А. И. Солженицын – целая эпоха и в литературе, и в общественной жизни. Выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук, лауреат Государственной премии РФ. Александр Солженицын – один из немногих писателей, вышедших из страшных испытаний победителем. Он доказал своей жизнью и литературной судьбой истинность пословицы «Одно слово правды весь мир перетянет».
Предлагаем вашему вниманию материалы тематического занятия «А. И. Солженицын – жизнь и судьба», посвящённого 100-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына.
Автор: С. В. Тесёлкина
Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «А. И. Солженицын – жизнь и судьба»,
посвящённого 100-летию А. И. Солженицына
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Цель: формирование ценностных ориентиров обучающихся на примере личности А. И. Солженицына.
Задачи:
- систематизация знаний обучающихся о жизни и творчестве А. И. Солженицына;
- развитие навыков работы с литературными источниками;
- приобщение обучающих к духовно-нравственным ценностям.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Задание. Рассмотрите слайд и определите, о какой известной личности сегодня пойдёт речь на классном часе.
Тема занятия.
Задание. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы, представленные на слайде.
Вопросы.
- С какими историческими эпохами совпало творчество А. И. Солженицына?
- Какие этапы жизни Александра Исаевича можно выделить на основании данного видеофрагмента?
Учитель: Рассказать о писателе может не только его автобиография, но и его произведения и цитаты.
Учитель предлагает обучающимся составить ценностный портрет писателя.
Задание. Ознакомьтесь с цитатами А. И. Солженицына, представленными на слайдах, и определите, какие ценности были важны для него.
Учитель: В качестве литературного наследия Солженицын оставил своим читателям романы и повести, публицистические статьи и художественные исследования, а также лирические произведения, которые сам называл «крохотками».
Задание. Попробуйте определить, что это за жанр крохотки, подобрав к данному слову ассоциативные слова-синонимы.
Учитель: Говоря о крохотках, А. И. Солженицын писал: «В малой форме можно очень много поместить».
Вопрос: Согласны ли вы с этим?
Задание: Прослушайте одну из лирических миниатюр автора и ответьте на вопросы.
Аудиозапись лирической миниатюры А. И. Солженицына «Дыхание».
Вопросы:
- О чём пишет А. И. Солженицын?
- Почему произведение названо «Дыхание»?
- Какие чувства переживает автор и какие слова использует для их выражения?
- Что автор больше всего ценит? Каковы его приоритеты?
Учитель предлагает прослушать ещё одну лирическую миниатюру А. И. Солженицына и ответить на вопросы.
Аудиозапись лирической миниатюры А. И. Солженицына «На родине Есенина».
Вопросы:
- О каком биографическом факте из жизни писателя повествует лирическая миниатюра «На родине Есенина»?
- Предположите, почему писатель решил посетить село Константиново.
- Какие впечатления от поездки выразил автор в лирической миниатюре?
- Что хотел подчеркнуть автор данным произведением, и что оказывается для него наиболее ценным?
Учитель: Лирическая миниатюра «Костёр и муравьи» является одним из самых коротких по объёму произведений автора, но смысл, который автор вкладывает в него, гораздо больше, чем объём.
Аудиозапись лирической миниатюры А. И. Солженицына «Костёр и муравьи».
Вопросы:
- О чём это произведение?
- Кого напоминают вам муравьи?
- Как характеризует писателя это произведение, какая ценность является наиболее важной для него?
Учитель: Главными темами в творчестве писателя всегда были судьба и история России, государственная политика, проблема человека и власти.
Задание. Прослушайте стихотворение Александра Солженицына «Когда я горестно листаю» и ответьте на вопросы.
Аудиозапись стихотворения А. И. Солженицына «Когда я горестно листаю».
Вопросы:
- Какова главная мысль автора в данном произведении?
- Что, согласно содержанию стихотворения, больше всего ценит Александр Солженицын?
- Как литературное творчество отразилось на судьбе писателя?