Московское метро – вид городского пассажирского транспорта, на долю которого приходится около 56% всех перевозок пассажиров в городе. Метрополитен обеспечивает безопасное и комфортное передвижение, стабильно занимая первое место в мире по интенсивности движения и надёжности.
Но метро в Москве является не только транспортом, оно имеет свою историю, многие его станции являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Часть жизни города – Московский метрополитен».
Автор: Васильева Ольга Анатольевна
Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Часть жизни города – Московский метрополитен»
для обучающихся 8–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Цель: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город и его историю; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Задачи:
- систематизировать знания о городе;
- знакомить с метро не только как с объектом городской инфраструктуры, но и видом городского транспорта, многие станции которого являются памятниками истории, культуры, архитектуры;
- развивать компетенции безопасного нахождения и ориентирования в Московском метро;
- формировать основу общей культуры.
Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.
Задание № 1.
Прочитайте цитату Юлиуса Фучика. Как вы считаете, о чём так восторженно писал чешский журналист?
Задание № 2.
Изучите представленный на слайде документ, ответьте на вопросы:
1. Назовите дату открытия метрополитена в Москве.
2. Какие условия создавались для пассажиров?
3. Какие правила должны были соблюдать пассажиры при пользовании метрополитеном?
4. Отличается ли содержание современных правил пользования метрополитеном и правил приказа 1935 года? Объясните свой ответ.
Задание № 3.
Посмотрите отрывок из мультипликационного фильма «Старая пластинка», ответьте на вопросы:
1. Какие виды транспорта обеспечивали перевозку пассажиров в городе до 1935 года?
2. Чем было обусловлено появление такого вида городского транспорта, как метро?
3. Какая линия была введена в эксплуатацию в первую очередь? Какое современное название она носит?
4. Какие станции подземной дороги были построены в 1935 году?
Задание № 4.
Внимательно рассмотрите две схемы: генеральную схему развития сети метро 1940 года и современную, ответьте на вопросы:
1. Найдите существовавшие на схеме ветки метро в 1940 году и те, которые планировалось построить.
2. Какая важная особенность исторической застройки города отражается в схемах метро?
Задание № 5.
Прочитайте отрывок из фельетона Ильи Ильфа и Евгения Петрова, опубликованного в газете «Правда» 8 февраля 1935 года.
«В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры – люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие своё тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками, – спустятся в метро.
Они увидят распределительные вестибюли – блестящие фойе метрополитена, со стеклянными кассами, широкие, превосходно освещённые коридоры и неожиданно громадные сияющие залы подземных станций.
"Станция" – здесь слишком скромное слово. Это – вокзалы. Тринадцать вокзалов, одетых в мрамор, гранит, медь и разноцветные кафели.
Вокзалы открываются необыкновенно эффектно – сверху, с высоты виадуков, откуда по широким лестницам вправо и влево спускаются на перрон пассажиры…
…Как же будут вести себя здесь наши старые знакомые, многоопытные москвичи, жертвы трамвая и своего собственного темперамента?
Возможно, что на поверхности земли, где-нибудь на трамвайной остановке, они еще некоторое время останутся верны себе, будут по-прежнему ссориться и попрекать друг друга мягкой шляпой. Но даже и тут пойдут новые веяния:
- Тоже шляпу надел. Тебе бы в метро ездить!
Под землей же, несомненно, восторжествуют мягкость нравов, необыкновенная вежливость и даже радушие.
- Не толкнул ли я вас локтем, бабуся?
- Нет, нет, голубчик! Ведь ваш локоть от меня на целый метр...
- Ну, всё равно. Извините, бабуся.
- Пожалуйста, пожалуйста. Могу и извинить, если вам это доставит удовольствие.
- Очень, очень рад.
- Да уж и я как счастлива. Ужасно приятно было познакомиться с таким милым молодым человеком.
И, посылая друг другу воздушные поцелуи, они расстанутся. Бабуся сойдет в «Охотном ряду», а милый юноша поедет (ну, куда?) – конечно, в «Ленинскую библиотеку».
