8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 09 Сентябрь 2020 09:56

Положение о проведении Конкурса детского творчества «Карусель-2021» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном» для обучающихся по программам дошкольного образования

Скачать

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения конкурса детского творчества «Карусель-2021» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном» для обучающихся по программам дошкольного образования (далее – Конкурс) в 2020–2021 учебном году.

В этом году Конкурс посвящён теме «Классики – детям» с целью приобщения детей к наследию мировой культуры.

1.2. Организация и проведение Конкурса осуществляется Городским методическим центром Департамента образования города Москвы.

II. Цели и задачи Конкурса

2.1. Конкурс проводится в целях поддержки детей со способностями в области художественно-эстетического развития и выявления лучших творческих детских коллективов образовательных организаций г. Москвы, развития культурных традиций дошкольного образования.

2.2. Основные задачи Конкурса:

  • творческое развитие личности ребёнка, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств и любви к Родине;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к своим сверстникам и своему городу;
  • приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям и культуре;
  • стимулирование развития у детей фантазии, воображения и художественного творчества;
  • поддержка образовательных организаций, а также отдельных педагогов, активно работающих в деле духовного развития детей.

III. Участники Конкурса

3.1. Участниками Конкурса являются воспитанники государственных образовательных организаций г. Москвы  в возрасте от 6 до 7 лет. Участником может быть дошкольник или коллектив дошкольников (согласно номинации).

3.2. От образовательного комплекса на конкурс могут подать заявку от 1 до 5 участников в каждой номинации. Участник (ребёнок или коллектив детей, как и руководитель участника) может выставить только одну конкурсную работу в номинации.

Если образовательная организация выставляет более 5 участников в каждой номинации, то конкурсные работы этой организации не рассматриваются.

IV. Регламент проведения Конкурса

Конкурс проводится в следующих номинациях:

4.1. Вокально-хоровое пение. 

В данной номинации конкурс проводится в следующих конкурсных разделах: ансамбли (7–14 чел.); хоры (от 15 чел.). Допускается исполнение участником одного произведения продолжительностью до 3 минут.

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • песня исполняется участниками самостоятельно без микрофона, исключается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения;
  • при исполнении произведения аккомпанемент не должен заглушать голоса детей;
  • выступление хора может проходить как с дирижером, так и без него (по желанию руководителя коллектива). На видеозаписи дирижер не должен закрывать детей;
  • видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Принимается видеоматериал с разрешением изображения не менее 1280х720 пикселей, широкоформатным размером кадра 16:9;
  • не принимаются записи, выполненные на занятиях, праздниках и концертах.
  • В певческий репертуар номинации входят произведения рекомендуемых композиторов XVI – середины XX вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн,
    Ф. Шуберт, И. Брамс, П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, Ц. Кюи, А. Алябьев, М. Глинка, А. Гречанинов, Л. Бетховен, Р. Шуман, Жан Батист Теодор Векерлен, Э. Григ,
    Р. М. Глиэр, Н. А. Римский-Корсаков, И. Штраус, С. С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов;

2) Требования к исполнению песни:

  • Качество исполнения песни характеризуется:

- чистотой интонирования, мягким звукоизвлечением, ритмичностью; четкой дикцией;
- выразительностью (грамотное использование средств музыкальной выразительности: пауз, ускорения и замедления темпа, усиления и ослабления звучания согласно тексту и т.д.);
- отсутствием предметов и движений при пении;
- внешним видом участников (костюмное оформление в соответствии с содержанием песни или праздничная одежда).

4.2. Танцевальное творчество.

Участник (коллектив от 8 чел.) представляет детский танец, построенный на танцевальных движениях историко-бытового или народного танцев. Не принимаются: современные детские танцы и танцевальные композиции, эстрадные, спортивные танцы. Допускается один номер продолжительностью не более 4 мин.

