Бородинская битва – одна из ключевых битв Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение не привело к немедленному перелому в ходе войны с армией Наполеона, но кардинально изменило её ход. Вскоре после Бородинского сражения русская армия во главе с М. И. Кутузовым начнет изгнание вражеских сил из России.
Автор: Кавтаева Елена Михайловна
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Бородинская битва» для обучающихся 6–8-х классов.
Занятие посвящено Дню Победы русской армии под командованием М. И. Кутузова над французами в Бородинском сражении
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование ценностного отношения к событиям Бородинской битвы, осмысление обучающимися богатого опыта героической защиты Родины.
Задачи:
- приобщение учащихся к исторической памяти своей великой Родины;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности;
- развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
- формирование гуманистических качеств личности.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.
Задание № 1
Изучите изображение на слайде, прочитайте ст. 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ и ответьте на вопросы.
1. Какому историческому событию посвящено изображение на слайде?
2. Что объединяет даты, включенные в ст. 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г.
№ 32-ФЗ?
3. Почему 8 сентября названо Днем воинской славы России?
4. Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего занятия. Аргументируйте свою точку зрения.
Задание № 2
Прочитайте документ, изучите план Бородинской битвы на слайде и выполните задание.
В чем заключались сильные стороны военного плана М. И. Кутузова? Приведите 2–3 доказательства с опорой на текст и план битвы. Аргументируйте свою точку зрения.
Задание № 3
Прочитайте документ и выполните задание.
1. Какую оценку дал автор полководческому искусству М. И. Кутузова и Наполеона?
2. Какова заслуга М. И. Кутузова при Бородино?
Аргументируйте свой ответ.
Задание № 4
Прочитайте документы, рассмотрите портретный ряд французских полководцев, выполните задание.
1. Какие оценки дают историки Бородинскому сражению?
2. Какую точку зрения поддерживаете вы? Приведите 2–3 доказательства.
Аргументируйте свою точку зрения.
Задание № 5
Прочитайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Бородино», рассмотрите изображение на картине и выполните задания.
1. Какие чувства вызывают у вас эти строки?
2. Удалось ли великому русскому поэту передать драматизм великого исторического сражения?
Аргументируйте свою точку зрения.
Задание № 6
Просмотрите видеофрагмент, прослушайте и прочитайте строки романса (стихи Марины Цветаевой, музыка Андрея Петрова) из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», ответьте на вопрос.
Кому посвятили свое произведение авторы романса, какой смысл они вложили в своё произведение?
Аргументируйте свою точку зрения.
Задание № 7
Изучите карты двух районов Москвы на слайде, прочитайте тексты «Москва, улица 1812 года» и «Война 1812 года в топонимах городов федерального значения», ответьте на вопрос.
Какие события Отечественной войны 1812 года отражены в топонимике обозначенных районов ЗАО города Москвы?
Задание № 8
Прочитайте документ, изучите иллюстрацию и выполните задание.
Какое историческое значение имела Бородинская битва для России?
Аргументируйте свой ответ.
Задание № 9
Выполните тестовое задание.