На сегодняшний день распространение сахарного диабета приобрело характер эпидемии: по статистике, около 6% населения Земного шара страдают от этой болезни. В Российской Федерации число больных сахарным диабетом с 2013 по 2015 годы увеличилось на 23%. По словам специального представителя ВОЗ в Российской Федерации, «сахарный диабет не только имеет существенные здравоохранные последствия, но и является тяжёлым бременем для экономики стран». Ежегодные прямые расходы на диабет уже приближаются к 1 трлн долларов.
Врачи единодушно заявляют о необходимости превентивных мер. Профилактика сахарного диабета в XXI веке – это уже не рекомендация, а жёсткая необходимость. А что вы знаете про диабет? Что вы можете сделать сейчас, чтобы предупредить диабет у себя и своих близких?
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Бремя изобилия» для обучающихся 10−11-х классов.
Автор О. Б. Галахова
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Бремя изобилия»
для обучающихся 10−11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Цель: формирование у обучающихся осмысленного отношения к здоровому образу жизни, критического отношения к рекламе потребления.
Задачи:
- обсудить статистику заболевания диабетом в России;
- ознакомить с первыми признаками диабета и причинами развития заболевания, способами сократить риск заболевания как на уровне индивидуума, так и на государственном уровне;
- ознакомить обучающихся с научным открытием, которое сделало возможной жизнь больных сахарным диабетом;
- способствовать формированию ценностного отношения к научной деятельности;
- способствовать развитию безбарьерной среды для лиц, страдающих такими неинфекционными заболеваниями, как диабет.
Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы занятия.
Учитель предлагает обучающимся высказать предположение, чему будет посвящено тематическое занятие. Что означает изображение на слайде?
Почему круг? – Круг у многих народов символизирует жизнь и здоровье. Также это символ единства. Члены мирового сообщества против диабета объединились для поддержки резолюции ООН о сахарном диабете.
Почему голубой цвет? – Голубой цвет круга символизирует цвет неба и цвет флага ООН.
Голубой круг стал эмблемой Всемирного дня борьбы с диабетом в 2007 году.
Международная диабетическая федерация при участии Всемирной организации здравоохранения с 1991 года отмечает 14 ноября как Всемирный день борьбы с диабетом.
20 декабря 2006 года на 61-й Генеральной ассамблее ООН была принята резолюция ООН о сахарном диабете, и 14 ноября был объявлен днём Организации Объединённых Наций, который отмечается каждый год, начиная с 2007 года.
Вопрос:
Почему, на ваш взгляд, во всём мире уделяется большое внимание этому заболеванию?
«…Диабет является хроническим, изнурительным, требующим больших расходов и сопровождающимся тяжёлыми осложнениями заболеванием, которое создаёт большую угрозу для семей, государств-членов и всего мира…» (из резолюции ООН о сахарном диабете)
Цель Всемирного дня борьбы с диабетом: повышение уровня информированности населения о диабете и связанных с ним осложнениях, а также о профилактике и лечении, в том числе с помощью просвещения и средств массовой информации.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма и ответить на вопросы:
- О производстве какого препарата идёт речь?
- Почему важно производство инсулина?
Задание:
Ознакомьтесь со статистикой, представленной на слайде, и данными Минздрава России.
«Рост числа больных сахарным диабетом можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, это действительно настораживающий тренд, на который влияют и современные реалии жизни, а именно: питание, вредные привычки, отягчающие социально-экономические факторы. Но вместе с тем рост числа больных – это ещё и показатель эффективности системы здравоохранения, направленной на выявление заболеваний сахарным диабетом. Кроме того, это свидетельствует и о повышении роста сознательности населения при появлении первых симптомов заболевания…»
Вопросы:
- Каков темп роста заболеваемости сахарным диабетом в России?
- С чем связан рост заболеваемости?
- Диабет типа 2 часто называют «болезнью цивилизации». Как вы думаете, почему?
Учитель на основе видеоматериала знакомит школьников с открытием инсулина.