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • народный танец исполняется участниками только под традиционную народную музыку, не в современной обработке;
  • исключается музыкальное сопровождение детского танца в вокальной и электронной обработке;
  • название номера должно соответствовать содержанию танца: движениям, рисунку, костюмному оформлению.
  • реквизит (предмет) в руках танцующего ребенка помогает раскрыть содержание музыкальной драматургии;
  • видеосъемку танца необходимо проводить в полном формате (с учётом просмотра движений ног);
  • видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Принимается видеоматериал с разрешением изображения не менее 1280х720 пикселей, широкоформатным размером кадра 16:9;
  • не принимаются записи, выполненные на занятиях, праздниках и концертах.

2) Требования к исполнению танца:

  • соответствие номера возрасту исполнителей;
  • соответствие музыкального сопровождения и жанра танца;
  • заявленный танец должен содержать аутентичные (подлинные) движения и музыку;
  • историко-бытовой танец исполняется под произведение рекомендуемых композиторов XVI – середины XX вв.:

Западные композиторы: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак,
Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус.

Русские композиторы: П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Грибоедов,
Н. А. Римский-Корсаков, Д. Шостакович, Г. Свиридов;

  • качество исполнения характеризуется:

- правильным композиционным построением танца (соответствие танцевальных элементов, фигур заявленному стилю, взаимодействие танцоров друг с другом, отсутствие необоснованных пауз);
- правильной техникой исполнения движений (качество, проученность движений, ритмичность, выразительность);- соответствие пластики движений, костюмов, реквизита
- содержанию музыкального образа произведения. 

4.3. Инструментальное исполнение.

В данной номинации конкурс проводится в следующих конкурсных разделах: малые ансамбли (7–14 чел.); оркестры (от 15 чел.). Допускается один номер продолжительностью не более 3 мин.

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • номер исполняется участниками без микрофона, исключается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения;
  • видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Принимается видеоматериал с разрешением изображения не менее 1280х720 пикселей, широкоформатным размером кадра 16:9;
  • не принимаются записи, выполненные на занятиях, праздниках и концертах.

2) Требования к исполнению номера:

  • соответствие номера возрасту исполнителей;
  • в репертуар номинации входят произведения рекомендуемых композиторов XVI – середины XX вв.:

Западные композиторы: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак,
Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус.

Русские композиторы: П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Грибоедов, Н. А. Римский-Корсаков, Д. Шостакович, Г. Свиридов;

  • правильно подбираются инструменты для исполнения музыкального произведения;
  • качество исполнения характеризуется следующими показателями:

- передача ритмического рисунка мелодии;
- чистота звучания при игре на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, слаженность;
- степень владения приемами звукоизвлечения при игре на детских музыкальных инструментах;
- музыкальность, художественная трактовка музыкального произведения, ансамблевое исполнение;

  • сценическая культура исполнения, внешний вид участников (костюмное оформление в соответствии с содержанием музыкального произведения или праздничная одежда).

 4.4. Художественное слово.

 В данной номинации конкурс проводится в разделе «Литературная композиция» (коллективное исполнение от 5 чел.) продолжительностью не более 4 мин. по теме «Природа в поэзии».

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • видеозапись номера должна быть полной (цельной), без нарезанных фрагментов и частей;
  • видеозапись должна соответствовать требованиям к техническому качеству, достаточному для адекватной оценки работы. Принимается видеоматериал с разрешением изображения не менее 1280х720 пикселей, широкоформатным размером кадра 16:9;
  • не принимаются записи, выполненные на праздниках;
  • при исполнении произведения участники не используют дополнительные средства: костюмы, грим, причёски, декорации и музыкальное сопровождение;
  • фоновое музыкальное сопровождение не должно мешать восприятию литературного произведения, заглушать голоса исполнителей.

