коллаж, граттаж и др.
  • цветовое решение, колорит;
  • выразительность;
  • аккуратность.

V. Этапы и сроки проведения Конкурса

5.1. I этап Конкурса предусматривает проведение смотра конкурсных работ в образовательных организациях (внутриучрежденческий тур). Жюри образовательной организации выбирает до 5 участников Конкурса в каждой номинации на городской этап.

Для участия в городском этапе конкурса образовательным организациям необходимо с 1 декабря 2019 года по 31 января 2020 года заполнить в личном кабинете интерактивной системы «Конкурсы и проекты» Городского методического центра анкету-заявку в электронном виде.

При заполнении анкеты необходимо указать ссылки: на заявку с печатью организации и подписью руководителя в любом формате (форма заявки дана в Приложении № 2) и на видеоматериал или цифровую копию детской работы (создаются в системе Google). Без указанных материалов анкеты не принимаются.

Видеоматериалы с выступлениями детей размещаются в системе Google только с согласия родителей.

5.2. II этап Конкурса – городской.

С 1 февраля по 1 апреля 2020 года независимое профессиональное Жюри просматривает конкурсные работы по номинациям в дистанционном режиме и выдаёт заключение – несоответствие регламенту или призёр (Лауреат или Дипломант).

5.3. К участию в Конкурсе не принимаются и не рассматриваются материалы, не соответствующие регламенту и методическим рекомендациям (см. Приложение № 3).

5.4. Результаты Конкурса размещаются в личных кабинетах участников в виде электронных дипломов (Лауреат, Дипломант I или II степеней).

5.5. Лучшие материалы Конкурса будут размещены на официальном сайте Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы.

VI. Руководство Конкурса

6.1. Всей работой по подготовке и проведению конкурса руководит Оргкомитет (Приложение № 1).

6.2. Оргкомитет Конкурса:

  • принимает и обрабатывает заявки от образовательных организаций;
  • определяет окончательные сроки и порядок проведения конкурсных мероприятий;
  • организует консультативно-методическое обеспечение Конкурса;
  • формирует Жюри Конкурса по номинациям;
  • оставляет за собой право на публикацию на официальном сайте Городского методического центра видеоматериалов, присланных участниками в распоряжение оргкомитета;
  • обеспечивает соблюдение прав участников Конкурса.

6.3. Руководство Оргкомитетом осуществляется председателем и его заместителями.

VII. Жюри Конкурса

7.1. Жюри Конкурса формируется оргкомитетом в соответствии с конкурсными номинациями.

7.2. В жюри Конкурса включаются представители оргкомитета, представители государственных учреждений образования и культуры.

7.3.  Конкурсные работы (выступления) оцениваются в соответствии с утверждёнными критериями.

7.4. Решение членов Жюри принимается коллегиально, большинством голосов, и не может быть оспорено. Члены Жюри вправе отказать в комментировании своего решения без объяснения причин.

7.5. Апелляции по результатам Конкурса не принимаются.

VIII. Награждение участников Конкурса

8.1. Призёрам городского этапа конкурса вручаются электронные дипломы Лауреатов и Дипломантов I и II степеней, которые размещаются в личном кабинете интерактивной системы «Конкурсы и проекты» Городского методического центра.

Справки по тел.: 8 (495) 912-63-37 (доб. 310).

Организатор конкурса: Егорова Татьяна Ивановна, egorovati@mosmetod.ru

Техническое сопровождение конкурса: Гераскина Екатерина Андреевна, geraskinaea@mosmetod.ru

Приложение № 1

Состав Оргкомитета конкурса детского творчества «Карусель-2020» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном»
для обучающихся по программам дошкольного образования

  1. Зинин А. С. – председатель организационного комитета, директор Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы.
  2. Бородин М. В. - заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы.
  3. Егорова Т. И. – методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы.
  4. Суркова Е. П. – методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы.
  5. Гераскина Е. А. – методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы. 

