Золотой двуглавый орёл на красном поле – это один из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества. Как герб России он ведет свою историю с давних времён (красный восковой оттиск на печати Ивана III 1497 г.). Возвращение двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа «История герба России».
Автор: Литовский Андрей Николаевич
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «История герба России»
для обучающихся 9–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине; формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
- воспитывать у обучающихся качества личности гражданина – патриота Родины, формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Слово «герб» происходит от немецкого слова «арбе», что значит наследство. Герб – символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.
Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племён. У прибрежных племён в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у степных – змеи, у лесных – медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Воды, Луны.
Двуглавый орёл – одна из древнейших геральдических фигур.
С конца XIV в. золотой двуглавый орёл, глядящий на Запад и Восток, помещённый на красном поле, становится государственным символом Византийской империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать ещё недремлющего стража, который видит всё и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.
Задание № 1. (рабочий лист)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Кто изображён на груди орла в красном щите?
- Как вы думаете, почему современная Россия вернулась к двуглавому орлу в качестве официального герба?
Задание № 2. (рабочий лист) Посмотрите видеоролик «Двуглавый орёл – Герб России» и ответьте на вопросы:
- Предположите, о чем пойдёт речь на сегодняшнем занятии.
- Определите, какие вопросы нам предстоит рассмотреть.
Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году, на это повлияла его женитьба на византийской принцессе Зое Палеолог. На одной половине герба изображался орёл, на другой – всадник, попирающий дракона, – это был результат объединения гербов двух стран.
При Иване IV Грозном на груди орла появилось изображение Георгия Победоносца - символа московских князей. При царе Михаиле Федоровиче над головами орла появились 3 короны. После учреждения Петром I Ордена Первозванного в герб была включена цепь с орденом, а при Павле I - еще и изображение Мальтийского креста.
Задание № 3.
Рассмотрите гербы Российской империи. Предположите, с чем были связаны изменения в гербе Российской империи.
Подумайте, почему Георгия назвали Победоносцем.
На престол вступает молодой император Александр I Благословенный (1801–1825). Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.
24 июля 1882 года император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.
Задание № 4. (рабочий лист) Прочитайте текст и выполните задание.
Соотнесите в таблице щиты с гербами царств, в разное время присоединенных к России. Сделайте вывод.
1 – I; 2 – II; 3 – III; 4 – IV; 5 – VI; 6 – VIII.
(Государственный герб – это своеобразная карта, отражающая как политическое устройство России, так и её географию).
Новый герб России был принят вместе с новой Конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, её ввели через несколько лет как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.
(Основа герба – серп и молот – союз рабочих и крестьян; земной шар и восходящее солнце – наступление новой жизни; колосья, обвитые лентой, – единство советских республик).
Советский герб просуществовал до 1991 года, однако только к 2000 году завершается геральдическая эпопея, когда 8 декабря Дума окончательно утвердила новый герб. Современный герб олицетворяет силу, мощь, независимость, единство Российского государства.
Задание № 5. (рабочий лист) Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопросы:
- Рассмотрите герб РСФСР. Что составляло основу герба? Поясните, почему.
- Объясните, что означало восходящее солнце.
- Что означали на гербе колосья, обвитые красной лентой?
Откройте Источник, выполните задание.
- Когда и почему на гербе СССР было 16 лент с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?
- Назовите республику, которая впоследствии вошла в состав автономии РСФСР.
На протяжении истории нашего государства каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижения нашли отражение в гербе. Характер и политические взгляды также находили отражение в гербе.
Задание № 6. (рабочий лист) Найдите сходства и отличия в гербах Российской империи и Российской Федерации.
Назовите основные элементы государственного герба России. Что они символизируют?
Вопрос: Как вы думаете, о чём говорит герб, имеющий форму щита?
В разные исторические периоды герб государства претерпевал изменения.
<…> Изначально орёл появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству как символ власти. Чем крепче становилась Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе <…>
Наука, занимающаяся изучением гербов, называется геральдикой.
Задание № 7. Подумайте, где в повседневной жизни можно увидеть герб России?
Рассмотрите герб административного округа, в котором вы живете. Как вы думаете, какие характерные черты округа отражает геральдика герба? Подумайте, чтобы вы изобразили на гербе своей семьи.