8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 01 Август 2016 16:13

22 марта – Всемирный день водных ресурсов

Всемирный день воды отмечается каждый год 22 марта. Он был создан в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН. В своей резолюции ООН предложила всем странам проводить в этот день мероприятия, направленные на сохранение и освоение водных ресурсов. Главной задачей этого дня должно стать напоминание всем жителям Земли об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете. Как известно, человек и животные не могут существовать без воды. Если бы на Земле не было водных ресурсов, то на ней не зародилась бы жизнь.

Автор: Губарева Елена Юрьевна, учитель биологии и экологии ГКОУ СКОШИ № 30 имени К.А. Микаэльяна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «22 марта – Всемирный день водных ресурсов»

Вариант сценария занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: расширить представления обучающихся о воде как источнике жизни на Земле.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес и формировать экологическую культуру обучающихся;
  • формировать представление о роли воды на Земле;
  • рассматривать проблемы нехватки питьевой воды на Земле;
  • воспитывать бережное отношение к воде как одному из богатств на Земле, без которого невозможна жизнь.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы занятия.


Слайд2Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть такое богатство, без которого вообще невозможно обойтись даже один день.

Посмотрите видеоролик

О каком полезном ископаемом идёт речь? (вода)

 


Слайд3В истории планеты вода имеет важное значение. Даже в песне поётся, что «без воды – и не туды, и не сюды».

Вопросы:

Как вы думаете, что значат слова этой песни?

Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды?

Никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования.

Важна роль воды и для всего живого Земли. Вода может существовать без всякого участия жизни, но жизнь без воды невозможна. Это говорит о том, что вода появилась на Земле раньше, чем зародилась жизнь.


Слайд7Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

Вопрос:

О чём говорится в загадке?

Ответ:

Вода – вещество, которое может находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном, поэтому на Земле осуществляется круговорот воды в природе.


Слайд10Каждый день, общаясь с водой, мы так привыкли к ней и часто не замечаем целого ряда её отличительных свойств.

Вопросы:

Какие свойства воды вам известны?

При какой температуре вода превращается в лёд?

Почему лёд не тонет?

Почему водоёмы не промерзают до дна?

Именно благодаря этим свойствам наши реки, озёра не промерзают зимой до дна, и животные, которые зимуют в воде, могут спокойно переждать холод.


Слайд11Вода − единственная жидкость, после ртути, которая обладает сильным показателем поверхностного натяжения. Поэтому вода может течь вверх от корней к вершинам растений и нести побегам минеральные вещества из почвы.

 

 

 


Слайд12Вода является наилучшим растворителем. В ней растворяются почти все вещества. Благодаря этому свойству она является средой для транспорта веществ, которые необходимы для всех жизненных процессов организма.

Вопрос:

Знаете ли вы, какие вещества растворяются в воде, а какие нет?

 


Слайд13Благодаря высокой теплоте парообразования все живые организмы способны избавляться от избытка тепла, испаряя воду с поверхности своих тел.

Вопрос:

Как вы думаете, сколько литров воды испаряет берёза в жаркий день? (до 50 литров)

 


Слайд14Уникальные свойства воды можно перечислять и дальше. Все они играют важную роль в жизни любого живого организма.

Велика роль воды и в технике. Невозможно представить отрасль промышленности, где бы не применялась вода. Вода является источником энергии и переносчиком тепла. Вода используется как прекрасный растворитель для многих веществ. Вода − та среда, в которой протекает огромное количество химических процессов.

 

 


Слайд15Мы познакомились с основными свойствами воды. Теперь давайте сделаем вывод о её значении для жизни на Земле.

Итог: Вода − самое нужное полезное ископаемое (минерал). Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет вся жизнь. 

 

 


Слайд16Чтобы мировое сообщество не забывало о важной роли воды в нашей жизни, о сохранении и разумном использовании этого ценнейшего природного дара и вносило свой посильный вклад в водосбережение, Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году было предложено внести в историю 22 марта как Всемирный день водных ресурсов.

 

 

 


Слайд9По всему миру в этот день проходят мероприятия, призванные заботиться о водных источниках − подземных и поверхностных, о водных объектах − природных и искусственных, словом, обо всём, что имеет формулу H2O.

 

 

 


Слайд18Согласно Всемирному докладу ООН, сегодня более 80 стран мира испытывают недостаток пресной воды; большая часть из них приходится на государства африканского континента, Восточной и Юго-Восточной Азии, на отдельные регионы Китая и Индии. Дефицит пресной воды обусловлен рядом причин и в первую очередь связан с бурным демографическим ростом на планете. Возрастающие потребности мирового населения в водных, продовольственных и энергетических ресурсах подвели черту невозврата, когда водные запасы можно было считать неисчерпаемыми.

Если вопрос о сохранении и рациональном использовании водных ресурсов и обеспечении равного доступа граждан к безопасной питьевой воде не будет решён, то к 2030 году без чистой воды останутся почти пять миллиардов человек, т. е. около 67% населения планеты, поэтому водные проблемы ждут незамедлительного решения уже сейчас.


Слайд20Вопросы использования и сбережения пресной воды касаются и каждого из нас.

Задание: Рассмотрите внимательно представленные изображения и выберите те, на которых:

  • вода пропадает без использования;
  • вода используется нерационально;
  • вода используется рационально.

Объясните свой выбор.


Слайд22Задание:

Внимательно изучите предложенную таблицу, заполните её. Сделайте соответствующие выводы.

 

 

 


Слайд24Задание:

Внимательно прочитайте текст о проблемах, связанных с водосбережением, соедините каждую из проблем с путём её решения.

 

 

 


Слайд26Итоговое задание:

Проанализируйте предыдущие задания и выработайте простые способы сбережения воды.