Версия для печати
Среда, 23 Июнь 2021 16:24

Авиаконструктор О. К. Антонов

Олег Константинович Антонов – один из крупнейших советских авиационных конструкторов XX века, создатель Авиационного научно-технического комплекса. Он оставил яркий след в великой истории авиации.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Авиаконструктор О. К. Антонов»
для обучающихся 9–11-х классов  

Вариант проведения занятия: [PDF] [DOCX]
Презентация: [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист): [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям и достижениям, оставившим заметный след в отечественной истории.

Задачи:

  • расширение представлений школьников о достижениях в отечественной военной и гражданской технике;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Олег Константинович Антонов – советский авиаконструктор. Родился 25 января (7 февраля) 1906 года в селе Троицы Московской губернии, в дворянской семье Анны Ефимовны и Константина Константиновича Антоновых. Его прадед, Дмитрий Антонов, был декабристом, близким к Рылееву и поэту Волкову, а дед, Константин Антонов, был связан с передовыми художниками своего времени. В 1912 году переехал в Саратов. В юности увлёкся авиацией, со своими сверстниками создал в Саратове Клуб любителей авиации.

Задание 1.

Прочитайте информацию, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Кто является создателем самолётов с обозначением Ан-?
2. Какие самолёты с этим обозначением вы знаете?
3. Приходилось ли вам летать на самолётах с обозначением Ан-?


Слайд2

В 1925 году О. К. Антонов поступил в Ленинградский политехнический институт (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) на отделение гидроавиации корабельного факультета, окончил его в 1930 году. Олег Константинович продолжает строить и испытывать свои планёры.

Сконструировал свой первый планёр – учебный аппарат под названием «Голубь» (ОКА-1), с которым в 1924 году участвовал во втором слёте планеристов в Коктебеле (Крым).

Луи́ Блерио́ – французский изобретатель, авиатор и предприниматель, основатель авиапредприятий Blériot-Voisin и Blériot Aéronautique. Первый пилот, перелетевший Ла-Манш 25 июля 1909 года, и первый француз, получивший удостоверение пилота.

Задание 2.

Прочитайте фрагмент воспоминания, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание. Объясните смысл выделенной в тексте фразы.


Слайд3

В 1938 году Олег Константинович Антонов работает в должности ведущего инженера по учебно-тренировочным самолётам в КБ имени А. С. Яковлева по личному приглашению главного конструктора. В начале Великой Отечественной войны Антонов получил задание – запустить в серийное производство разработанный им в 1940 году десантный транспортный планёр А-7, который стал широко известным. Десантный планёр А-7 – свободнонесущий моноплан преимущественно деревянной конструкции. В период войны планёры буксировались самолётами с аэродрома к линии фронта, где отцеплялись от самолётов. Затем, бесшумно планируя, они достигали посадочных площадок в тылу врага, осуществляли сброс груза и возвращались назад.

Задание 3.

Рассмотрите изображения в рабочем листе, выполните задание.

1. Изучите изображения и лётно-технические характеристики планёра А-7. На снимке и схеме покажите выделенные в списке характеристики планёра А-7.
2. Сравните размеры планёра А-7 с размером волейбольной площадки, которые составляют 18 метров в длину и 9 метров в ширину. Сделайте выводы.
3. Предположите, где и кем в годы Великой Отечественной войны мог использоваться десантный планёр А-7.

Олег Константинович Антонов – единственный советский авиаконструктор, награждённый медалью «Партизану Отечественной войны». Прокомментируйте этот факт. В чём уникальность этого факта?


Слайд4

С мая 1946 года О. К. Антонов – главный конструктор опытно-конструкторского бюро на авиазаводе в Новосибирске. В эти годы он сконструировал самолёты Ан-2 и другие модели. Многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.

Задание 4.

Рассмотрите изображение на слайде, прочитайте текст, выполните задание.

1. Как зарекомендовал себя самолёт Ан-2?
2. Самолет Ан-2 называли по-разному: «Аннушка», «Воздушный хлебороб», «Крылатый санитар», «Старик Антонов». Объясните эти названия. Как вы их понимаете? Предложите своё название данной модели самолёта.


Слайд5

У Олега Константиновича Антонова была способность сплачивать людей вокруг идеи.

Задание 5.

Проанализируйте высказывания, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Какие личные качества отмечали в О. К. Антонове люди, близко его знавшие?
2. Как эти качества помогли О. К. Антонову реализовать задуманные идеи и планы? Аргументируйте свой ответ. 


Слайд6

Авиаконцерн ГП «Антонов» находится в городе Киеве. В планах компании – ремонт и строительство воздушных судов.

ГП – государственное предприятие.

Задание 6.

Прочитайте и проанализируйте текст, рассмотрите изображение, ответьте на вопросы.

1. Какая продукция выпускалась в стенах ОКБ им. О. К. Антонова?
2. Каково назначение машин, выпущенных ОКБ им. О. К. Антонова?
3. Подумайте, где может использоваться самолёт, изображённый на слайде.

Тяжёлый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» предназначен для доставки войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла страны на театры военных действий (ТВД), перевозки войск между ТВД и внутри тыловых зон, усиления воздушных десантов тяжёлой боевой техникой, доставки грузов силам флотов на океанских ТВД, перевозки тяжёлых и крупногабаритных народнохозяйственных грузов.


Слайд7

О. К. Антонов создал машины, сделавшие его одним из лучших авиаконструкторов транспортных самолётов в мире.

Задание 7.

Прочитайте факты, представленные на слайде. Выполните задание.

1. Проанализируйте факты, сделайте выводы из прочитанного.
2. Объясните, как вы понимаете высказывание О. К. Антонова: «Недостаточно делать самолёты на уровне мировых образцов. Надо быть впереди!»