golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 02 Апрель 2019 10:34

Камнерезное искусство Урала

Камнерезное искусство – один из символов русской народной культуры. Интенсивному развитию камнерезного искусства в России способствовало активное освоение Урала – одного из самых богатых регионов России. На сегодняшний день русская школа резьбы по камню является одной из сильнейших в мире, а уральское камнерезное искусство стало уникальным национальным достоянием, составляющей одного из наиболее выразительных жанров народного творчества.

Авторы: Г. Р. Царева, Т. В. Рубаник.

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Камнерезное искусство Урала»
для обучающихся 4–6-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  • развитие познавательного интереса обучающихся к народному творчеству;
  • воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.


 Слайд1Задание № 1.

 Рассмотрите представленные на слайде предметы и ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, из какого природного материала изготовлены эти предметы искусства?

2. Знаете ли вы, как называется вид народного промысла по обработке камня?

 


Слайд2Задание № 2.

Декоративная обработка камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством.

Камнерезное искусство является одним из древнейших проявлений материальной культуры.

1. Как вы думаете, когда человек начал обрабатывать камень?

2. Какие предметы изготавливались из камня в те времена? Приведите примеры. (Орудия труда, предметы быта и т. д.).

3. С какой целью человек обрабатывал камень в древности? Что изменилось в настоящее время?


Слайд3Камнерезное искусство в России получило особенно интенсивное развитие в XVIII–XIX веках. Значительную роль в этом процессе сыграло активное освоение Урала – одного из самых богатых регионов России, источника диковинных камней. Уральский горный хребет, давший название этой местности, разделяет Европу и Азию.

«Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько разнообразных природных богатств, где бы так могучи были силы недр, грандиозны перспективы, зовущие и манящие к труду и борьбе». А. Е. Ферсман

Задание № 3.

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос.

1. Как вы думаете, почему Урал называют «бесценной кладовой земли»?


Слайд4Необыкновенное богатство недр Урала послужило истоком для развития промышленности в этом регионе. Вокруг крупных месторождений один за другим стали вырастать промышленные города.

Выполните задание № 4 в рабочем листе.

1. Рассмотрите карту и выберите города, названия которых происходят от названия полезных ископаемых, добываемых в данной местности. Занесите их в таблицу.

2. Предположите, какое полезное ископаемое добывается на этом месторождении. Заполните таблицу.

Слайд5

 

 

 

 

 


Слайд6Исторически развитие Урала связано с горным делом. В середине XVIII века в России появились первые фабрики по обработке камня. Именно в это время начались целенаправленные поиски и освоение самоцветных месторождений. По указу Петра Iв 1738 году в городе Екатеринбурге основана камнерезная мастерская, ставшая в 1765 году Екатеринбургской гранильной фабрикой.

Выполните задание 5 в рабочем листе.

1. Пройдите по ссылке и, используя информацию с представленного сайта, разгадайте сканворд. По вертикали прочитайте название камня, первое российское месторождение которого было открыто на Урале в начале XVIII века. С тех пор он стал считаться «русским камнем», а уральские образцы этого камня признаны лучшими в мире. Камень активно добывали и широко использовали как материал для различных поделок, крупных ваз, шкатулок, для украшения интерьеров.

2. Расшифруйте текст. Ответьте на вопросы.


Слайд7Вполне естественно, что столь разнообразные минералы и породы спровоцировали огромный интерес к камнерезному искусству. Из добытых угловатых глыб камня искусные руки мастеров делали удивительные по красоте вещи и украшали их тончайшим орнаментом. Над созданием одного произведения искусства трудились сразу несколько мастеров. Многие из них специализировались на определённых работах. Такое разделение труда позволяло повысить производительность и качество выполняемой работы.

Выполните задание № 6 в рабочем листе.

1. Пользуясь кодом, расшифруйте названия профессий мастеров камнерезного дела, существовавшие в XVIII–XIX веках.

2. Как вы думаете, почему в XVIII–XIX веках профессии мастеров были потомственными?


Слайд8Талант и профессиональное мастерство уральских камнерезов и гранильщиков во многих своих сказах прославлял известный русский писатель Павел Петрович Бажов.

Посмотрите отрывок из мультфильма «Горный мастер».

Выполните задание № 7 в рабочем листе.

1. Прочитайте биографии уральских мастеров и предположите, кто из них стал прототипом образа Данилы мастера.

2. Прочитайте отрывки из сказов Павла Петровича Бажова и догадайтесь, о профессии какого мастера идёт речь в каждом из них.