2) Требования к исполнению номера:

  • участники номинации (коллектив от 5 детей) исполняют одно или несколько произведений на единую тему рекомендуемых поэтов XVI – начала XX вв.: А. Пушкин,
    М. Лермонтов, И. Бунин, А. Кольцов, А. Блок, К. Бальмонт, А. Толстой, Г. Галина, А. Майков, И. Никитин, А. Белый; П. Синявский, И. Ивенсен, С. Есенин, В. Жуковский,
    П. Вяземский, Е. Баратынский, А. Фет, Ф. Тютчев, И. Тургенев, А. Плещеев, А. Апухтин, Р. Устюжанин, В. Курочкин, Н. Кукольник, И. Крылов;
  • литературный текст соответствует возрастным и индивидуальным возможностям исполнителя, детскому восприятию и пониманию;
  • при чтении произведения учитывается качество исполнения: грамотность речи, безошибочность, правильное произношение звуков, хорошая дикция; владение средствами эмоциональной и образной выразительности (правильная расстановка логических ударений, пауз; использование разнообразных оттенков силы голоса), умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы;
  • внешний вид участников соответствует конкурсным требованиям (праздничная одежда).

4.5. Изобразительное творчество.

В этой номинации представлены два раздела: живопись, графика. Участники представляют на конкурс одну индивидуальную работу, выполненную в классической технике на тему «По страницам литературных произведений».

Требования к конкурсной работе:

1) Требования к технической стороне:

  • конкурсная работа должна быть выполнена самим участником – рукой ребенка, используя один изобразительный материал;
  • изображение соответствует возрастным и индивидуальным возможностям исполнителя, детскому восприятию и пониманию;
  • цифровые фотографии должны быть высокого качества (чёткие, хорошая цветопередача), разрешение цифровой фотографии от 5 Мп. Не принимаются копии, выполненные на гаджетах;
  • участники конкурса представляют цифровую копию в цветном изображении в формате jpg в Google. На каждую работу готовится отдельная ссылка;
  • конкурсная работа выполняется на бумаге формата А3 или А2 и оформляется без паспарту, стекла и рамы.

2) Требования к выполнению работы: 

Качество выполнения характеризуется следующими показателями:

  • соответствие изобразительной грамотности возрасту участника;
  • раскрытие образов литературного произведения, соответствующего возрастным и программным требованиям;
  • удачный выбор художественного материала;
  • художественность решения композиции;
  • правильное использование изобразительных средств заявленному разделу;
  • отсутствие в работе нетрадиционных техник рисования: использование несколько материалов (карандаш и краска; гуашь и акварель, карандаш и пастель); набрызг, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск разными предметами, монотипия, отпечатки листьев, рисование (фон) по сырому листу, рисование целлофаном, рисование руками, коллаж, граттаж, использование готовых лекал и др.;
  • отсутствие контурного рисования;
  • цветовое решение, колорит;
  • выразительность;
  • аккуратность.

V. Этапы и сроки проведения

5.1. I этап Конкурса предусматривает проведение смотра конкурсных работ в образовательных организациях (внутриучрежденческий тур). Жюри образовательной организации выбирает до 5 участников конкурса в каждой номинации на городской этап.

Для участия в городском этапе Конкурса образовательным организациям необходимо с 01 декабря 2020 года по 28 февраля 2021 года заполнить в личном кабинете интерактивной системы «Конкурсы и проекты» Городского методического центра анкету-заявку в электронном виде.

При заполнении анкеты необходимо указать ссылки: на заявку с печатью организации и подписью руководителя в любом формате (форма заявки дана в приложении № 2) и на видеоматериал или цифровую копию детской работы (создаются в Google). Без указанных материалов анкеты не принимаются.

Видеоматериалы с выступлениями детей размещаются в Google только с согласия родителей.

5.2. II этап Конкурса – городской.

С 1 марта по 1 мая 2021 года независимое профессиональное Жюри просматривает конкурсные работы по номинациям в дистанционном режиме и выдает заключение – несоответствие регламенту или призер (Лауреат или Дипломант).

5.3. К участию в Конкурсе не принимаются и не рассматриваются материалы, не соответствующие регламенту и методическим рекомендациям (см. приложение № 3).

5.4. Результаты Конкурса размещаются в личных кабинетах участников в виде электронных дипломов – Лауреат, Дипломант I или IIстепеней.

