События Итальянского похода 1799 года явили всей Европе несгибаемую доблесть российских солдат и офицеров, своими боевыми подвигами увековечивших ратную славу нашего Отечества.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Итальянский поход Александра Васильевича Суворова», посвящённый Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Автор: Сергей Николаевич Щербаков
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа)
«Итальянский поход Александра Васильевича Суворова»,
посвящённого Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества,
для обучающихся 9−11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Цель: формирование гражданской и социальной идентичности личности обучающегося, ценностного отношения к событиям Итальянского похода 1799 года на основании изучения героизма российских солдат и офицеров, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Задачи:
- воспитание патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере героизма российской императорской армии, проявленного в период Итальянского похода 1799 года;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
- развитие ставить и формулировать собственные задачи при изучении различных исторических ситуаций.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).
Задание № 1. Прочтите тексты и ответьте на вопросы.
- На основании контекстных знаний по истории России вспомните, в каких войнах принимал участие и чем был знаменит полководец А.В. Суворов.
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Задание № 2. Изучите карту и прочтите фрагмент текста. Ответьте на вопросы в рабочем листе.
- О чём свидетельствует данное высказывание А. В. Суворова?
- Два знаменитых русских военачальника XVIII века – адмирал Ф. Ф. Ушаков и генералиссимус А.В. Суворов – были современниками. Подумайте, какие общие черты характера и особенности личности могли сблизить их.
- *Напишите названия рек Северной Италии, которые форсировали русско-австрийские войска А. В. Суворова после наступления из Вероны, освобождая от французов путь в Милан во время Итальянского похода.
Задание № 3. Посмотрите видеофрагмент «Стратегия и тактика А. В. Суворова (1730–1800)», ответьте на вопросы в рабочем листе.
- Дайте характеристику военному искусству А. В. Суворова.
- Какие наставления великого российского полководца А. В. Суворова имеют, на ваш взгляд, наибольшую ценность в отношении военной стратегии?
- Перечислите войны, в которых участвовал А. В. Суворов.
- *Изучите личность императора Павла I и деятельность великого российского полководца А. В. Суворова. Как нововведения императора Павла I в армии воспринял А. В. Суворов?
- *Какова причина ссылки А. В. Суворова при императоре Павле I?
Задание № 4. Изучите письма А. В. Суворова в период Итальянского похода и ответьте на вопрос в рабочем листе.
- В чем заключалась помощь офицеров русской армии австрийским войскам в период Итальянского похода 1799 г.?
Задание № 5. Прочтите фрагменты текстов и ответьте на вопросы в рабочем листе.
- Какое отношение офицеров к солдатам призывал воспитывать А. В. Суворов?
- Какими приёмами и действиями А. В. Суворов добился перемены настроения своих солдат?
- С какими трудностями столкнулся А. В. Суворов в период Итальянского похода со стороны австрийцев?
Задание № 6. Ознакомьтесь с источниками и ответьте на вопросы в рабочем листе.
- В чём сила военного гения А. В. Суворова, вдохновившего русско-австрийскую армию к победе перед битвой при Нови?
- Найдите информацию про эффективные приёмы боя и военной тактики А. В. Суворова, которые обеспечили победы русско-австрийских войск над французскими в битвах у Треббии и при Нови? Прокомментируйте свой ответ цитатами из источников.
- Какие достоинства и стратегические преимущества войск А. В. Суворова в Итальянском походе указывает император Наполеон? Объясните свой ответ цитатами из источника.
* Задание № 6.1. Прочтите фрагменты текстов и ответьте на вопросы в рабочем листе.
- В чём проявились совместные действия итальянского ополчения и русского отряда при освобождении Неаполя? Какое значение имело освобождение от французов Неаполя для всей Итальянской кампании 1799 года? Объясните свой ответ.
- О чём свидетельствовали восторженные похвалы в адрес А. В. Суворова – от императора Павла I до знаменитого британского флотоводца адмирала Г. Нельсона?
* Задание № 6.2. Просмотрите фрагмент видеоролика «Итальянский поход Александра Васильевича Суворова 1799 г.» о битве при Нови (интервал 30 мин. 05 сек. – 35 мин. 03 сек.) и ответьте на вопросы в рабочем листе.
- Кто командовал французскими войсками в битве при Нови? Что случилось с главнокомандующим французов в начале боя?
- Каким образом французское военное руководство использовало преимущества рельефа местности в начальный период сражения при Нови?
- В чём проявилось значение победы русских войск в битве при Нови для Итальянского похода 1799 г.?
* Задание № 6.3. Прочтите некоторые высказывания А. В. Суворова и ответьте на вопрос в рабочем листе.
- Дайте характеристику личности А. В. Суворова на основании его высказываний.
* Задание № 6.4. Видные русские поэты XVIII в. Ермил Иванович Костров (1755–1796) и Гавриил Романович Державин (1743–1816) посвятили А. В. Суворову стихотворения. Прочтите отрывки сочинений и ответьте на вопросы в рабочем листе.
- Каким настроением пронизаны стихотворения?
- Какими чертами характера поэты наделяют А. В. Суворова? Поясните свой ответ примерами из текста.
- Каково значение деятельности А. В. Суворова в Итальянском походе?