8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 27 Декабрь 2016 17:24

Героев помним имена

Когда пробирались к родимой Москве

Фашистские чёрные птицы,

Пилот Талалихин в ночной синеве

Взлетел на защиту столицы.

Он мчался в атаку и бил по врагу

Во имя Отчизны великой.

Отважно и смело пошёл на таран

Пилот − патриот Талалихин.

(Б. Южанин «Баллада о Викторе Талалихине»)

В ноябре 1941 года развернулись решающие бои Битвы под Москвой. Массовый героизм регулярных частей Красной армии и бойцов дивизий народного ополчения остановил наступление немецких войск на столицу нашей страны. Широко известны подвиг 28 героев-панфиловцев, Виктора Талалихина, Зои Космодемьянской и многих других известных и неизвестных героев.

В 2016 году исполнилось бы 98 лет со дня рождения Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны Виктора Васильевича Талалихина. В дни празднования годовщины знаменитой Битвы под Москвой мы вспоминаем его подвиг, который не раз повторяли советские лётчики в годы войны. Виктор защищал свою Родину, как и тысячи других юношей и девушек. Это были обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками. Но в час испытаний недостатки меркли и ярким светом горели достоинства русской души. Недаром Твардовский писал: «Святой и грешный… русский чудо-человек».

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Героев помним имена» о жизни и подвиге лётчика В. Талалихина, посвящённого 75-летию Битвы под Москвой.

Автор: С. В. Шишкин

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (урока мужества, классного часа) «Героев помним имена», посвящённого жизни и подвигу лётчика В. Талалихина, для 7−11 классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Дополнительный материал [PDF] [DOCX]

Цель: формирование патриотизма, гражданской и социальной идентичности личности обучающегося, ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны на основе осмысления опыта героической защиты Родины и стойкости защитников Москвы в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере героизма советского лётчика Талалихина В. В., проявленного в Битве под Москвой;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Перед запуском презентации звучит песня Владимира Высоцкого: «Он не вернулся из боя» http://zf.fm/song/13048

Вопросы: О чём эта песня? Какие чувства она вызывает у вас?

Задание: Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.


Слайд1Москва 1941 года… Это беспокойное, тревожное и грозное военное время. Оголтелый враг рвался к самому сердцу Родины − родной столице. Река Нара на Подольском направлении стала последним рубежом, который так и не смогли преодолеть фашисты.

Задание: Назовите известные вам имена героев − участников Битвы за Москву.

На защиту Москвы были брошены все силы доблестной Красной армии.

Среди героев были и соколы из 177-го истребительного полка, в котором служил Виктор Васильевич Талалихин − Герой Советского Союза, совершивший один из первых в истории авиации ночной таран в ночь с 6 на 7 августа 1941 года.

18 сентября 2016 года исполнилось бы 98 лет со дня рождения Виктора Васильевича Талалихина. В дни празднования 75-летия знаменитой Битвы под Москвой мы вспоминаем его подвиг, который повторяли не раз советские лётчики в годы войны. 


Слайд2Задание: Посмотрите 1-й фрагмент документального фильма о Викторе Талалихине.

Вопрос: Героями не рождаются, героями становятся − так ли это? Как вы думаете? Обоснуйте свой ответ.

 

 

 


Слайд3Задание: Посмотрите 2-й фрагмент документального фильма о Викторе Талалихине.

Вопрос: Можно ли назвать детство и юность Виктора обычными для подростков того времени? Объясните свой ответ.

 

 


Слайд4Преподаватели школы ФЗУ вспоминают... «Учился Виктор Талалихин хорошо. Дисциплинированный, волевой. Жадно тянулся к знаниям… В свободное от занятий время… был неутомимым организатором художественной самодеятельности. Увлекался спортом… Интересный был парень. И, кроме того, очень вежливый. Занимался в драмкружке, участвовал в спектаклях».

 

 


Слайд5Задание: Охарактеризуйте отношение Виктора Талалихина к обучению и овладению профессией военного лётчика.

Вопрос: Назовите первый самолёт, который освоил Виктор Талалихин.

Знаете ли вы что-нибудь об этом самолёте?