5.5. Лучшие материалы Конкурса будут размещены на официальном сайте Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы.

VI. Руководство Конкурса

6.1. Всей работой по подготовке и проведению Конкурса руководит Оргкомитет (Приложение № 1).

6.2. Оргкомитет Конкурса:

  • принимает и обрабатывает заявки от образовательных организаций;
  • определяет окончательные сроки и порядок проведения конкурсных мероприятий;
  • организует консультативно-методическое обеспечение Конкурса;
  • формирует Жюри конкурса по номинациям;
  • оставляет за собой право на публикацию на официальном сайте Городского методического центра видеоматериалов, присланных участниками в распоряжение оргкомитета;
  • обеспечивает соблюдение прав участников  Конкурса.

6.3. Руководство Оргкомитетом осуществляется председателем и его заместителями.

VII. Жюри Конкурса

7.1. Жюри Конкурса формируется оргкомитетом в соответствии с конкурсными номинациями.

7.2. В жюри Конкурса включаются представители оргкомитета, представители государственных учреждений образования и культуры.

7.3.  Конкурсные работы (выступления) оцениваются в соответствии с утверждёнными критериями.

7.4. Решение членов Жюри принимается коллегиально, большинством голосов, и не может быть оспорено. Члены Жюри вправе отказать в комментировании своего решения без объяснения причин.

7.5. Апелляции по результатам Конкурса не принимаются.

VIII. Награждение участников Конкурса

8.1. Призёрам городского этапа Конкурса вручаются электронные дипломы Лауреатов и Дипломантов I и II степеней, которые размещаются в личном кабинете интерактивной системы «Конкурсы и проекты» Городского методического центра.

 

Организатор конкурса: Егорова Татьяна Ивановна, egorovati@mosmetod.ru, тел. 8 (495) 912-63-37, доб. 310.
Техническое сопровождение конкурса: Гераскина Екатерина Андреевна, geraskinaea@mosmetod.ru, тел. 8 (495) 912-63-37, доб. 311.

 

 

Приложение № 1

Состав Оргкомитета

Конкурса детского творчества «Карусель-2021» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном»
для обучающихся по программам дошкольного образования

  1. Зинин А. С. – председатель организационного комитета, директор Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы.
  2. Бородин М. В. – первый заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы.
  3. Егорова Т. И. – методист Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы.
  4. Суркова Е. П. – методист Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы.
  5. Гераскина Е. А. – методист Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы. 

 

Приложение № 2

ЗАЯВКА

на участие в Конкурсе детского творчества «Карусель-2021» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном»
для обучающихся по программам дошкольного образования

Административный округ Москвы

 

Полное наименование образовательной организации

 

Адрес образовательной организации

 

Руководитель образовательной организации (Ф.И.О. полностью), контактный телефон, E-mail

 

Номинация

 

Конкурсный раздел номинации

 

Название конкурсной работы

 

Участник (Ф.И.) или название творческого коллектива

 

Руководитель участника Конкурса (Ф.И.О. полностью), контактный телефон, E-mail

 

Дата составления заявки «_______» __________ 20__г.

Руководитель образовательной организации     ______________/____________/

МП

                          

Приложение № 3

Основные характеристики номинаций Конкурса детского творчества «Карусель-2021»

Методические рекомендации к проведению Конкурса детского творчества «Карусель-2021» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном»

1. Вокально-хоровое пение.

Конкурсные разделы: ансамбли (7–14 чел.); хоры (от 15 чел.).

Пение песен детьми дошкольного возраста представляет основной вид певческой деятельности, где дети практически осваивают приобретенные умения и навыки выразительного пения; такие песни исполняются с фортепианным сопровождением, в сопровождении детских музыкальных инструментов, без сопровождения.

Дети способны петь напевно, легким подвижным звуком; брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами и правильно его расходовать; точно интонировать мелодию; четко произносить слова в песне; контролировать свое собственное пение, исправлять неточности в исполнении. Старшие дошкольники могут петь выразительно с использованием различных нюансов: ускорять и замедлять темп, усиливать и ослаблять звучание.

