8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 30 Июль 2019 17:05

Гениальный теоретик русской авиации

Сергей Алексеевич Чаплыгин – выдающийся учёный и педагог, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, оставивший яркий след в великой истории России.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Гениальный теоретик русской авиации»
для обучающихся 9–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям и достижениям, оставившим заметный след в отечественной истории.

Задачи:

  • расширение представлений школьников о достижениях в отечественной военной и гражданской технике;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание № 1.

Посмотрите видеоролик. Выполните задание.

1. О ком пойдёт речь на классном часе?

2. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.

3. Сформулируйте возможные вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить в ходе этого занятия. 


Слайд2Задание № 2.

Справка: С. А. Чаплыгин – русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР. Делом всей жизни учёного стала работа в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), созданном в декабре 1918 года по инициативе Николая Егоровича Жуковского – выдающегося русского учёного-механика, основоположника гидро- и аэродинамики, заслуженного профессора Московского университета, почётного члена Московского университета, заслуженного профессора Императорского Московского технического училища, члена-корреспондента Императорской Академии наук по разряду математических наук.

Прочитайте высказывание. Рассмотрите изображение на слайде. Выполните задание.

1. О чём важном говорит автор в этом высказывании?

2. Как вы считаете, что означает словосочетание «научный труд»? Аргументируйте свой ответ.


Слайд3Задание № 3.

Прочитайте текст. Ответьте на вопрос и выполните задание.

Какую оценку дал автор высказывания личности учёного С. А. Чаплыгина?

Аргументируйте свой ответ.
 


Слайд4Задание № 4.

Изучите текст документа и изображение на слайде. Выполните задание.

1. Дайте характеристику данному документу.

2. Расскажите о значении вклада С. А. Чаплыгина в развитие научной мысли и авиационной промышленности СССР.


Слайд5Задание № 5.

Прочитайте и проанализируйте текст. Рассмотрите изображение. Ответьте на вопросы.

1. Какие научные труды были созданы учёным С. А. Чаплыгиным?

2. Предположите, какую роль сыграли труды С. А. Чаплыгина в развитии отечественной авиации.

3. В какие периоды отечественной истории научные исследования С. А. Чаплыгина приобрели особую актуальность? Аргументируйте свой ответ.


Слайд6Задание № 6.

Прочитайте текст. Рассмотрите изображение на слайде и схему в рабочем листе. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Прокомментируйте фразу из текста: «…постарался максимально упростить математический аппарат расчётов, приспособив их для конкретных нужд конструктора». С какой целью это было сделано великим механиком С. А.Чаплыгиным?

2. Обозначьте указанные силы на предложенной схеме в соответствии с их воздействием на корпус самолёта.

3. Рассмотрите рисунок и дайте названия элементам механизации крыла.

4. Рассмотрите схему самолёта и обозначьте на ней местоположение предкрылков и закрылков. 


Слайд7Задание № 7.

Прочитайте высказывание. Рассмотрите изображение на слайде. Выполните задание.

1. Предположите, какие качества личности смог передать С. А. Чаплыгин своим ученикам.

2. Какое значение имеют эти качества для учёного в современном мире? Аргументируйте свой ответ.


Слайд8Задание № 8.

Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопрос.

В чём уникальность личности С. А. Чаплыгина по мнению людей, близко его знавших? Аргументируйте свой ответ.

 


Слайд9Задание № 9.

Прочитайте материал, представленный на слайде и в рабочем листе. Выполните задание.

Проанализируйте факты, сделайте выводы из прочитанного. Аргументируйте свой ответ.