8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 16 Сентябрь 2014 11:18

План мероприятий в рамках программы "Школа мысли" на 2014–2015 учебный год

Уважаемые коллеги!

Городской методический центр Департамента образования города Москвы и Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» предлагают вашему вниманию перечень мероприятий, планируемых в течение 2014–2015 учебного года в рамках программы «Школа мысли». Тематика занятий разработана с учётом школьных курсов истории, мировой художественной культуры и обществознания и рассчитана на учащихся 7–11 классов.

План мероприятий

п/п

Название, описание

Содержание мероприятий

1

Отечественная история и культура

1.1

Династия Романовых в истории культуры

(8–11 класс)

 

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

 

сентябрь 2014 – июнь 2015

Основные темы: «Романовы в оценках современников, потомков, исследователей», «Генеалогия и династические браки», «Династия и государственная символика», «Романовы и ордена России», «Династия в произведениях искусства». Интерактивная часть состоит из компьютерной презентации «Династия Романовых и фирма К. Фаберже» и интеллектуальной игры «Читаем монетные легенды»

1.2

Цензура и отечественная культура

(8–11 класс)

 

Интерактивное занятие

 

сентябрь 2014 – июнь 2015

Возникновение института цензуры в античности и его исторические трансформации. История списков запрещённых книг (Index librorum prohibitorum) в европейских странах и «отречных книг» в России. Цензура печати и известнейшие цензоры в России и СССР. Наиболее известные произведения и авторы, оказавшиеся «под запретом». Особенности процесса исправления литературных, общественно-политических и учебных текстов

1.3

Гоголевская «Шинель»: особенности художественных образов

(8–11 класс)

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Замысел и различные редакции повести «Шинель». Особенности ономастики персонажей. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Отечественные мыслители о творчестве Н. В. Гоголя. Обоснование вариантов трактовки смыслового содержания повести

1.4

Достоевский и Серебряный век

(9–11 класс)

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Трактовки и интерпретации некоторых аспектов творчества Ф.М. Достоевского в трудах отечественных деятелей культуры на рубеже XIX–XX веков. Система образования в дореволюционной России и её влияние на культуру страны. Влияние творчества Достоевского на представителей Серебряного века. Современные исследования проблем отечественной культуры на рубеже XIX–XX веков. Демонстрация видеоматериалов на основе тематической книжной выставки

1.5

Знаки славы Отечества

(8–11 класс)

 

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

сентябрь 2014 – июнь 2015

Знакомство с фалеристикой как специальной исторической дисциплиной. История возникновения отечественных орденов, статуты и капитулы. Правила ношения орденских знаков и особенности награждений. Ордена на портретах Военной галереи Зимнего дворца. Самые известные кавалеры самых известных отечественных и зарубежных орденов

1.6

История славянской письменности

(8–11 класс)

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

сентябрь 2014 – июнь 2015

Особенности древних памятников письменности (папирусы, пергаментные кодексы, бумажные книги). Основные виды письма средневековых манускриптов (кириллический устав, полуустав, скоропись). Книжные миниатюры. Русская палеография и её особенности на примере памятников традиционного содержания

2

 

2.1

Античная мифология в искусстве этрусков

(9–11 класс)

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

сентябрь 2014 – июнь 2015

Знакомство с исследованиями истории и культуры этрусков (этрускология), проводившимися несколько столетий учеными из разных стран на основе сохранившихся письменных свидетельств античных авторов и археологических памятников. Античные мифы и искусство этрусков. Этрусские некрополи. Этрусское искусство в музеях мира

2.2

Из истории лицейского и гимназического образования в России

(7–11 класс)

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Образование в Античности и Средневековье. Ликей Аристотеля и Академия Платона. История Царскосельского лицея, его преподаватели, выпускники, учебные пособия. Дореволюционные классические гимназии: особенности обучения, форма, учебники

2.3

Дешифровка древних памятников письменности

(8–11 класс)

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

сентябрь 2014 – июнь 2015

Знакомство с эпиграфикой и палеографией. Древнейшие виды письменности. Сохранившиеся письменные памятники разных стран. Проблемы дешифровки древних письменностей (Египет, Крит, Апеннины). Общие и особенные черты средиземноморских алфавитных систем письма. Памятники античной и средневековой письменности Европы (типы письма, иллюминированные рукописи)

2.4

Афоризмы и афористика

(9–11 класс)

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

сентябрь 2014 – июнь 2015

Знакомство с историей афоризмов и афористики. Афоризмы в античности и современности; их отличия от сентенций, поговорок, народной мудрости и т. п.