Певческий репертуар подбирается с учетом художественной ценности, доступности по эмоционально-образному содержанию, возрастных возможностей детей.

Песня должна иметь диапазон, удобный для исполнения ребенком. При подборе песен необходимо учитывать не только исполнительские возможности детей, но и доступность содержания песен детскому пониманию.

Для конкурсных номеров предлагается список рекомендуемых композиторов XVI – середина XX вв.: И. С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, Ц. Кюи, А. Алябьев, М. Глинка, А. Гречанинов, Л. Бетховен, Р. Шуман, Жан Батист Теодор Векерлен, Э. Григ, Р. М. Глиэр, Н. А. Римский-Корсаков, И. Штраус, С. С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов.

2. Танцевальное творчество (детские танцы, построенные на танцевальных движениях историко-бытового и народного танцев).

Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряжённости движений; техника – степень владения телом и качество выполнения основных па и позиций.

В старшем дошкольном возрасте дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения с вступлением.

В репертуар классических танцев входят историко-бытовые танцы ХVI – ХIХ веков: полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие.

Для конкурсных номеров историко-бытового танца предлагается список рекомендуемых композиторов XVI – середины XX вв.:

Западные композиторы: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак, Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус.

Русские композиторы: П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Грибоедов, Н. А. Римский-Корсаков, Д. Шостакович, Г. Свиридов.

Народный танец несет в себе часть истории народа, его культуру. В народном танце ребенок овладевает теми движениями и пластикой, который характерны для музыкальной культуры народа, познает особенности взаимоотношений между партнерами (проявление уважения, выполнение движений, характерных для мальчиков, для девочек и др.).

Народный танец должен содержать аутентичные (подлинные) движения и музыку.

3. Инструментальное исполнение.

Разделы: ансамбли (7–14 чел.), оркестры (от 15 чел.).

Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: из ударных инструментов, не имеющих звукоряда, ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

В оркестре следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствует настроению музыки.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют исходя из самой музыки. Необходимо помнить о формировании стилевых представлений у детей, особенно при исполнении произведений композиторов-классиков (В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, Ф. П. Шуберта и др.), и подбирать те инструменты, которые подходят к этой музыке.

Для конкурсного номера номинации предлагается использовать рекомендуемый список композиторов XVI – середины XX вв.:

Западные композиторы: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Бертини, Франсуа Жозеф Госсек, Р. Шуман, Жан-Фили́пп Рамо́, А. Корелли, М. Равель, Кристоф Виллибальд фон Глюк, Генри Пёрселл, Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер, Доме́нико Скарла́тти, Це́зарь Пуни, В. Беллини, Д. Пуччини, Д. Верди, Г. Гендель, А. Дворжак,
Г. Лихнер, Ж.-Б. Люлли, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Р. М. Глиэр, К. Делиб, Э. Григ, К. Вебер, Р. Дриго, Г. Доницетти, Л. Минкус.

Русские композиторы: П. Чайковский, В. Ребиков, С. Майкапар, М. Глинка, А. Варламов, С. Рахманинов, Р. М. Глиэр, А. Даргомыжский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Грибоедов,
Н. А. Римский-Корсаков, Д. Шостакович, Г. Свиридов.

При исполнении народных мелодий следует привлекать народные инструменты.

4. Художественное слово.

Раздел – литературная композиция.

Детская литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков, а также отношение писателя к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Произведения литературы обогащают словарный запас ребёнка, его речь развивается на лучших образцах родного языка.

Выразительное исполнение литературного текста отчетливо передает не только мысли, но и чувства, выраженные в произведении.

Средства выразительного исполнения:

1. Основной тон – основное звучание литературно-художественного произведения; определяется содержанием и художественной формой исполняемого текста. Может быть торжественным, спокойным, радостным, грустным.

