Работы по созданию в СССР системы противоракетной обороны (ПРО) развернулись в конце 1953 года. Среди немногих, кто верил в реальность создания системы ПРО, был Григорий Васильевич Кисунько – один из самых опытных специалистов страны по электродинамике и один из основных создателей системы С-25 «Беркут», первой в стране зенитно-ракетной системы, созданной для противовоздушной обороны Москвы.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа «Г. В. Кисунько: личность в истории», посвящённого истории создания первой отечественной системы противоракетной обороны.
Авторы: А. Н. Литовский, методист ГБОУ ДОгМ; А. П. Давидович, педагог-организатор музея истории создания противоракетной обороны «Звёзды в пустыне» ГБОУ «Школа № 1430 имени Г. В. Кисунько»
Методические рекомендации к тематическому занятию «Г. В. Кисунько: личность в истории»,
посвящённого истории создания первой отечественной системы противоракетной обороны
для обучающихся 9–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому наследию России.
Задачи:
- воспитание у обучающихся качества личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
- формирование качеств защитников Родины.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Летом 1953 года в СССР становится известно, что США испытывают межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), способную доставлять ядерное оружие к цели на многие тысячи километров. Правительство СССР рассмотрело вопрос о создании средств противоракетной обороны (ПРО). Работы по созданию первой отечественной системы ПРО были поручены КБ-1 под руководством Григория Кисунько. <…>
4 марта 1961 года экспериментальная «Система А» впервые в мире осуществила перехват головной части баллистической ракеты, летевшей со скоростью 3 км/с.
Вопрос. О чем пойдет речь на занятии? Сформулируйте вопросы к теме, ответы на которые вы хотели бы получить в ходе занятия. Сформулируйте цель занятия. Аргументируйте свой ответ.
Некоторые специалисты считали идею противоракетной обороны утопической. «Невозможно попасть пулей в пулю», – говорили они. Однако Григорий Васильевич, имея глубокие теоретические знания и опыт работы над первыми зенитно-ракетными комплексами (ЗРК), не исключил идею уничтожения ракеты в полёте и взялся за теоретические обработки, а затем и практическое создание этой системы.
Задание № 1. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.
Поясните, почему идею противоракетной обороны считали утопической идеей.
Определите, что было основным звеном в системе противоракетной обороны.
Задание № 2. Посмотрите видеоролик С-25 и выполните задание.
В рабочем листе рассмотрите схемы системы ПРО Москвы С-25 и А-135. Что изменилось, и благодаря чему это было достигнуто? Поясните свой ответ.
К середине 1960-х годов в военных, научных и промышленных кругах постепенно сформировалось убеждение в необходимости решения проблем раннего обнаружения (РО) ракетного нападения и постоянного контроля за состоянием и изменением космической обстановки.
Задание № 3. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.
Сравните характеристики РЛС «Дунай-3М» и «Воронеж-М». Сделайте вывод о развитии системы.
На официальном сайте ОАО «Научно-производственный комплекс «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» в разделе «Новости» ознакомьтесь со статьёй «Первый противоракетчик страны и мира».
Академик Ю. Б. Харитон (один из руководителей советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда) сказал о Г. В. Кисунько: «Я преклоняюсь перед Григорием Васильевичем Кисунько – создание системы противоракетной обороны превосходит создание атомной бомбы».
Вопрос. Какой вклад внес Г. В. Кисунько в создание ПРО? Как вы думаете, почему академик Харитон поставил создание системы ПРО выше создания атомной бомбы? Поясните свой ответ.
На сайте ГБОУ «Школа № 1430», в разделе «СМИ о нас», в подразделе «Статьи» прочитайте тексты: «Московской школе присвоено имя основоположника отечественной ПРО» и «В Лианозове установили памятник легендарной ракете ПРО».
Ответьте на вопрос.
О чём говорит факт присвоения имени учёного образовательной организации?
Определите, с чем связан тот факт, что именно Школа № 1430 носит почётное имя Григория Васильевича Кисунько. Поясните свой ответ.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 г. № 235/12
Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1411
Задание № 4. В рабочем листе прочитайте тексты источников и выполните задание.
Как вы думаете, почему Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года был под грифом «Опубликованию не подлежит»? О чем свидетельствует награждение Г.В. Кисунько орденом «За заслуги перед Отечеством» современной России? Поясните свой ответ.