И люди не только не будут набрасываться на соседа в очках с криком: «А еще очки надел», – а с лучезарной улыбкой будут говорить:
- Ах, какие у вас очки прелестные! Чудная оправа! Под черепаху? Очень, очень красиво. Поздравляю вас с такими очками. Простите за беспокойство.
А места будут уступать не только инвалидам, матерям с детьми до четырёх лет, женщинам, предъявившим удостоверение о беременности. Будут уступать даже старухам. Да что там- старухам!
- Садитесь, пожалуйста!
- Что вы, что вы. Спасибо.
- Нет уж, пожалуйста.
- Сидите, сидите.
- Ну, умоляю вас!
- Могу и постоять. В конце концов я мужчина.
- Мужчина-то мужчина, но возраст! Вы старше.
- Какой уж там такой особенный возраст. Мне и всего-то двадцать девять лет.
- А мне двадцать семь. Ага! Попались. На два годика меньше. Теперь вам не отвертеться, извольте сесть.
Шутки шутками, а очень многим взрослым людям метро поможет ликвидировать свою культурную неграмотность.
Может быть, пока строили метрополитен, у кого-нибудь и скребло на душе:
- "Лучший в мире", а он вдруг окажется не лучший в мире. Не так это просто сделать лучше, чем в Лондоне, в Париже или Берлине.
Но ошибки не произошло.
Московский метрополитен оказался лучше, неизмеримо лучше…»
1. Какое отношение передают авторы статьи к будущему виду московского транспорта? Как они о нём отзываются?
2. Как авторы характеризуют москвичей? С какой стороны?
3. Как вы считаете, что поменялось за время существования метро в взаимоотношениях пассажиров?
Задание № 6.
Московский метрополитен работает с 15 мая 1935 года непрерывно, каждый день. Но был один день в истории метрополитена, 16 октября 1941 года, когда метро утром не открылось.
Изучите документ на слайде:
1. Определите причины, по которым в этот день закрылось метро.
2. С 17 октября 1941 года движение поездов в метро полностью возобновилось. Предположите почему.
Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование – эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрический кабель. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто.
Однако Государственный Комитет Обороны признал ошибочным решение демонтировать оборудование метрополитена и отправить его в тыл, и эти работы были прекращены.
В 14 часов 12 минут того же дня вновь подали напряжение, а в 18:45 пошёл первый поезд.
Задание № 7.
Прочитайте текст документа, рассмотрите кадры фотохроники, ответьте на вопросы:
1. Какое новое значение приобрел метрополитен для города в эти суровые дни?
2. Как было организовано использование метро в качестве бомбоубежища?
3. Можно ли назвать жизнь во время налетов в метро жизнью «подземного города»?
4. Как вы считаете, почему в такое тяжелое для страны и города время строительство новых станций метро продолжилось уже в декабре 1941 года?
Сегодня метро сильно изменилось.
Задание № 8.
Посмотрите видеоролик, подобранный из фотографий, сделанных в метро нашего города в разные годы.
Ознакомьтесь с информацией, размещенной на официальном сайте метро, и ответьте на вопросы:
1. Как вы считаете, много ли времени в целом человек проводит под землей?
2. Каким образом люди используют время, которое они находятся в поездке?
3. Каких услуг, на ваш взгляд, не хватает в московском метрополитене? Что бы предложили вы для улучшения работы метро?
4. Как вы считаете, чем является метро для жителей города:
- транспортной системой;
- историко-культурным комплексом;
- неотъемлемой частью жизни горожан?
Обоснуйте свой ответ.
Задание № 9.
Сегодня метро становится ещё более удобным для пассажиров.
Подберите максимальное количество прилагательных для характеристики Московского метрополитена.
Дополнительная информация по ссылкам:
http://gup.mosmetro.ru/o-metropolitene/
https://www.kommersant.ru/projects/metro1935
http://mosmetro.ru/press/news/1582/
http://metroworld.ruz.net/moscow/dia52.htm
https://www.mos.ru/news/item/9940073/