Приложение № 2

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе детского творчества «Карусель-2020» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном» 
для обучающихся по программам дошкольного образования

Административный округ Москвы

 

Полное наименование образовательной организации

 

Адрес образовательной организации

 

Руководитель образовательной организации (Ф.И.О. полностью), контактный телефон, E-mail

 

Номинация

 

Конкурсный раздел номинации

 

Название конкурсной работы

 

Участник (ФИ) или название творческого коллектива

 

Руководитель участника конкурса  (Ф.И.О. полностью), контактный телефон, E-mail

 

Дата составления заявки «_______» __________ 20__г.

Руководитель образовательной организации ______________/____________/

М.П.

                          

Приложение № 3

Основные характеристики номинаций конкурса детского творчества «Карусель-2020». 
Методические рекомендации к проведению конкурса детского творчества «Карусель-2020»
в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном»

1. Вокально-хоровое пение.

Конкурсные разделы: ансамбли (7–14 чел.); хоры (от 15 чел.).

Пение песен детьми дошкольного возраста представляет основной вид певческой деятельности, где дети практически осваивают приобретенные умения и навыки выразительного пения; такие песни исполняются с фортепианным сопровождением, в сопровождении детских музыкальных инструментов, без сопровождения.

Дети способны петь напевно, лёгким подвижным звуком; брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами и правильно его расходовать; точно интонировать мелодию; чётко произносить слова в песне; контролировать своё собственное пение, исправлять неточности в исполнении. Старшие дошкольники могут петь выразительно с использованием различных нюансов: ускорять и замедлять темп, усиливать и ослаблять звучание.

Певческий репертуар подбирается с учётом художественной ценности, доступности по эмоционально-образному содержанию, возрастных возможностей детей. Песня должна иметь диапазон, удобный для исполнения ребёнком. При подборе песен необходимо учитывать не только исполнительские возможности детей, но и доступность содержания песен детскому пониманию.

Для конкурсных номеров предлагается список рекомендуемых композиторов XVI – начала XX вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, П. И. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, Ц. Кюи, А. Алябьев, М. Глинка, А. Гречанинов, Л. Бетховен, Р. Шуман, Жан Батист Теодор Выперлен, Э. Григ, Р. М. Глиэр, Н. А. Римский-Корсаков, И. Штраус, С. С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов.

2. Танцевальное творчество (детские танцы, построенные на танцевальных движениях историко-бытового и народного танцев).

Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряжённости движений; техника – степень владения телом и качество выполнения основных па и позиций.

В старшем дошкольном возрасте дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения с вступлением.

В репертуар классических танцев входят историко-бытовые танцы ХVI–ХIХ веков: полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие.

Для конкурсных номеров историко-бытового танца предлагается список рекомендуемых композиторов XVI – начала XX вв.:

Западные композиторы: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак, Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус…

Русские композиторы: П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Грибоедов, Н. А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов.

Народный танец несёт в себе часть истории народа, его культуру. В народном танце ребёнок овладевает теми движениями и пластикой, который характерны для музыкальной культуры народа, познаёт особенности взаимоотношений между партнерами (проявление уважения, выполнение движений, характерных для мальчиков, для девочек и др.).

Народный танец должен содержать аутентичные (подлинные) движения и музыку.

3. Инструментальное исполнение.

Разделы: ансамбли (7–14 чел.), оркестры (от 15 чел.).

Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: из ударных инструментов, не имеющих звукоряда, ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

В оркестре следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствует настроению музыки. Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют исходя из самой музыки. Необходимо помнить о формировании стилевых представлений у детей, особенно при исполнении произведений композиторов-классиков (В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, Ф. П. Шуберта и др.), и подбирать те инструменты, которые подходят к этой музыке.

Для конкурсного номера номинации предлагается использовать рекомендуемый список композиторов XVI – начала XX вв.:

Западные композиторы: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак, Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус…

Русские композиторы: П. И. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Грибоедов, Н. А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов.

При исполнении народных мелодий следует привлекать народные инструменты.

4. Художественное слово.

Раздел – литературная композиция.