 


Слайд6Первый бомбардировщик в небе под Москвой Виктор Талалихин сбил в ночь с 5 на 6 августа −это был немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88».

Задание: Посмотрите 3-й фрагмент документального фильма о Викторе Талалихине.

 

 


Слайд7Вопрос: Как вы думаете, что побудило Виктора Талалихина совершить таран*?

*Таран − приём воздушного боя, заключающийся в нанесении повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим летательным аппаратом атакующего.

 

 


Слайд8Задание: Сравните основные тактико-технические характеристики самолётов И-6 и Не-111. Как вы считаете, какой самолёт имел преимущество при таране? Сделайте вывод.

Вопрос: Как вы думаете, чем руководствовался Виктор Талалихин, совершая таран? 

 

 


Слайд9Талалихин таранил бомбардировщик Не-111 (Хейнкель), пилотируемый подполковником, награждённым Железным крестом, прославившийся боевыми налётами на польские города в 1939 и 1940 годах.

Задание: Попробуйте дать оценку результата воздушного боя Виктора Талалихина с немецким бомбардировщиком. 

 

 


Слайд105 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров, во избежание тарана».

Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного «уламывания» командиров авиационных частей, считавших подобную «тактику» унизительной для прославленных асов рейха. Ведь совсем недавно сам фюрер говорил им: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне −это оружие могущественных людей, германская форма боя». «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!» − вторил командующий фашистскими ВВС Геринг. Но воздушные тараны первых дней войны заставили забыть эти хвастливые речи. Это было первое посрамление «германской формы боя» и первая моральная победа советских лётчиков.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать данный факт?

Задание: Назовите имена известных вам лётчиков-героев. Что вы знаете об их подвигах?

Ночной таран Виктора Талалихина в небе Москвы был далеко не единственным случаем проявления мужества и самоотверженности защитников Отечества. 29 июля 1941 года лётчик 27-го авиаполка П. В. Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju-88. Это был первый ночной таран в московском небе. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1995 года П. В. Еремееву посмертно присвоено звание Героя России.


Слайд11Задание: Посмотрите 4-й фрагмент документального фильма о Викторе Талалихине.

Вопрос: Что, по вашему мнению, является подвигом*? Ради чего человек совершает подвиг? Какими качествами должен обладать человек, способный совершить подвиг?

*Подвиг − доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

 


Слайд12На нашей Московской земле есть памятные места, связанные с жизнью и подвигом героя. Один из памятников расположен на возвышенности, около посёлка Кузнечики. Именно здесь с 15 июля 1941 года базировался 177-й истребительный авиационный полк, откуда Виктор Талалихин с однополчанами вылетал на боевые задания.

Вопрос: Знаете ли вы ещё места, где увековечена память о Викторе Талалихине?

В честь Талалихина установлены памятники в Подольске в 1960 году и бюст в Москве в 2001 году. Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области, а также в 1952 году – в Москве (ранее Мясная-Бульварная); есть мемориальная доска в Санкт-Петербурге (Петроградский район, переулок Талалихина) и других городах; его имя носит одно из судов Министерства морского флота России; в профтехучилище № 100 в Москве, а также в ряде школ созданы музеи Талалихина.


Слайд13Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года. Мы всегда будем помнить совершённый им подвиг. Не щадя свой жизни, он каждый раз отправлялся на смертный бой с врагами и не знал, вернётся ли живым.

Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.


Источники информации:

* Утехин С.Г. Виктор Талалихин. – М.: Московский рабочий, 1965.

* СМИ «Земля Подольская».

* С тобой одной мы связаны судьбой… Фотолетопись г. Подольска.

* Подвиг Москвы: Книга-альбом. − Армпресс, 2006.

* Комаров Н.Я. Битва под Москвой. − Молодая гвардия, 2005.

*Как я протаранил немецкий самолёт под Москвой. Рассказ лётчика-истребителя В. Талалихина / Красная звезда. −  08.08.1941.

http://airaces.narod.ru/winter/talalih.htm

https://www.youtube.com/watch?v=VN6bfzxLtdk

https://www.youtube.com/watch?v=P59-l64IzrA