2. Интонация, смысловая эмоциональная окраска речи. Через разнообразные оттенки голоса рассказчика выражаются его чувства и мысли, создаются художественные образы.

Для различной интонационной окраски речи используются: ударения, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса).

  • Логические ударения выделяют во фразе главного по смыслу слова, делая его ударным.
  • Пауза, перерыв или краткая остановка в чтении, является средством раскрытия смысла литературного текста.
  • Темп речи придает особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Зависит от характера содержания произведения.
  • Сила голоса – это его звучность, полноценность. Необходимо уметь им управлять: давать его тихо, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.
  • создание художественного образа;
  • использование цвета, колорита как выразительного средства;
  • композиционное построение изображения в рисунке;
  • изобразительная грамотность – те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

3. Поза чтеца – положение его тела во время исполнения литературного произведения. Необходимо держать себя естественно и красиво, непринужденно и в то же время собранно. Осанка должна быть спокойная, полная достоинства, без суетливости: суетливость делает речь более тяжелой, спокойствие и выдержка облегчают ее.

Необходимо избегать механических жестов и движений тела, так как они отвлекают от восприятия художественного слова.

4. Мимика – выражение лица. Лицо рассказчика выражает то, о чем он говорит. Необходимое выражение лица появляется само, если чтец хорошо понял текст.

Чтобы литературный текст был совершенным и художественным, понятным для слушателей, необходимо владеть техническими средствами – чистой, ясной дикцией, правильным литературным произношением при рациональном использовании дыхания. Владение техникой речи является основой искусства художественного слова.

Литературная композиция – это «составление, соединение частей» литературного произведения, определяет способ построения художественного текста, систему отношений между его элементами: завязка, развитие действия, кульминации и концовки.

Литературная композиция – это коллективное исполнение детьми литературного произведения, где каждый участник выполняет свою роль в раскрытии текста, через выразительные речевые средства передает свое понимание литературного произведения.

Литературные тексты подбираются по теме «Природа в поэзии» следующих поэтов XVI – начала XX вв.: А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, А. Кольцов, А. Блок, К. Бальмонт,
А. Толстой, Г. Галина, А. Майков, И. Никитин, А. Белый; П. Синявский, И. Ивенсен, С. Есенин, В. Жуковский, П. Вяземский, Е. Баратынский, А. Фет, Ф. Тютчев, И. Тургенев,
А. Плещеев, А. Апухтин, Р. Устюжанин, В. Курочкин, Н. Кукольник, И. Крылов.

В конкурсный номер может входить исполнение участниками одного произведения большого объема или несколько небольших произведений по одной теме (например, «Времена года», «Природа в поэзии» и т.д.).

5. Изобразительное творчество (живопись, графика).

Тема: «По страницам литературных произведений».

Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. В изобразительной деятельности ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать воображаемые образы, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоты природных явлений, характерных особенностей героев и др.).

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Иллюстрации в книге – это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает ребенку возможность передавать этот образ в изображении с помощью художественных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.

Ребенок становится иллюстратором литературного материала. Через средства художественной выразительности в его рисунке создаются образы, явления, персонажи полюбившегося произведения. С помощью линий, штрихов, пятен передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты; через колорит (цветовую согласованность) – настроение героев, сезона или времени суток; через композицию – пространственное построение изображения.

Для изобразительного творчества дошкольника характерны:

Конкурсная работа выполняется в жанрах живописи и графики.

Жи́вопись – вид изобразительного искусства, связанный с изображением окружающей жизни, во всём её многообразии.

Выразительными средствами живописи являются колорит и композиция. Цвет вызывает у зрителя определённые чувства и настроение. По цветовой гамме произведение может быть теплым и холодным, веселым или грустным, колорит – насыщенным или пастельным.

К художественным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.

Материалы: гуашь, акварель.

Графи́ка – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости графическими навыками. Виды графики – книжная иллюстрация, рисунок.

Основными выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, точки.

Материалы: графитные карандаши, шариковая ручка, фломастер, уголь, сангина, пастель.