8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Воскресенье, 20 Ноябрь 2016 17:25

«А за спиной была Москва…»

Есть события и даты, которые прочно вошли в историю города и всей страны. Эти события навсегда останутся в памяти. Одним из таких событий стала Битва под Москвой в ходе Великой Отечественной войны. Это сражение, длившееся 203 дня, разрушило миф о непобедимости фашистской армии и стало первой крупной победой Советской армии. Но этой победы не могло быть без трудового подвига работников тыла.  Классный час посвящён трудовому подвигу москвичей и их вкладу в победу над фашистской армией под Москвой.

Автор: Романова Татьяна Юрьевна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «А за спиной была Москва…»,
посвящённого 75-летию Битвы под Москвой

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация  [PDF] [PPTX]

Цель: способствовать развитию и воспитанию патриотических и гражданских чувств обучающихся.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся патриотизма и гражданских чувств на примере трудовых подвигов работников тыла военной Москвы;
  • формирование у обучающихся чувства любви к родному городу и гордости за него;
  • формирование умения анализировать и применять исторические знания.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель может варьировать содержание и количество вопросов, а также этапы классного часа. 


Слайд2Аудиозапись «Совинформбюро. Сводка 12 декабря 1941 г.»

Вопросы: О чём пойдет речь на сегодняшнем занятии? Какое место в Великой Отечественной войне занимает Битва под Москвой? Что было сделано жителями города Москвы?

В этом году мы отмечаем 75-ю годовщину начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в Битве под Москвой. Битва под Москвой – одна из самых масштабных во Второй мировой войне. Главным лозунгом военного времени стала фраза «Всё для фронта, всё для победы!». 


Слайд3В конце ноября фашистские войска оказались на границе Москвы. Город оказался на линии фронта.

 

 

 

 


Жизнь в военной Москве сразу изменилась. Давайте познакомимся с фрагментом фильма «Жить на войне. Фронт и тыл».

Просмотр отрывка из фильма «Жить на войне. Фронт и тыл» (полностью фильм представлен на сайте телеканала Россия 1)

Вопросы: Как изменилась мирная жизнь в период войны? Как к этому относились простые жители Москвы? Как защищали Москву от налётов? Что поддерживало людей в военное время? Приведите примеры из фильма


Слайд4Эвакуация из Москвы

Вопросы: Рассмотрите карту.  Определите, как называется процесс, отражённый на карте? В чём смысл этого процесса?

Проанализируйте диаграммы «Производство важнейших видов военной продукции в СССР». Какие вы можете сделать выводы?

С первых дней войны из Москвы началась эвакуация предприятий, учебных и научных заведений, музейных ценностей, людей. За 1941–1942 годы из Москвы было эвакуировано около 210 предприятий вместе с рабочими. Эвакуация проводилась в восточные районы страны. Оставшиеся в Москве предприятия перешли на выпуск оборонной продукции.


Слайд9Промышленность Москвы в годы войны

Посмотрите на слайд. Прочитайте текст.

Е. Т. Зайцева (работница завода № 23, Кунцево):

«Так трудно было в те годы, от голода, холода, голова постоянно кружилась, от холода руки постоянно распухали, но все знали, что для фронта нужно работать по две-три смены».

Рассмотрите фотографии с заводов и фабрик Москвы. Какие вы можете сделать выводы из прочитанного текста и этих фотографий?

Какую продукцию для фронта выпускали московские заводы?


Слайд10Строительство оборонительных сооружений вокруг Москвы

Вопрос: Посмотрите на изображение на слайде. Почему одним из памятников обороны Москвы являются противотанковые ежи?

Сотни тысяч москвичей принимали участие в строительстве оборонительных сооружений вокруг Москвы. За короткий промежуток времени вокруг Москвы было возведено 676 километров противотанковых рвов, 27 600 огневых точек, установлено 32 260 километров противотанковых ежей. 


Слайд12Народное ополчение Москвы

Ещё одной приметой прифронтовой жизни Москвы стало создание народного ополчения.

Урок «Памяти воинов дивизий народного ополчения Москвы …».

Прочитайте стихотворение Юлии Друниной «Ополченцы».

 

Редели, гибли русские полки.
Был прорван фронт, прорыв зиял, как рана
Тогда-то женщины, подростки, старики
Пошли на армию Гудериана.

Шла профессура, щурясь сквозь очки,
Пенсионеры в валенках подшитых,
Студентки – стоптанные каблучки,
Домохозяйки – прямо от корыта

И шла одна актриса, шла в... манто –
Придумала, чудачка, как одеться
Кто в ополченье звал её? Никто.
Никто, конечно, не считая сердца.

Шли. Пели. После падали крестом.
Порою даже не дойдя до цели...
Но я хочу напомнить не о том –
Хочу сказать о тех, кто уцелели:
Один на тысячу – таков был счёт,
А счетоводом – сорок первый год...

На Красной Пресне женщина живёт. 
Нет у нее регалий и наград,
Не знают люди, что она солдат.
И в День Победы не звонит никто
Пенсионерке в стареньком манто.

Но женщина обходится без драм.
«Я, – говорит, – везучая: жива!»

Далекая военная МОСКВА.
Идёт в окопы женщина в ... манто –
Придумала, чудачка, как одеться!
Кто в ополченье звал её? Никто.
Никто, конечно, не считая сердца...

Вопрос: Какие выводы вы можете сделать из этого стихотворения? Какие чувства оно вызывает?


Слайд13Герои-москвичи на фронте

За годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 146 москвичей, (34 человека посмертно). В их числе лётчики А. Н. Годовиков, С. В. Милашенков, А. Б. Мастерков, Е. М. Рыжов, В. П. Смирнов – за таран вражеских самолётов в воздухе; Б. М. Дмитриев, Е. В. Клумов, В. В. Павлов – за действия в партизанских отрядах, в подполье и многие другие.

Практически в каждом округе Москвы есть школы и колледжи, которые носят имена героев войны.

Вопрос: А какие вы знаете памятники, монументы, улицы и другие объекты, в названиях которых увековечена память о героях Великой Отечественной войны?


Слайд14Посмотрите на эти три плаката. Первый создан в 1941 году, второй – в 1943, третий – в 1944. Чем отличаются эти плакаты? Что можно проследить через хронологию плакатов?

Учитель завершает классный час, подводит итоги.

Вопрос: Что нового и важного для себя вы открыли сегодня?