День пограничника – профессиональный праздник личного состава Пограничной службы. Отмечается ежегодно 28 мая – в день выхода Декрета Совета Народных комиссаров от 28 мая 1918 года «Об учреждении Пограничной Охраны РСФСР». Традиционно его празднуют в России и странах СНГ. Этот день одинаково дорог как пограничникам, несущим службу, так и ветеранам погранвойск. Как ведомственный праздник День пограничника начали отмечать с 1958 года.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа «100 лет Пограничным войскам России».
Автор: Литовский Андрей Николаевич
Сценарий классного часа «100 лет Пограничным войскам России» для обучающихся 9–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цели: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине; формирование активной гражданской позиции, положительного отношения к Вооружённым силам РФ, к службе в армии.
Задачи:
- воспитывать у обучающихся качества личности гражданина – патриота своей Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Задание 1. Посмотрите фрагмент фильма «Государственная граница», выполните задание. https://youtu.be/7_MGiGfnTyY
- Определите, какой исторический период показан во фрагменте фильма?
- Как вы думаете, где происходит действие?
- Необходимость решения какой государственной задачи показанf в этом фрагменте?
Задание 2. Прочитайте текст документа в рабочем листе и выполните задание.
Источник: http://istmat.info/node/30101
- С какой целью учреждалась Пограничная Охрана, и какие задачи на неё возлагались?
- Для чего определялись приграничные территории? Определите расстояние в метрах 7-верстного пространства пограничной полосы, 12-мильной прибрежной зоны, 6-аршинной полосы.
Задание 3. Прочитайте информацию в рабочем листе и выполните задание.
- Рассмотрите рисунок и определите, где проходят государственные границы по международному соглашению.
- Посмотрите на карту и определите, с какими государствами Россия имеет морские границы, с каким государством имеет океаническое соседство.
- Определите наиболее протяжённые морские границы России.
- Назовите важнейшие морские порты России на Севере, в Тихом океане, на Балтике, на Чёрном море, на Каспийском море.
Задание 4. Прочитайте информацию в рабочем листе и выполните задание.
- Соотнесите органы управления Федеральной пограничной службы РФ с их функциями и заполните таблицу.
- Для чего нужны контрольно-пропускные пункты? Когда граждане в повседневной жизни сталкиваются с их деятельностью?
Задание 5.
27 мая 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил иконописный образ Ильи Муромца. С этого времени он является покровителем Пограничной службы.
Предположите, почему именно Илья Муромец был назван покровителем российских пограничников.
Задание 6. Прочитайте текст в рабочем листе и выполните задание.
- Охарактеризуйте ситуацию, с которой столкнулись пограничники на заставе.
- Какие качества проявили пограничники, защищая заставу?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать пограничник сегодня? Поясните свой ответ.