Одним из важнейших государственных символов России, знаком его суверенитета является Государственный флаг. Он – самый узнаваемый символ страны, олицетворение её гордости и величия.
На протяжении столетий флаг России менялся вместе с историей нашей страны. Прямоугольное полотнище белого, синего и красного цветов – российский триколор – окончательно утвердился в 1991 году.
С 1994 года 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «История российского флага».
Автор: Е. В. Ляхова
Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «История российского флага»
для обучающихся 5–8-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Родины.
Задачи:
- расширение и углубление исторических знаний о государственных символах Российской Федерации;
- воспитание интереса к изучению истории своей страны;
- формирование умения анализировать, проводить параллели исторических событий, определять их смысл, выделять в них главное.
Методический материал носит рекомендательный характер, в зависимости от возраста и уровня подготовки обучающихся учитель может изменять сценарий занятия и подбор материалов для классного часа.
Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте сформулировать тему классного часа, обоснуйте свой ответ.
Вопрос к классу.
- Какие символы государства вы ещё знаете?
Задание № 1.
Посмотрите фрагмент фильма, познакомьтесь с представленной в рабочем листе информацией и ответьте на вопросы.
- В видеофрагменте упоминается одно из значений слова «стяг» – войсковое подразделение, а «поставить стяг», как построить дружину к сражению. Какие ещё варианты происхождения слова «стяг» вы можете предложить?
- Предположите, откуда произошло слово «знамя»?
Задание № 2.
Посмотрите фрагмент фильма и выполните задание в рабочем листе.
- Соотнесите имена правителей России с их изображениями и номерами флагов, которые были учреждены в годы их правления.
Задание № 3.
Рассмотрите изображение на слайде, познакомьтесь с документами, выполните задание.
1. Указ Президента РФ от 18 декабря 2006г. № 1422 «О Боевом знамени воинской части».
2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации».
Задание № 4.
Используя информацию в рабочем листе, ответьте на вопросы.
- Что общего в отношении к знамени с петровских времен и до современности?
- Почему во время войны военнослужащие, рискуя собственной жизнью, стремились спасти знамя?
- В чём, на ваш взгляд, смысл двух символичных событий Великой Отечественной войны: водружение Знамени Победы над Рейхстагом и фашистские знамёна, брошенные к подножию мавзолея Ленина на Красной площади во время парада Победы?
Задание № 5.
Используя информацию в рабочем листе, ответьте на вопрос.
- Чем для вас лично является государственный флаг России?
Дополнительные источники информации:
- Артикул Воинский. 1715 г.
- Пётр I. Устав Воинский. 1716 г.
- Уголовный кодекс (УК РФ). Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации.
- Вексиллология.