8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 04 Апрель 2017 14:28

Человек − это звучит гордо!

Повышение роли воспитания является одним из приоритетов образовательной политики Российской Федерации.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) отмечается: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством».

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Человек − это звучит гордо!».

Автор: О. Л. Дмитриева

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Человек − это звучит гордо!»
для обучающихся 9−11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: развитие нравственного сознания обучающихся на основе личностного выбора.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса обучающихся в условиях интеллектуального соревнования;
  • формирование умений обучающихся работать в команде на основе уважительного и доброжелательного отношения к своим товарищам;
  • формирование нравственных чувств, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам при изучении исторических примеров нравственного поведения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы классного часа.


Слайд1Ход игры:

Класс делится на несколько команд по 5−6 человек в каждой, выбираются капитаны.

Судейская коллегия состоит из 2−3 человек. Она фиксирует результаты команд в соответствии с правильными ответами на вопросы (распечатка заданий игры-викторины и ответов прилагается).

На столе у каждой команды есть карточки с номерами 1, 2, 3, 4.

Вопросы стоимостью в один балл даются с четырьмя вариантами ответов. Время обсуждения вопроса − 1 минута. По сигналу ведущего капитаны команд одновременно поднимают карточки с номером ответа, который они считают правильным.

Пока жюри выставляет баллы в оценочных листах, ведущий проводит мини-беседу о том, почему команды выбрали тот или иной вариант. Выслушиваются разные аргументы, затем ведущий зачитывает правильный ответ.

Следующая группа вопросов оценивается в два балла. Варианты ответов не представлены. Свой ответ команды пишут на листочках и по команде ведущего сдают жюри.


Слайд2Задание 1 (разминка): В течение минуты команды должны найти «спрятанные» слова в данной таблице.

(Ответы: 1. Совесть. 2. Стыд. 3. Миролюбие. 4. Верность. 5. Долг. 6. Честь. 7. Добро. 8. Истина. 9. Правда.)

Прочитайте найденные слова. Можно ли их объединить в одном понятии?

Вопрос для обсуждения: О чём пойдёт речь в сегодняшней игре-викторине?

Согласны ли вы, что именно мораль, нравственность делают человека настоящим человеком?


Слайд3Вопросы для обсуждения:

Кто автор утверждения «Человек – это звучит гордо»? (Максим Горький)

Как вы думаете, изменились ли представления об общечеловеческих нравственных ценностях за 100 или 1000 лет? Если да, то почему?

Учитель: Ответ на этот вопрос мы постараемся найти, познакомившись с реальными историческими событиями и их героями.

В первой части викторины команды выбирают один из вариантов ответа на вопрос после минуты обсуждения. По сигналу одновременно поднимаются карточки с соответствующим номером. За правильный ответ − один балл.


Слайд4Задание 2. Закончите мысль великого педагога Яна Амоса Коменского: «Считай несчастным тот день и час, когда...»

Варианты ответов:

  1. Тратил время без пользы.
  1. Не узнал ничего нового.
  1. Приобрёл врага.

      4. Упустил выгоду.

Правильный ответ: 2.

Вопрос для обсуждения: О каком важном качестве человека здесь говорится? (любознательность)


Слайд5Задание 3. На фронтоне храма Аполлона в священных Дельфах была надпись, ставшая жизненным девизом Сократа. Назовите её.

Варианты ответов:

1. Бойтесь данайцев, дары приносящих.

2. Великие дела не делаются сразу.

3. Целью войны является мир.

4. Познай самого себя.

Учитель: «Древние философы до Сократа в основном занимались изучением проблем бытия, выстраивали теории, объясняющие окружающий мир. Философия Сократа была сконцентрирована на человеческой душе. Лозунг «Познай самого себя» он понимал как изучение нравственной природы человека, призыв к его постоянному самосовершенствованию».

Правильный ответ: 4.


Задание 4. Великий писатель Иоганн Вольфганг Гёте считал, что из двух ссорящихся виновнее тот, кто...

Варианты ответов:

  1. Более умный.
  2. Не умеет прощать.
  3. Первым затеял ссору.
  4. Сильнее гневается.

Прокомментируйте свой выбор.

Правильный ответ: 1.


Слайд7Учитель: Следующие задания оцениваются в два балла. Варианты ответов не даются. После минуты обсуждения команды пишут свой ответ на листочках и отдают в жюри.

Задание 5. В поэме грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» есть знаменитое крылатое выражение: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал...». Закончите эту фразу.

После сдачи ответов команды излагают свои версии.

Правильный ответ – «то твоё».

Вопрос для обсуждения: Какое свойство характера здесь отражается? (щедрость, альтруизм)


Слайд8Задание 6. В 1865 году в Кремлёвском зале правосудия установили статую богини Фемиды. В чём заключалась серьёзная ошибка скульптора?

Аргументируйте свой ответ.

Учитель: у Фемиды по традиции должна быть повязка на глазах.

Вопрос для обсуждения: Что символизировала эта повязка? (Богиня правосудия должна судить справедливо и беспристрастно, т. е. невзирая на лица.)


Слайд9Задание 7. Эта книга с конца XVI века хранилась в Оксфордской библиотеке и была самой любимой у студентов. В целях сохранности её даже приковывали цепями к столу. Назовите эту книгу.

Дайте комментарии к вашему ответу.

Правильный ответ − «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.

 


Слайд10Задание 8. Древнегреческий посол был направлен к персидскому царю. По восточному обычаю он должен был встать на колени и поклониться. Это было невозможно для свободных эллинов, но он проявил себя настоящим дипломатом, использовав при этом свой перстень. Что сделал посол?

Объясните ваш ответ.

Правильный ответ: посол снял с пальца перстень и уронил его на пол. Встав на колени, он как бы искал своё украшение, и в то же время это могло восприниматься как поклон.


Слайд11Задание 9. Послушайте притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

− Что ещё слепить тебе? − спросил Бог.

− Слепи мне счастье,− попросил человек.

Что сделал Творец? Прокомментируйте ваш выбор.

Правильный ответ: Бог вложил последний комок глины в руку самого человека.

Вопрос для обсуждения: Что это означает?


Слайд12Учитель: Викторина завершена. Жюри подводит итоги. Последнее задание игры было посвящено моральной проблеме человеческого счастья.

Вопросы для обсуждения: Прочитайте стихотворение и ответьте, с какими понятиями и ценностями ассоциирует счастье поэт Эдуард Асадов. (Эмоции, карьера, успех, сочувствие, любовь, творчество.)

Какие ещё условия необходимы для счастья, с вашей точки зрения? 

 


Chelovek preziЗадание: В завершение классного часа прочитайте, пожалуйста,высказывание Антуана де Сент-Экзюпери, вставив пропущенные слова.

Учитель: (Быть человеком − это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир.)

Вы согласны с этим утверждением?

 


Слайд1Жюри подводит итоги викторины, команды получают призы.