Версия для печати
Пятница, 18 Январь 2019 11:29

Холокост – преступление против человечества

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день традиционно проходят мемориальные мероприятия в память о более чем 6 млн евреев, ставших жертвами нацистов. Главной целью таких мероприятий является формирование мировоззрения людей, нацеленного на предупреждение и недопущение подобных событий в будущем, на борьбу с предрассудками и воспитание толерантности к традициям и культуре других народов. Холокост – страшный урок всему человечеству.

Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения тематического занятия «Холокост – преступление против человечества».

Авторы: И. В. Гусенко, Т. В. Рубаник, Г. Р. Царева

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Холокост – преступление против человечества»
для обучающихся 9–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX

Цель: формирование у обучающихся нравственного и толерантного сознания на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • осмысление обучающимися нацистской политики Холокоста, её человеконенавистнической сущности и проявлений; а также событий, связанных с Холокостом, на территории СССР и стран Европы, с освободительной миссией Советского Союза, разгромившего войска Третьего рейха и уничтожившего нацизм;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд127 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Он установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 г. (Резолюция № 60/7). Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — ещё более 90 государств.

Задание. Прочитайте текст Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ответьте на вопросы.

С чем было связано принятие данной резолюции?
Как вы думаете, почему и сегодня, спустя более чем 70 лет после происходивших событий, эта тема продолжает быть важной?

27 января 1945 года Красная Армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти «Аушвиц» («Освенцим»).


Слайд2Задание № 1 (рабочий лист). Прочитайте определение понятия «Холокост».

Подберите определения терминам, необходимым для обсуждения темы занятия. Занесите термины в таблицу.

 

 

 


Слайд3Задание. Посмотрите видеофрагмент, ответьте на вопросы и выполните задания (задания 2, 3 в рабочем листе).

Вопросы:

1. Подумайте, почему политика нацистов по преследованию евреев характеризуется как государственная и последовательная.
2. В фильме звучат слова, которые еще в XIX веке произнес немецкий поэт Генрих Гейне: «Там, где сжигают книги, будут жечь людей». Какой исторический опыт привёл Гейне к такому утверждению? Почему это высказывание использовали авторы сюжета, который посвящён событиям XX века?
3. Что имели в виду авторы сюжета, говоря: «Привычный звук отбывающего поезда, спустя время, может изменить свое значение»?


Слайд4Проанализируйте факты, посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы.

Хронология Холокоста до начала Второй мировой войны

- 30 января 1933 г. – Гитлер назначен канцлером Германии – главой правительства.
- 22 марта 1933 г. – Создание лагеря Дахау.
- 1 апреля 1933 г. – Бойкот еврейских предприятий по всей Германии.
- 10 мая 1933 г. – Публичное сожжение произведений еврейских авторов и антинацистских книг.
- 14 июля 1933 г. – Начало принудительной стерилизации «неполноценных» граждан Германии (больных шизофренией, эпилепсией и т. д.).
- 15 сентября 1935 г. – Принятие антиеврейских Нюрнбергских законов.
- 29 марта 1936 г. – НСДАП получает 98 % голосов на выборах в рейхстаг.
- 19 июля 1937 г. – Создание концентрационного лагеря в Бухенвальде.
- 5 октября 1938 г. – Введение особых отметок «J» в паспорта евреев.
- 9 ноября 1938 г. – «Хрустальная ночь», массовые антиеврейские погромы по всей Германии.
- 24 января 1939 г. – Геринг создаёт «Центральную имперскую службу по делам еврейской эмиграции».
- 9 февраля 1939 г. – принятие антиеврейских законов в Италии.

Вопросы.

1. Почему события, происходившие в ноябре 1938 г., получили название «Хрустальная ночь»?
2. Нацисты использовали в своей терминологии понятия «всеобщее» и «окончательное решение еврейского вопроса». Предположите, что под этим имелось в виду.
3. Как вы думаете, были ли происходившие события только внутренним делом Германии?
4. Как проводившаяся западными государствами «политика умиротворения агрессора» влияла на действия нацистской Германии?


Слайд5Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами началось сразу же после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. В нём участвовали 4 айнзатцгруппы СС: «А», «В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии. Айнзатцгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах, в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населённых пунктах на глазах у других жителей. Всемирную известность получило урочище Бабий Яр на окраине Киева, где 29–30 сентября 1941 г. было уничтожено несколько десятков тысяч евреев.

В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе просуществовали до середины 1943 г.

Выполните задание № 4 в рабочем листе.


Слайд6Задание. Изучите карту, на которой отмечены самые крупные нацистские лагеря и места массового расстрела, и выполните задания.

Вопросы.

