МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению тематического занятия (классного часа) для обучающихся образовательных организаций города Москвы по темам:
- «Личный финансовый план»
- «Банки и банковские продукты»
- «Кредиты»
- «Основные принципы инвестирования»
- «Распространённые нарушения прав потребителей»
- «Деньги: происхождение и функции»
- «Страхование»
- «Мошенничество на финансовых рынках»
- «Инвестирование в акции»
- «Налоги»
В помощь учителям экономики и обществознания ко всем темам разработан методический материал для проведения тематического занятия (тематической беседы, урока). Методические материалы носят рекомендательный характер. Учитель может смоделировать занятие по своему усмотрению в зависимости от возраста и уровня подготовки обучающихся.
Занятие способствует:
- ознакомлению обучающихся с основными особенностями финансовой деятельности;
- осознанию необходимости знаний в области финансов в современных экономических условиях;
- выявлению особенностей финансовой грамотности;
- формированию умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.
Используя данный материал, учитель сможет реализовать принципы системно-деятельностного подхода при проведении занятия; смоделировать воспитательную и обучающую деятельность в соответствии с необходимыми целями, руководствуясь интересами, возрастными особенностями и возможностями учащихся; создать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников; организовать обстановку, способствующую вовлечению учащихся в мотивированную самостоятельную групповую и индивидуальную работу, основанную на собственных интересах и целях, подкреплённых их индивидуальным опытом и способностями.
Методические материалы к открытым занятиям в рамках Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в образовательных учреждениях»:
Предполагаемая структура тематического занятия (классного часа).
Занятие состоит из 3 частей.
Первая (подготовительная, начальная) часть представляет собой обобщение учителем представлений обучающихся о финансовой грамотности, её значении и личных перспективах и возможностях учащихся в этой сфере.
Учитель знакомит обучающихся с презентацией Банка России «Что значит быть финансово грамотным?». Иллюстративный материал представляет собой презентацию, созданную в Microsoft PowerPoint, выполненную в режиме переключения «по щелчку». Это позволяет в зависимости от целей и задач урока переставлять предложенные слайды, исключать их или добавлять необходимые для учителя. Далее преподаватель демонстрирует презентацию или видеолекцию по одной из представленных выше тем.
В ходе первой части все обучающиеся слушают объяснение преподавателя и работают над единой задачей обобщения знаний о финансовой грамотности, используя ресурсы Интернета, раздаточный материал и т. п.
Данная форма организации первой части открытого занятия является фронтальной и предназначена для актуализации темы.
Вторая (основная) часть предназначена для организации практической деятельности обучающихся.
Во второй части обучающиеся работают в группах. Для работы групп предлагаются рабочие листы.
В третьей (заключительной) части, по окончании работы обучающихся в группах представитель каждой группы озвучивает полученную информацию под запись в памятку для обучающихся остальных групп.
Учитель совместно с учениками делает выводы о важности финансовой грамотности и подводит итоги занятия, например:
– финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека, финансовая грамотность даёт возможность управлять своим финансовым благополучием;
–на микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений;
- на макроэкономическом уровне низкая финансовая грамотность сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и государственной политике по их регулированию, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, приводит к снижению темпов экономического роста;
– проникновение финансов во все сферы жизни общества обусловлено, прежде всего, колоссальными масштабами национального и планетарного производства, углублением общественного разделения труда, скачком в научно-техническом развитии, ростом общественного сознания, потребностью в защите среды обитания;
– изучение финансовой науки как области знания имеет большое значение для любого гражданина, для того чтобы адекватно реагировать на ситуации рыночной экономики.
По всем возникающим вопросам можно обращаться к методисту ГМЦ ДОгМ Мироновой Нелли Станиславовне, e-mail: mironovanc@mosmetod.ru.