Российская гвардия ведёт свою историю ещё со времён Петра Первого. Гвардейцы всегда выполняли наиболее сложные и ответственные задачи. Быть гвардейцем сегодня – значит, обладать высшей боевой квалификацией, мастерски владеть оружием и техникой. Великая слава гвардии – это наследство и достояние всей России.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения Урока мужества, посвящённого истории Российской гвардии.
Автор: А. Н. Литовский
Рекомендации по проведению Урока мужества (тематического занятия), посвящённого истории Российской гвардии,
для обучающихся 6–9-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Цель: формирование у обучающихся осознанного отношения к Российскому государству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей.
Задачи:
- формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
- формирование качеств защитников Родины.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Задание № 1. Прочитайте в рабочем листе источник и ответьте на вопросы.
Источник: Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 308 от 18 сентября 1941 г.
1. Когда была создана советская гвардия?
2. Как вы думаете, почему на начальном этапе Великой Отечественной войны появились первые гвардейские соединения? Найдите фрагменты в источнике, подтверждающие причины переименования.
3. Какие еще отличия появились у гвардейских частей согласно приказу?
Сформулируйте тему занятия.
Задание № 2. Прочитайте в рабочем листе текст и ответьте на вопросы:
1. Кем была создана Российская Императорская лейб-гвардия?
2. Из каких воинских частей была сформирована гвардия и из кого комплектовалась?
3. Как вы думаете, почему в Табели о рангах гвардия получила старшинство в 2 чина перед армейскими офицерами?
4. Найдите в тексте, когда Российская гвардия получила свое боевое крещение, чем были награждены офицеры гвардии, и что изменилось в форме одежды после Нарвского сражения.
5. Какова, на ваш взгляд, роль гвардии?
Задание № 3. Заполните пропуски в тексте и выполните задание:
1. Напишите пропущенные названия войн и военных операций XIX–XX веков.
2. Прочитайте пословицы и поговорки о гвардии. Подумайте, какие качества гвардейцев в них отражены.
Задание № 4. Прочитайте тексты в рабочем листе. Рассмотрите карту, выполните задание:
1. Найдите на карте стрелковые дивизии, ударные группировки и армии, участвовавшие в Ельнинской операции.
2. Определите на карте расположение стрелковых дивизий, которые после Ельнинской операции стали гвардейскими.
3. Определите роль и значение Ельнинской операции в создании советской гвардии.
Задание № 5. Прочитайте текст в рабочем листе, ответьте на вопросы:
1. Как по внешнему виду (форме одежды) можно было отличить военнослужащего гвардейской части?
2. Что нового появилось в церемонии, традиции и к чему обязывало гвардейцев вручение им гвардейского Знамени и Военно-морского флага?
Задание № 6. В рабочем листе решите кроссворд.
Задание № 7. Рассмотрите форму одежды российских военнослужащих в период начала XVIII–XXI вв. и внесите в таблицу №, соответствующий форме одежды военнослужащего. Объясните свой выбор.
Задание № 8. Прочтите текст в рабочем листе, выполните задание.
Согласны ли вы с утверждением, выделенным в тексте? Поясните свой ответ.