Слайд9Уральских камнерезов всегда отличала особая любовь к камню, понимание его природной красоты. Основным их принципом было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть.

Лучшие работы уральских камнерезов хранятся в сокровищнице искусств – Государственном Эрмитаже. Не будет преувеличением сказать, что Эрмитаж – это сокровищница изделий из цветных камней, не имеющая себе равных во всем мире.

Задание № 8.

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы.

1. На что была использована цельная глыба малахита весом 50 тонн, найденная в Меднорудянском руднике? 

2. Как вы думаете, почему автор называет эту глыбу малахита «частью Российской истории»?

3. Каким способом выполнены крупные изделия из малахита?

Изготовление монументальных декоративных произведений из кусочков камня получило название «русская мозаика». Эта техника впервые была применена уральцами и в архитектуре.


Слайд10Триумфом Екатеринбургской гранильной фабрики стала Всемирная выставка 1900 года в Париже. Представленная на выставке мозаичная карта Франции из уральских камней получила высшую награду. На мраморной плите площадью 1 кв.м – все 86 департаментов Франции, набранные яшмой в сочетании с агатом, сердоликом, нефритом. 106 французских городов обозначены уральскими самоцветами, их названия выполнены золотом, реки и озера из платины. Эта карта подарена Николаем II правительству Франции. Карта сразу стала достопримечательностью Лувра.

В 1937 году уральские мастера создали ещё один шедевр мозаичного камнерезного искусства России – это карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов в технике русской и флорентийской мозаики.

Задание № 9

Пройдите по ссылке. Прочитайте о знаменитых мастерах камнерезного искусства прошедших лет.

1. Как вы думаете, почему Алексей Кузьмич Денисов взял к своей фамилии приставку Уральский?

2. Какие события заставили Алексея Кузьмича Денисова-Уральского по-новому взглянуть на своё творчество? Почему?

3. Какие факты из биографии Василия Владимировича Шахмина говорят об уникальности этого мастера? 

4. Как екатеринбуржцы увековечили память о знаменитом мастере Даниле Кондратьевиче Звереве?


Слайд11Художественные изделия из камня Урала необычайно широко разошлись по всему свету: их можно встретить не только в Европе, но даже в далёкой Австралии. Уральскими мастерами созданы художественные изделия из камня, получившие мировую славу, а лучшие из них хранятся в Алмазном фонде, Государственном Эрмитаже, Русском музее и других музейных собраниях страны и за рубежом. 

Задание № 10.

1. Рассмотрите произведения камнерезного искусства, представленные на слайде. Подумайте, на какие группы (жанры) можно распределить эти работы?

2. Распределите работы по жанрам и попытайтесь дать название каждому из направлений.

(Анималистика – фигурки животных, птиц, рыб; флористика – камнерезные изделия в виде цветов, фруктов, ягод и т.п.; прикладное искусство – такие предметы, как печатки, настольные наборы, настольные часы, вазы, шкатулки и т. п.; фигурки национальные типы – каменные фигурки людей с ярко выраженными этническими особенностями культуры той или иной национальности).


Слайд12Задание № 11

Посмотрите фильм о двух техниках камнерезного искусства – технике объёмной мозаики и технике русской мозаики. Ответьте на вопросы.

1. В чём сходство и различие объёмной мозаики и русской мозаики?

2. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим мастером?

3. Подумайте, где ещё, помимо музеев, можно увидеть шедевры камнерезного искусства. 


Слайд13И сегодня, как и много лет назад, уральские камнерезы продолжают удивлять своими изделиями. Их работы экспонируются на зарубежных и отечественных выставках, становятся лауреатами престижных профессиональных премий и международных конкурсов. В 2016 году в Лихтенштейне был представлен выставочный проект «Герои. История в шедеврах уральских камнерезов», демонстрирующий лучшие произведения современного камнерезного искусства Урала. Шедевры наших камнерезов вызывают восхищение у мировых экспертов – нигде такое пока повторить не могут!

Задание № 12.

Прочитайте высказывание известного краеведа, исследователя XX века Николая Яковлевича Савельева: «…Русские камнерезы сочетали с мастерством технику и создали народную промышленность из камнерезного искусства. В этом русские люди не только значительно превзошли искусство античного мира, но и опередили все мировое камнерезное производство». 

1. Какие чувства у вас вызывает столь высокая оценка мастерства наших камнерезов?

2. Согласны ли вы с утверждением о том, что камнерезное искусство – это культурное богатство страны?