8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru

Понедельник, 08 Ноябрь 2021 16:07

Подвиг московских врачей. К 80-летию Московской битвы

Методические материалы посвящены истории создания и деятельности эвакогоспиталей в Москве в годы Великой Отечественной войны.

Автор: Ольга Евгеньевна Камагина.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Подвиг московских врачей»
для обучающихся 9–11-х классов
(к 80-летию Московской битвы)

Вариант проведения занятия: [PDF] [DOCX]
Презентация: [PDF] [PPTX]

Цель: формирование ценностного отношения к подвигу медиков в годы в Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм и возродивших Отечество; чувства гордости за свою страну;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1 200x113Совсем недавно, в 2019 году, в одном из столичных хранилищ медицинской документации проводился капитальный ремонт. В стене здания рабочие наткнулись на полость, где обнаружили тайник. В нём хранились документы о работе эвакогоспиталей. На многих документах стоял гриф секретности.

Вопросы. Знаете ли вы, что такое эвакогоспиталь*? В какое время они создавались? Можете ли вы рассказать об их деятельности?

*Эвакогоспиталь – военно-медицинское учреждение; специализированный госпиталь, где производится стационарное лечение эвакуированных из зоны боевых действий раненых и больных.

Как вы думаете, почему документы были спрятаны в тайник? Поясните ответ.
Какую памятную дату будет отмечать Москва в декабре 2021 года?


Слайд2 200x113В декабре 2021 года наша столица и вся страна будут праздновать 80-ю годовщину начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Мэр Москвы поручил наградить знаком «80 лет битвы за Москву» всех ветеранов, оборонявших столицу.

Задание. Прочитайте статью, размещённую на официальном сайте Мэра Москвы. Ответьте на вопросы.
https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/7637050/

1. Есть ли сходство памятного нагрудного знака «80 лет битвы за Москву» с медалями Великой Отечественной войны? Поясните ответ.
2. Какую поддержку получают ветераны сегодня?

*Задание. На официальном сайте Мэра Москвы размещено Распоряжение Правительства Москвы № 539-РП от 3 августа 2021 года. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы.

1. Как названа первая часть Плана мероприятий? Кому она адресована? Почему?
2. Какие из юбилейных мероприятий вы хотели бы посетить? В организации каких – принять участие?

Задание. Используя изображения на слайде и знания по истории России, приведите не менее трёх значимых фактов (дат, событий, имен), связанных с Московской битвой. Есть ли среди приведенных вами фактов (событий, имен) те, что связаны с деятельностью московских врачей в это драматическое время?

Великий вклад в Победу внесли советские медики – врачи, медсестры, санитары, спасая жизни, возвращая бойцов в строй и даря надежду на исцеление. Их каждодневный труд был подвигом и на передовой, и за линией фронта.


Слайд3 200x113Деятельность медицинских учреждений в годы Великой Отечественной войны изучена далеко не полностью – часть документов погибла в военные годы, часть была утеряна при эвакуации, некоторые документы были засекречены.

Поэтому найденные в тайнике документы (более 2 тысяч, 168 дел) сразу были переданы в Главархив Москвы (Главное архивное управление). Была проведена масштабная работа по их реставрации, изучению, оцифровке.

Все найденные документы представлены сегодня в музее «Москва – с заботой об истории».


Слайд4 200x113

9 апреля 2019 года стартовала бессрочная акция «Москва – с заботой об истории», организованная Комплексом социального развития города Москвы. Усилиями москвичей удалось собрать уникальную коллекцию подлинных свидетельств о жизни города во время Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы был создан виртуальный музей «Москва – с заботой об истории», основой которого стали документы и предметы военной поры, переданные москвичами, газеты и хроника 1941–1945 гг.

Задание. Пройдите по ссылке. https://vov.mos.ru/title?redirect_url=%2Fcollections%2Fmedic-feats%2F2-hospitals_history

Какие материалы представляет виртуальный музей? (Пролистайте страницы.)

Перейдите в зал «1941–1945 гг.». В левой колонке выберите закладку «Подвиг московских врачей».

Какие разделы представлены на этой странице виртуального музея? https://vov.mos.ru/collections/medic-feats


Слайд5 200x113Ознакомьтесь с материалами раздела «Структура и специализация эвакогоспиталей Москвы». Найдите в тексте вступительной статьи ответы на вопросы.

Вопросы. Когда в Москве был организован первый эвакогоспиталь? Когда началось активное формирование сети эвакогоспиталей? Почему?
Какие факторы способствовали тому, что в Москве было развернуто большое число эвакогоспиталей? (Назовите не менее трёх факторов.) Предположите, с какими трудностями пришлось столкнуться при создании эвакогоспиталей.

Что означает принцип «Чем хуже – тем дальше от фронта»? Какую дополнительную ответственность накладывала на столичных врачей реальная реализация этого принципа?
Что означают первые цифры 5, 4, 3 в номере эвакогоспиталя?
Когда госпитальный фонд достиг максимальных размеров? Как это можно объяснить? 

Найдите в тексте статьи статистические данные, подтверждающие масштабность развёртывания эвакогоспиталей в Москве.

В разделе представлены Приказы Мосгорздравотдела о присвоении номеров и специализации госпиталей за 1942 год.

Задания и вопросы. Используя изображения на слайде и документы раздела, расскажите, где в Москве располагались эвакогоспитали.

Найдите документ* с перечислением московских школ, где были развёрнуты эвакогоспитали. Назовите эти школы.

*Первый ряд документов, 6 по порядку.

Как вы думаете, почему здания школ использовались под эвакогоспитали?

*Есть ли среди перечисленных ваша школа?


Слайд6 200x113Как московские школьники участвовали в организации помощи раненым и фронту?   qr1

Задание. Посмотрите видеосюжет из представленных в разделе «Медиатека» виртуального музея «Москва – с заботой об истории» (февраль 1943 года). https://vov.mos.ru/media-library/videochronicles

Что нового вы узнали?

Задание. Выполните задание по ссылке. https://learningapps.org/watch?v=p3kpic51n21 


Слайд7 200x113Перейдите в раздел «Из истории московских эвакогоспиталей – https://vov.mos.ru/collections/medic-feats/2-hospitals_history

Какие экспонаты представлены в этой экспозиции виртуального музея, к какому времени они относятся?
Часто ли при описании деятельности эвакогоспиталей использовались диаграммы? Почему? Какие типы диаграмм вы заметили на страницах документов?
Каковы были результаты работы советских военных медиков? (Ответ на вопрос найдите в тексте вступительной статьи.)
Велась ли научная работа советскими военными медиками в годы Великой Отечественной войны? Каково значение этой деятельности?


Слайд8 200x113Согласны ли вы с высказыванием Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна? Аргументируйте свой ответ.

«То, что сделано военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика остается олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».

Итоговые вопросы. Что теперь, после занятия, вы можете рассказать о деятельности эвакогоспиталей в Москве в годы Великой Отечественной войны? Как вы думаете, воспринимали ли люди, работающие в эвакогоспиталях, свой каждодневный труд как подвиг? Поясните свой ответ.