Версия для печати
Пятница, 31 Январь 2020 12:02

2020 год – Год памяти и славы в России

В целях сохранения исторической памяти и в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы.
Сохранение памяти о войне – святой долг каждого российского гражданина.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

  Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «2020 – Год памяти и славы»
для обучающихся 10–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование знаний о значении и роли исторической памяти.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Задание 1.

Проанализируйте высказывания великих людей, выполните задание.

1. Как вы считаете, какая мысль объединяет эти высказывания? Как определяют роль исторической памяти авторы высказываний?
2. Используя представленные высказывания, дайте определение термину «историческая память».
    Историческая память – это ...
3. Какая из представленных цитат вам наиболее близка и почему?
4. Сформулируйте тему нашего классного часа.
5. Назовите цель и задачи нашего занятия.


Слайд2

Задание 2.

Прочитайте Указ Президента РФ, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Объясните, почему сохранение исторической памяти является частью государственной политики РФ.
2. С чем связано принятие решения о проведении Года памяти и славы в России в 2020 году?

Аргументируйте свой ответ.


Слайд3

Задание 3.

Изучите данные таблицы и исследования, выполните задание.

1. Объясните, чем вызвано уменьшение численности населения СССР на начало 1946 года.
2. Проведите оценку полового состава людских потерь СССР в годы Великой Отечественной войны, используя данные исследования РАН.
3. Изучите данную диаграмму и определите, как события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. отразились на демографической ситуации в стране в послевоенные годы.

Сделайте выводы.


Слайд4

Задание 4.

Изучите данные таблицы, рассмотрите изображение и выполните задание.

1. Прокомментируйте данные, представленные в таблице.
2. Сделайте выводы.
3. Подумайте, что может сделать общество и каждый конкретный гражданин страны, для того чтобы продлить и улучшить жизнь вышеназванным категориям россиян.    При ответе на данный вопрос вы можете воспользоваться информацией, размещенной на официальном сайте Мэра Москвы.
4. Готовы ли вы включиться в эти программы поддержки?


Слайд5

Задание 5.

Посмотрите видеофрагмент «Обращение Михаила Тимофеевича Калашникова к защитникам Отечества». К юбилею конструктора. Автор фильма – Лев Роднов.

Прочитайте выступление народного артиста СССР и РСФСР Василия Семеновича Ланового на Уроке Победы, проведенном в рамках Московского международного форума «Город Образования» 29 августа – 1 сентября 2019 года. Выполните задание.

  1. Что объединяет этих людей?
  2. Какие цели и задачи для современной молодёжи обозначили в своих выступлениях Михаил Тимофеевич Калашников и Василий Семёнович Лановой?
  3. Что необходимо сделать для реализации поставленных целей и задач?
  4. В чём заключается фундаментальность фразы Василия Ланового: «Память о Победе мы должны хранить для будущих поколений»? Зайдите на страницу Всероссийского общественного движения Волонтёры Победы.
  5. Как вы можете объяснить, что такое «Эстафета поколений»? Почему эстафета поколений важна для современности и для будущего? Аргументируйте ответ.

Слайд6

Задание 6.

На официальном сайте Министерства обороны РФ размещен уникальный проект «Дорога памяти», призванный увековечить память об участниках Великой Отечественной войны.

Мультимедийный музейный комплекс «Дорога Памяти» 1418 шагов будет возведён на прихрамовой территории Главного храма Вооружённых сил России к знаменательной дате – 75-летию Великой Победы.

Изучите материалы проекта «Дорога памяти».

  1. Объясните, в чём заключается уникальность данного проекта.
  2. Как может общество и конкретный человек принять участие в проекте «Дорога памяти»?
  3. На каких этапах реализации проекта «Дорога памяти» инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны может потребоваться помощь волонтеров? Приведите примеры.

Слайд7

Задание 7.

Прочитайте текст и выполните задание.

1. В чём вы видите важность данного проекта для московских школьников?
2. Установите, какие школы Москвы носят имена героев Советского Союза.
3. Назовите школы, носящие имена героев Советского Союза, вашего района и округа.
4. В рамках данного проекта составьте примерный план мероприятий школы, носящей имя Героя Советского Союза.
5. В каких этапах реализации проекта «Путь героя» вы можете принять участие? Приведите примеры.


Слайд8

Задание 8.

Прослушайте песню из репертуара Иосифа Кобзона «Поклонимся великим тем годам» (музыка Александры Пахмутовой, слова Михаила Львова). 

Выполните задание.

1. Какие чувства вызывает у вас эта песня?
2. Какой смысл вложили авторы песни в своё произведение?
3. Какие строки произведения раскрывают древнее изречение «всегда чти следы прошлого»?
4. Пример: «Выстоял бессмертный Сталинград».