8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 03 Апрель 2019 14:46

Каслинское литье – народный промысел Урала

Каслинское литье – один из символов русской народной культуры. Почти трёхвековая история завода, талант художников, мастеров сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. Сегодня, как и более чем 150 лет назад, изделия Каслинского завода выполняются по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров.

Авторы: Т. В. Рубаник, Г. Р. Царева

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Каслинское литье – народный промысел Урала»
для обучающихся 5–7-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  • развитие познавательного интереса обучающихся к народному творчеству;
  • воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание-игра «Ассоциации»

Рассмотрите предложенные группы картинок. Назовите обобщающее слово или словосочетание для картинок каждой группы. (Используйте первую группу в качестве образца).

Определите тему классного часа.

Если у вас возникли затруднения, воспользуйтесь подсказкой в рабочем листе.


Слайд2Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой различных уголков нашей страны. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) были призваны внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Выполните задание  № 1 в рабочем листе.

 


Слайд3Совсем не случайно названия населённых пунктов были перенесены на изделия. Творения мастеров неотделимы от конкретной местности — это одна из особенностей народных промыслов. Иногда на них влияют определённые исторические события. Не последнюю роль играет и уклад жизни: мастера нередко запечатлевают картины повседневного быта. Народное мировоззрение оказывает самое прямое влияние как на внешний вид изделий, так и на тот смысл, который закладывается в них.

Задание. Можете ли вы догадаться, в каких населенных пунктах зародились и развивались народные промыслы, представленные в ребусе? Рассмотрите карту. Найдите подтверждение или опровержение своим догадкам.

Выполните задание № 2 в рабочем листе.


Слайд5Предпосылкой к возникновению того или иного промысла служило наличие в регионе, прежде всего, естественно-природной топливно-сырьевой базы, необходимой для производства. Благодаря богатейшим природным ресурсам, Урал стал колыбелью для целого ряда народных промыслов. Полезные ископаемые Кыштымского горного округа дали толчок к зарождению и развитию знакового для Урала народного промысла – Каслинского литья.

Выполните задания №№ 3, 4, 5 в рабочем листе.

 


Слайд4П. П. Бажов – знаменитый русский писатель, выходец с Урала. Страстно любил свой родной край, много путешествовал по Уралу, собирал местный фольклор. Его впечатления и опыт нашли отражение в сказах, которые П. П. Бажов посвящал талантливости трудового народа. Он описывал быт, нравы, обычаи простых людей, своих земляков-горнорабочих. Сказ П. П. Бажова «Чугунная бабушка» посвящён мастерам, благодаря которым Каслинское литье стало всемирно известным.  

Выполните задание 6 в рабочем листе

 


Слайд6Задание. Посмотрите видеофрагмент о зарождении чугунного литья в городе Касли. Ответьте на вопросы.

1. С чем сравнивают каслинское художественное литье? Как вы думаете, почему?

2. Что изначально производилось на Каслинском заводе?

3. В 1815 году оборонный заказ на производство чугунных ядер для пушек с Касли нского завода был снят. А какое событие послужило поводом открыть этот заказ? Выберите соответствующее изображение. Назовите это событие.

4. Что стали выпускать на заводе после отмены военного заказа?

5. Какие эксперименты помогли подтвердить уникальную пластичность каслинских формовочных смесей? Почему эта пластичность важна при отливке изделий?

Выполните задание № 7 в рабочем листе.


Слайд7Задание. Посмотрите видеофрагмент о процессе производства Каслинского литья. Прочитайте еще один отрывок из сказа П. П. Бажова «Чугунная бабушка»:

Тоже ведь фигурка, сколь хорошо её ни слепит художник, сама в чугун не заскочит. Умелыми да ловкими руками её переводить доводится. Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал – уродец родится. 

Дальше чеканка пойдет. Тоже не всякому глазу да руке впору. При отливке, известно, всегда какой ни на есть изъян случится. Ну, наплывчик выбежит, шадринки высыплет, вмятины тоже бывают, а чаще всего путцы под рукой путаются. Это пленочки так по-нашему зовутся. Чеканщику и приходится все эти изъяны подправить: наплывчики загладить, шадринки сбить, путцы срубить. Со стороны глядя, и то видишь – вовсе тонкое это дело, не всякой руке доступно.

Бронзировка да покраска проще кажутся, а изведай – узнаешь, что и тут всяких хитростей-тонкостей многонько.

1. Мастера завода о своих изделиях говорят «не всё золото, что блестит». Как вы думаете, что они имеют в виду, произнося эти слова?