1. С какой целью нацисты создавали концентрационные лагеря?
2. В каких странах располагались концентрационные лагеря?
3. Лагерь «Освенцим» был назван «фабрикой смерти». Как вы думаете, почему?
4. На входе нацистских концентрационных лагерей размещались лозунги, такие как «Каждому своё» (лагерь «Бухенвальд»), «Труд освобождает» (лагеря «Освенцим», «Терезин», «Заксенхаузен» и др.). Какой смысл вкладывали нацисты в эти фразы с точки зрения фашистской идеологии?


Слайд7Задание № 5 в рабочем листе.

Изучите информацию о составе и категориях узников одного из концентрационных лагерей и ответьте на вопросы.

1. Подтверждают ли эти данные ваши предположения о том, какие народы стояли в списке нацистов первыми на уничтожение?
2. Ограничивался ли этот список только национальностью?
3. Что еще воспринималось нацистами как основание для уничтожения тех или иных категорий людей?

 


Слайд8

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943 года, первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе. К его годовщине приурочен День памяти евреев – жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор, организованное советским военнопленным евреем А. Печерским. Подпольные группы, организовавшие вооруженное сопротивление, а также побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто.

Вопрос: О чём свидетельствует факт выступлений против нацистов узников гетто и концентрационных лагерей?


Слайд9Задание.

27 января 1945 г. Красная Армия освободила самый страшный лагерь смерти «Аушвиц» («Освенцим»). В освобождении лагеря и его филиалов принимало участие не менее 25 тысяч человек более 39 национальностей.

Пройдите по ссылке, изучите приведённую на сайте информацию и выполните задания. Рассмотрите карту, на которой отмечены биографии воинов-освободителей лагеря «Освенцим – Аушвиц».

1. Как вы думаете, какую цель поставили перед собой создатели карты?
2. Расскажите об одном из героев-освободителей. Прочитайтеписьмо советского коменданта освобождённого Освенцима Г. Елисаветинского и телеграмму об освобождении лагеря.
3. Какие чувства, по вашему мнению, испытали советские солдаты, освобождавшие «Освенцим»?


Слайд10Задание.

Прочитайте известную цитату из выступлений немецкого пастора Мартина Нимёллера:

«Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной – уже некому было заступиться за меня».

1. Как вы думаете, оправдывал себя пастор Мартин Нимёллер или осуждал? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Что, по вашему мнению, пастор Мартин Нимёллер хотел донести до своих слушателей?

Задание № 6 в рабочем листе.

Тему равнодушия и его последствий затрагивали в своих рассуждениях многие философы, писатели, общественные деятели. Прочитайте цитаты и ответьте на вопросы.

1. Какие из этих цитат наиболее созвучны мыслям пастора Нимёллера?
2. Согласны ли вы с позицией авторов?
3. Какие из высказываний, по вашему мнению, наиболее точно отражают пагубность безразличия, безучастности, невозмутимости по типу «оставьте меня в покое» к окружающим людям и происходящим событиям?


Слайд11Несмотря на все ужасы тех условий, в которых находились люди на оккупированных территориях, многие не могли оставаться равнодушными. Это и русские семьи, выдававшие еврейских детей за своих, и польские крестьяне, укрывавшие раненых партизан, и немецкие офицеры, спасавшие узников концлагерей, и советские пленные, возглавляющие восстания в лагерях смерти. Имена многих из них неизвестны.

Задание № 7 в рабочем листе.

1. Что объединяет всех этих людей?
2. Как вы думаете, что было самым трудным для принятия решения помогать или нет?
3. Какие вопросы вы могли бы задать этим людям при встрече?


Слайд12Задание.

Посмотрите видеоряд и выполните задания. Ответьте на вопросы.

1. С какой целью по всему миру устанавливаются мемориалы жертвам Холокоста?
2. Согласны ли вы с утверждением немецкого писателя, антифашиста Арнольда Иоганна Бауэра?
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». А.И. Бауэр
3. Как вы понимаете высказывание советского историка и философа Михаила Яковлевича Гефтера?
«Нет геноцида против "кого-то", геноцид всегда против всех». М. Я. Гефтер

Задание.

Приведите аргументы, подтверждающие высказывание «Холокост – преступление против человечества».


Слайд13*Яд ва-Шем — израильский национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма, который находится в Иерусалиме.

Задание. Озвучьте виртуальную экскурсию, используя материалы занятия.

 

 

 


Дополнительные материалы

ФГАОУ ДПО АПК и ППРО: «Методические рекомендации по организации и проведению тематических мероприятий, посвящённых Международному дню памяти жертв Холокоста (27 января)»

Сайт «Центр и Фонд «Холокост»

Сайт «Освободители»

Электронная версия историко-документальной выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение»

Классный час «Подвиг Александра Печерского»