4 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня начала космической эры человечества. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур на ракете-носителе «Спутник» был запущен первый искусственный спутник Земли.
В ходе проведения классного часа обучающиеся расширят свои знания о научной деятельности Сергея Павловича Королёва – основателя практической космонавтики в нашей стране, познакомятся с характеристиками первого спутника, а также узнают, какие виды спутников существуют сегодня и какие задачи они выполняют.
Авторы: А. Ю. Белышев, Е. В. Копачева, О. А. Рыжикова, В. И. Рябова.
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа)
«60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли» для обучающихся 5–9-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Правила проведения викторины [PDF] [DOCX]
Цель:
- систематизировать и расширить представление учащихся о запуске первого искусственного спутника Земли.
Задачи:
- расширить представление учащихся об освоении космического пространства;
- познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека;
- формировать чувство патриотизма через изучение великих свершений русских людей;
- воспитание чувства сотрудничества.
Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель может варьировать содержание занятия.
Тема нашего классного часа – «60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли».
И начать его хочется словами основателя практической космонавтики в нашей стране Сергея Павловича Королёва:
«Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надёжный мост с земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звёздам открыта!»
Начало космической эре в истории человечества было положено 4 октября 1957 года, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник – 1).
Он был запущен с космодрома Байконур на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.
Давайте посмотрим видеофрагмент «Запуск спутника».
Полёт первого искусственного спутника Земли увидел весь мир.
Посылаемый спутником сигнал ловил любой радиолюбитель в любой точке земного шара.
Давайте прослушаем сигнал первого искусственного спутника Земли.
Над созданием искусственного спутника Земли трудились многие учёные.
Возглавлял эту работу Сергей Павлович Королёв – советский ученый, инженер-конструктор, основоположник практической космонавтики.
Под руководством Сергея Павловича Королёва был осуществлен и запуск первого космонавта планеты. Давайте посмотрим видео о научной деятельности Сергея Павловича Королёва.
Просмотр и обсуждение видео о научной деятельности Сергея Павловича Королёва.
Во время запуска первого искусственного спутника Земли ставились следующие задачи:
- проверить правильность расчётов и технических решений, на которых основывался запуск;
- определить данные плотности верхних слоев атмосферы по спускаемому торможению космического аппарата;
- исследовать ионосферное распространение радиоволн, которые излучают передатчики спутника;
- провести анализ условий для адекватной работы аппаратуры прочих летательных устройств.
Внешне спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см, к которой были прикреплены крест-накрест две изогнутые антенны, позволяющие устройству равномерно и во всех направлениях распространять радиоизлучение.
Внутри сферы, сделанной из двух полусфер, скреплённых 36 болтами, располагались 50-килограммовые серебряно-цинковые аккумуляторы, радиопередатчик, вентилятор, термостат, датчики давления и температуры. Общая масса устройства составила 83,6 кг.
ПС-1 находился на орбите 92 дня и совершил за это время 1440 оборотов вокруг Земли, преодолев таким образом около 60 миллионов километров. Радиопередатчики спутника работали в течение двух недель после старта. Затем аппарат сгорел в верхних слоях атмосферы Земли.
Давайте посмотрим видеофрагмент «Параметры полёта спутника».
Новость о спутнике, выведенном на околоземную орбиту советскими учеными, мгновенно облетела весь мир. Запуск первого спутника Земли позволил получить не только важные технические данные, необходимые для дальнейшего развития космонавтики, но и ценные научные сведения.
Газеты выпускали статьи, посвящённые первому искусственному спутнику Земли.
Выпускались почтовые марки к памятным датам запуска спутника.
Устанавливались памятники к памятным датам запуска ИСЗ
Современные искусственные спутники Земли выполняют множество задач и в зависимости от них подразделяются на несколько видов:
– астрономические спутники используют для исследования космических объектов и явлений; по сути, это мобильные обсерватории за пределами Земли;
– разведывательные аппараты поставляют информацию военным ведомствам своих стран о расположении и перемещении стратегических объектов на исследуемой территории;
– спутники связи необходимы для передачи радиосигнала между сильно отдалёнными точками на поверхности, находящимися вне зоны прямой видимости;
– навигационные спутники обеспечивают работу системы глобального позиционирования GPS, что очень важно для определения местоположения транспортных средств;
– метеорологические спутники незаменимы для изучения погоды и составления метеопрогнозов;
– спутники дистанционного зондирования с помощью радиолокации и фотосъёмки поверхности Земли производят разведку месторождений полезных ископаемых, учёт расположения природных ресурсов, контроль за состоянием экологической системы;
– на биоспутниках производятся исследования живых организмов в космических условиях;
– экспериментальные спутники запускают для испытания новых разработок.
Сейчас число искусственных объектов на земной орбите превышает 15,5 тысяч.
Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Спутники Земли».
Проведение викторины.
Викторина проводится по принципу телеигры «Своя игра».
В качестве завершения классного часа предлагается посмотреть съёмку Земли с борта Международной космической станции.
Правила проведения викторины
Для проведения викторины класс делится на две команды. Проводится жеребьевка, в ходе которой определяется, какая команда начинает игру. Представители команды выбирают вопросы. В случае правильного ответа на вопрос команда продолжает игру. В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда. Победителем становится команда, набравшая наибольшее число очков.
Источники:
- История развития отечественных автоматических космических аппаратов // Научный редактор И. В. Бармин. – М.: Столичная энциклопедия, 2015. – 752 с.
- https://www.youtube.com/watch?v=A1nyzzR_3yU
- https://www.youtube.com/watch?v=GxxhSqxms_4&t=7s
- https://www.youtube.com/watch?v=XHXl67mvxZo
- https://www.youtube.com/watch?v=ukG_mH5ISnw
- https://www.youtube.com/watch?v=IYWdX-paM8w