2. Какая специальность, на ваш взгляд, самая важная при производстве Каслинского литья?

Выполните задание № 8 в рабочем листе.


Слайд8В качестве первых образцов для своих работ на каслинском заводе использовали немецкие отливки, где и зародилось искусство чугунного художественного литья. Затем каслинцы стали отливать в чугуне лучшие работы российских скульпторов, а также многих зарубежных авторов. Но стали появляться мастера, которым хотелось не просто копировать чужие работы, а создавать их самостоятельно. Популярность этих творений зачастую была выше, чем у моделей знаменитых скульпторов, что «конфузило» хозяев завода, поэтому всем каслинским самоучкам под страхом увольнения запретили делать отливки по собственным образцам. Заодно им отказали и в просьбе получить профессиональное художественное образование и обучать своих детей в художественной школе. Василий Торокин был одним из тех, кому запрет не помешал создавать собственные модели.

Задание. Ознакомьтесь с информацией.  Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы.

1. Можно ли назвать Василия Торокина новатором в своем ремесле? Объясните почему.

2. Как вы считаете, что объединяет творчество уральского писателя П. П. Бажова и каслинского мастера В. Ф. Торокина?


Слайд9Важную роль в создании признанного всеми бренда «Касли» играло регулярное участие Каслинского завода вместе с другими заводами Кыштымского округа во всероссийских и международных художественно-промышленных выставках и ярмарках, на которых представлялись лучшие образцы продукции ведущих металлургических предприятий. Подобные выставки знакомили широкую публику и специалистов с новейшими научными открытиями и технологиями, представляли уникальные образцы перспективной заводской продукции и давали возможность сравнить качество однотипных изделий, изготовленных в разных регионах и странах. Выставочные награды официально присуждались за комплекс представленных заводами металлических изделий.

1. Рассмотрите награды, полученные Каслинским заводом на различных выставках. Как они характеризуют продукцию Каслинского завода?

2. Почему для завода было важно регулярно участвовать в выставках?

3. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод в очередной раз получил высшую награду. В чём была её особенность?

Выполните задание № 9 в рабочем листе.


Слайд10В 1900 году Каслинслое литье покоряет Париж. Огромный павильон, над которым трудились 16 мастеров в течение года и на который ушло 172 пуда чугуна, стал мировой сенсацией. В стенах, созданных словно из чугунных кружев, разместили работы уральцев. Экспозицию окрестили «энциклопедией художественного литья». Весь Париж восторженно рукоплескал мастерству уральских литейщиков.

Задание. Посмотрите видеофрагмент, ответьте на вопросы.

1. Прочитайте определение слова «энциклопедия». Вспомните, за что присуждались премии на промышленных выставках. Попытайтесь объяснить, почему экспозицию Каслинского завода назвали «энциклопедией художественного литья».
Энциклопедия – 1. Научно-справочное издание – обычно в форме словаря – по всем или отдельным отраслям знания. 2. перен. Совокупность знаний, сведений по какому-л. вопросу.

2. Внесение в какой список подтверждает уникальность Чугунного павильона для всего мирового сообщества?

3. Почему не был продан Чугунный павильон, несмотря на предлагаемые баснословные деньги?


Слайд11Чтобы увидеть работу каслинских мастеров, зачастую не нужно ехать далеко. Фонарь или садовая скамейка в городском парке при ближайшем рассмотрении могут оказаться произведениями искусства.

Задание. Пройдите по ссылке на сайт Каслинского завода архитектурно-художественного литья. Рассмотрите изображения реализованных проектов. Ответьте на вопросы.

1. Можно ли догадаться по названию завода о характере выпускаемой им продукции?

2. Сравните изначальное название завода (Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод) и современное (Каслинский завод архитектурно-художественного литья). Предположите, почему с течением времени название изменилось.

3. Можно ли на основании представленных изображений сделать вывод о популярности и востребованности продукции завода в настоящее время?


Слайд12Успех и всемирную славу каслинского литья страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский объяснял тремя факторами: «…прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжёлый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».

1. Что профессор выделяет как самую главную причину уникальности и неповторимости каслинского литья? Согласны ли вы с профессором? Почему?

2. Прочитайте фрагмент стихотворения Р. Рождественского «О мастерах». Как вы понимаете строчки из стихотворения «Время движется Мастерами. И надеется на Мастеров»? Почему слово Мастер написано в них с заглавной буквы? Какое будущее, на ваш взгляд, ждёт народный промысел Урала – Каслинское литье? Аргументируйте свой ответ.