golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 20 Июнь 2019 14:44

Город-герой Минск

В первые дни вторжения Германии в СССР в июне 1941 года Минск подвергся мощным налётам вражеской авиации. Несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, город был захвачен уже на шестой день войны. Но в захваченном оккупантами городе стало действовать патриотическое подполье. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. город Минск и Минская область были центром партизанского движения в БССР.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Город-герой Минск»
для обучающихся 8–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны, осмысление обучающимися опыта героической защиты Родины.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм; чувства гордости за свою страну;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1Задание № 1.

Прочитайте отрывок стихотворения «На Площади Победы» белорусского поэта Петруся Бровки.

Как вы понимаете строки четверостишия? 

 

 


Слайд2Задание № 2.

Прочитайте текст Указа, посмотрите видеофрагмент, рассмотрите фото на слайде и выполните задание.

1. Согласно тексту Указа перечислите основания присвоения звания «Город-герой». Как вы понимаете эти слова? Какие награды были вручены городу Минску?

2. Какой памятный знак был воздвигнут в городе-герое Минске?

3. Используя изображения на слайде и материалы рабочего листа, опишите обелиск «Город-герой Минск».


Слайд3Задание № 3.

Рассмотрите карту и схему на слайде и в рабочем листе. Проанализируйте фрагменты воспоминаний и выполните задание.

1. Используя карту плана «Барбаросса», объясните, почему гитлеровским войскам было необходимо захватить город Минск в кратчайшие сроки.

2. Какие участки схемы «План бомбежки Минска» подтверждают слова ветерана В. С. Мичурина о сильной бомбардировке города Минска вражеской авиацией в июне 1941 года?

3. С какими трудностями столкнулись бойцы Красной Армии и жители города Минска в первые дни Великой Отечественной войны? Аргументируйте свой ответ.


Слайд4Задание № 4.

Изучите материалы официального сайта «Великая Победа 1941–1945 гг.», выполните задание.

Объясните, почему на призывных пунктах активность населения Белоруссии была столь высока в первые дни Великой Отечественной войны.

Аргументируйте свой ответ.


Слайд5

Задание № 5.

Изучите материалы официального сайта «Институт национальной памяти», выполните задания.

1. Объясните, почему эвакуация проводилась в очень сжатые сроки.

2. Почему важно было эвакуировать детей, квалифицированных специалистов и ИТР, станки, ценности, документы?

3. В какие районы СССР направлялись составы с людьми и грузами из Минска?


Слайд6Задание № 6.

Справка: В Минске немецко-фашистские захватчики установили жёсткий оккупационный режим. В городе и пригородах они создали 9 крупных лагерей смерти.

Изучите материалы сайта «Минск старый и новый», изучите материалы сайта Архивы Беларуси, прочитайте воспоминания узника концлагерей и выполните задания.

1. Что общего во всех представленных фрагментах?

2. С какой целью создавались концентрационные лагеря на оккупированной территории Белоруссии?

3. Используя материалы архивов, укажите на карте места расположения крупных концентрационных лагерей на территории Белоруссии.

4. Оцените последствия, оставленные концентрационными лагерями на белорусской земле.

5. Используя материалы сайта Архивы Беларуси, приведите примеры мужества и стойкости узников белорусских концлагерей. 


Слайд7Задание № 7.

Изучите материалы сайтов «Партизанская летопись» и «Минск – город-герой», ознакомьтесь с картой, размещенной на слайде, с материалами рабочего листа и выполните задания.

1. Какие задачи стояли перед партизанскими отрядами и соединениями на оккупированной территории Белоруссии?

2. Используя карты, в рабочем листе обозначьте места расположения важнейших партизанских районов. Укажите, в каких районах была наибольшая концентрация партизанских соединений.

3. Используя материалы задания, приведите примеры героической борьбы белорусских партизан с немецко-фашистскими захватчиками.

4. Какой вклад внесли белорусские партизаны в общее дело Победы? Аргументируйте свой ответ.


Слайд8Задание № 8.

Рассмотрите  первый журнал «Народный мститель», размещенный на сайте «Партизанская летопись» и выполните задания.

1. О чем свидетельствует выпуск журнала «Народный мститель», издаваемый на оккупированной врагом территории Белоруссии?

2. Используя фрагменты журнала, расскажите о жизни и быте белорусских партизан в годы фашистской оккупации. 


Слайд9Задание № 9.

Изучите материалы сайтов «Минск-950» и «Минск – город-герой», рассмотрите фото на слайде, изучите материалы рабочего листа, посмотрите видеофрагмент художественного фильма «Охота на гауляйтера» режиссера Олега Базилова, выполните задание.

1. В чём заключалось мужество и героизм представленных на слайде подпольщиков и партизан?

2. Как Родина оценила смелость и самоотверженность этих людей?


Слайд10Задание № 10.

Изучите официальные сайты Белорусского союза женщин и Герои: люди и города, выполните задания.

1. Какую роль сыграли белорусские женщины в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками?

2. Каких наград удостаивались женщины и за какие подвиги?

 


Слайд11Задание № 11.

Изучите официальный сайт Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

1. В чём уникальность данного музея?

2. В каком городе и государстве он расположен?

3. Совершите интерактивный маршрут по залам Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и объясните, каким важным эпизодам борьбы белорусского народа посвящены его тематические разделы.