Вопросы:
- Кто открыл инсулин?
- Почему это открытие было таким долгожданным?
В юности Фредерик Бантинг потерял друга и поклялся, что найдёт лекарство от диабета.
Важно понимать, что научное открытие, особенно в случае с инсулином, имело хорошо подготовленный фундамент. Ещё в начале XX века русский учёный Леонид Васильевич Соловьёв выяснил причину сахарного диабета и разработал методику, благодаря которой Ф. Бантинг выделил инсулин спустя 20 лет!
14 ноября отмечается Всемирный день борьбы с диабетом. Эта дата выбрана не случайно. 14 ноября 1891 года родился физиолог Фредерик Грант Бантинг, который в 1921 году совместно с коллегами открыл инсулин – гормон, регулирующий содержание глюкозы в крови. За открытие инсулина Ф. Бантинг был отмечен Нобелевской премией. Год спустя учёный спас жизнь больному диабетом 14-летнему мальчику, сделав ему инъекцию препарата.
Работа школьников в группах
В Российской Федерации в 2015 году число больных сахарным диабетом составило 4 418 305 человек. По сравнению с 2014-м годом количество больных сахарным диабетом увеличилось на 5,6% (в 2014 году – 4 184 582 человека), а за 3 года с 2013 по 2015 годы – на 23%).
Обучающиеся обсуждают необходимость ранней диагностики диабета. Группы представляют свои аргументы.
Задание:
Изучите информацию на слайде. Какие симптомы позволят распознать первые признаки сахарного диабета?
Обучающиеся в группах знакомятся с биохимическими основами диабета.
Школьники в группах изучают схемы, представленные на слайде «Диабет: физиология просто».
- Как происходит питание клеток в здоровом организме?
- Какие нарушения наблюдаются в организме в случае диабета 1 типа?
- Какие нарушения наблюдаются в организме в случае диабета 2 типа?
В здоровом организме вырабатывается инсулин, который способствует поступлению глюкозы из крови в клетки органов.
В случае диабета 1 типа в организме могут быть проблемы с выработкой инсулина. В связи с этим глюкоза не может поступать в клетки органов.
В случае диабета 2 типа в организме могут быть проблемы с восприимчивостью клеток к инсулину. При этом также происходит нарушение клеточного питания.
Учитель предлагает обучающимся выполнить тест (Приложение).
Задание:
Ознакомьтесь с информацией, представленной на слайде.
Что может привести к возникновению сахарного диабета?
Работа в группах «Как предупредить диабет?»
Учитель предлагает обучающимся подготовить информационный буклет с рекомендациями, которые будут полезны для профилактики диабета.
Группы представляют результаты работы.
Дополнительные источники
(Дата обращения к электронным ресурсам: 02.12.2016)
- Дедов И.И., Майоров А.Ю., Суркова Е.В. Сахарный диабет 2 типа. − М.: РАМН, 2005. – 112 с.
- Дедов И.И., Майоров А.Ю., Суркова Е.В. Сахарный диабет 1 типа. − М.: РАМН, 2005. – 112 с.
- Интервью с доктором Крисом Федтнером, США. Бюллетень Всемирной организации здравоохранения, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/bulletin/volumes/89/2/11-040211/ru/.
- Интервью с официальными представителями отрасли здравоохранения по итогам круглого стола, приуроченного к Всемирному дню здоровья в 2016 году и посвящённого теме сахарного диабета [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/04/07/2886-minzdrav-rossii-sovmestno-s-vsemirnoy-organizatsiey-zdravoohraneniya-provel-kruglyy-stol-priurochennyy-k-vsemirnomu-dnyu-zdorovya-v-2016-godu-i-posvyaschennyy-teme-saharnogo-diabeta.
- Сахарный диабет в России: проблемы и решения [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.endogyn.ru/frm/bk2.pdf.
- Сайт про диабет и жизнь с ним [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://diabethelp.org/.
- Тест с правильными ответами (Источник: http://www.who.int/campaigns/world-health-day/2016/quiz/ru/.)