Способы «раскрытия» (анализа) афоризмов при выполнении экзаменационных заданий по обществознанию. Некоторые особенности работы с афоризмами: язык оригинального текста, ирония, игра слов, художественная образность, роль контекста

2.5

Философские словари и энциклопедии

(10–11класс)

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Знакомство с философской справочной литературой. История появления философских лексиконов в Европе и в России, особенности языка и составления подобных справочников. История отечественных философских словарей и их авторов (дореволюционные и советские философские словари и энциклопедии). А. Ф. Лосев и философские словари

2.6

Логика и аргументация

(9–11 класс)

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

сентябрь 2014 – июнь 2015

Знакомство с историей логики, риторики и эвристики (поиск решения теоретических и практических задач), а также с теорией аргументации. Наиболее распространённые ошибки в использовании понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Логические ошибки и уловки. Особенности теории аргументации

2.7

Наука и антинаука

(9–11 класс)

 

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Знакомство с особенностями научного метода и спецификой научных дисциплин гуманитарной сферы. Специальные исторические дисциплины (нумизматика, палеография, сфрагистика, фалеристика и пр.). Своеобразие способов изучения исторических источников. Трактовки исторических источников представителями «альтернативных» взглядов и их анализ с точки зрения научной методологии

2.8

Олимпийские игры: история и современность

(7–11 класс)

Интерактивное занятие с заданием для самостоятельной работы

сентябрь 2014 – июнь 2015

Возникновение Панэллинских игр в античности. Виды состязаний Олимпийских игр и их история. Олимпийские награды, олимпионики и специфика античной хронологии. История современных олимпийских состязаний и особенности их организации. Олимпийские игры и искусство

3

 

3.1

Игра в шар

(8–11 класс)

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Мультимедийная лекция о смысле «Игры в шар», основанной на трактате известного мыслителя эпохи Возрождения кардинала Николая Кузанского «Об игре в шар»(1463)

                            

3.2

Книжное собрание А. Ф. Лосева: артефакты культуры

(8–11 класс)

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Мультимедийная лекция. Знакомство с редкими изданиями из книжной коллекции А. Ф. Лосева. Уникальные экслибрисы, владельческие и дарственные записи. Инновационные технологии в Библиотеке – аудиогид

3.3.

А. Ф. Лосев о музыке и музыкантах

(8–11 класс)

Интерактивное занятие

сентябрь 2014 – июнь 2015

Мультимедийная лекция на основе исследований А. Ф. Лосева о музыке и сохранившихся упоминаний в его работах о выдающихся музыкантах

4

 
 

«Я сослан в ХХ век...»

(8–11 класс)

сентябрь 2014 – июнь 2015

Платное мероприятие

Экскурсия по мемориальной экспозиции, посвященной А. Ф. Лосеву, и обзорная экскурсия по библиотеке.

Оплата производится согласно ценам (тарифам), утверждённым Библиотекой (см. на сайте http://www.losev-library.ru/ в разделе «О библиотеке» по ссылке «Услуги»)

5

 
 

Философский клуб для старшеклассников

(9–11 класс)

октябрь 2014 – июнь 2015

Бесплатное регулярно проводимое мероприятие

Расширение читательского кругозора в гуманитарной сфере. Ознакомление с основными принципами формальной логики и теории аргументации. Обзоры основных этапов развития философской мысли. Анализ различных видов афоризмов, входящих в контрольно-измерительные материалы по курсу «Обществознание» (11-й класс)

Максимальная продолжительность одного мероприятия (лекционная, демонстрационная, интерактивная части) – 45–60 минут, заседаний «Философского клуба» – 90 минут. Дополнительную информацию о проведении указанных мероприятий можно узнать на страничке «Школа мысли» Библиотеки «Дом А. Ф. Лосева» (http://vk.com/domloseva#/public68244606).

Контакты: тел. 8 (499) 252-82-72, e-mail: prlosev@gmail.com

Ответственные: Зарубина Татьяна Михайловна, Яковлев Сергей Владимирович