Детская литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребёнка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков, а также отношение писателя к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют ребёнка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Произведения литературы обогащают словарный запас ребёнка, его речь развивается на лучших образцах родного языка.

Выразительное исполнение литературного текста отчетливо передает не только мысли, но и чувства, выраженные в произведении.

Средства выразительного исполнения:

- интонация, которая подчеркивает смысл, заключенный во фразе текста, в расстановке слов;
- правильная расстановка ударения, пауз в тексте;
- ритм, характерный для поэтического произведения;
- мимика, естественная, предельно сдержанная;
- отсутствие постановочных жестов.

Литературная композиция – это «составление, соединение частей» литературного произведения, определяет способ построения художественного текста, систему отношений между его элементами: завязка, развитие действия, кульминации и концовки.

Литературная композиция – это коллективное исполнение детьми литературного произведения, где каждый участник выполняет свою роль в раскрытии текста, через выразительные речевые средства передаёт своё понимание литературного произведения.

Литературные тексты подбираются по теме «Природа в поэзии» следующих поэтов: А. С. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, А. Кольцов, А. Блок, К. Бальмонт, А. Толстой, Г. Галина, А. Майков, И. Никитин, А. Белый; П. Синявский, И. Ивенсен, С. Есенин, В. Жуковский, П. Вяземский, Е. Баратынский, А. Фет, Ф. Тютчев, И. Тургенев, А. Плещеев, А. Апухтин, Р. Устюжанин, В. Курочкин, Н. Кукольник, И. Крылов…

В конкурсный номер может входить исполнение участниками одного произведения большого объёма или несколько небольших произведений по одной теме.

5. Изобразительное творчество (живопись, графика).

Тема: «По страницам литературных произведений».

Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. В изобразительной деятельности ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.).

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, – это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Иллюстрации в книге – это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения даёт ребёнку возможность передавать этот образ в изображении с помощью изобразительных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.

Ребёнок становится иллюстратором литературного материала. Через средства художественной выразительности в его рисунке создаются образы, явления, персонажи полюбившегося произведения. С помощью линий, штрихов, пятен передаётся образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты; через колорит (цветовую согласованность) – настроение героев, сезона или времени суток; через композицию – пространственное построение изображения.

По содержанию детских рисунков выделяется реалистичное и стилизованное рисование.

Реалистичное рисование заключается в попытке детей отобразить объективную картину мира путём правдоподобного изображения её объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы и понятны окружающим, поскольку в них присутствует элемент натурализма. Наибольшего реализма дошкольники достигают только к старшему дошкольному возрасту, так как в раннем и младшем дошкольном возрасте происходит накопление познавательного и изобразительного опыта, который позволяет более точно передавать признаки, свойства и качества предметов, объектов.

Стилизованное рисование состоит в создании ребёнком обобщённого, лаконичного в плане цвета, формы и композиции образа, содержащего элемент декоративности. Стилизованное рисование в целом является характерным для детей дошкольного возраста. В разные возрастные периоды дети на доступном для себя уровне пытаются создать некий собирательный образ, в котором они отражают свои знания, представления, ощущения и наблюдения. В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них присутствуют искажения цвета, формы, для того чтобы придать выразительность образу, добиться целостности.

Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, передаёт сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

  • создание художественного образа;
  • использование цвета, колорита как выразительного средства;
  • композиционное построение изображения в рисунке;
  • изобразительная грамотность – это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

Конкурсная работа выполняется в жанрах живописи и графики.

Жи́вопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

К художественно-выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.
Жанры: портрет, пейзаж (виды: картины природы, сельский, городской, морской), натюрморт, бытовой, анималистический жанр.
Материалы: гуашь, акварель.

Графи́ка – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств: линии, штрихи, пятна и точки.

Виды графики: станковая (рисунок), книжная графика.
Материалы: графитные карандаши, шариковая ручка, фломастер, уголь, сангина, пастель.
Жанры: пейзаж, анималистический жанр.

Скачать Положеение  

Ответственный за размещение: методист ГМЦ Егорова Т. И.