8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 16 Октябрь 2020 10:17

Битва за Днепр

Битва за Днепр стала одной из основных операций Великой Отечественной войны и длилась с 26 августа по 23 декабря 1943 года. В ходе операции удалось освободить Левобережную Украину, Киев и ряд прилегающих к нему городов.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Битва за Днепр».

Автор: Андрей Николаевич Литовский.

Методические рекомендации к тематическому занятию «Битва за Днепр»
для обучающихся 8–10-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, чувства долга, уважения к историческому наследию России.

Задачи:

  • формирование у обучающихся качеств личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд 1

После поражения под Курском германским командованием был отдан приказ о строительстве оборонительных сооружений на правом берегу Днепра «Восточный вал». Днепр был мощнейшей естественной преградой, которая достигала в ширину 900 и более метров.

Как назывался план летнего (1943 г.) наступления германских войск на восточном фронте под Курском? («Цитадель»)

Задание 1.

Посмотрите видеофрагмент. В рабочем листе выполните задания.


Слайд 2

В немецкие планы входило остановить продвижение советских сил на рубеже так называемого Восточного вала, протянувшегося от Балтийского до Чёрного моря. Гитлер прекрасно понимал, что потеря Украины лишит Третий рейх поставок хлеба, железной руды, угля.

Задание 2.

В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.

2.1. *(Днепровский лиман Чёрного моря; Молочный лиман Азовского моря.)


Слайд 3

Битва за Днепр осенью 1943 года стала одним из крупнейших сражений в истории. С обеих сторон в той битве приняло участие до 4 миллионов человек, а фронт растянулся почти на 750 километров.

Задание 3.

В рабочем листе прочитайте текст и выполните задания.

qr-13.1. Выполните задание по ссылке или воспользуйтесь QR-кодом. 

 

 

 


Слайд 4

«Восточный вал» должен был, по замыслу германского руководства, стать непреодолимым барьером для Красной Армии и остановить её продвижение на запад. «...Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его...», – заявил Гитлер на одном из партийных совещаний в Берлине.

Задание 4.

В рабочем листе прочитайте текст и выполните задания.

4.2. Советские войска превосходили противника по личному составу в 2,1 раза, по танкам – в 1,1, по самолётам – в 1,4 раза и только по орудиям и минометам – в 4 раза.          


Слайд 5

Битва за Днепр по характеру боевых задач и ходу событий делится на два этапа. На первом проведены Черниговско-Полтавская и Донбасская операции, в результате которых советские войска вышли к Днепру; на втором (22 сентября – 23 декабря) советские войска захватили более 20 плацдармов на правом берегу Днепра и провели наступательную и оборонительную Киевские операции 1943, Нижнеднепровскую и Гомельско-Речицкую операции.

Задание 5.

В рабочем листе прочитайте текст и выполните задания.

qr-25.1. Выполните задание по ссылке или воспользуйтесь QR-кодом.

 

 

 


Слайд 6

Битва за Днепр стала редким в истории войн примером столь масштабного и быстрого форсирования такой широкой водной преграды при ожесточённом сопротивлении крупных сил противника.

Задание 6.

Рассмотрите диораму Музея Победы «Форсирование Днепра», в рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.

(Возможна групповая или индивидуальная работа.) 


Слайд 7

В начале сентября наступление Красной Армии развернулось по всей Левобережной Украине, что полностью лишило германское командование возможности маневрировать резервами. В этих условиях оно начало отвод своих войск за Днепр.

Задание 7.

В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.

7.1. плацдармов (Плацдарм – участок местности, захваченный наступающими войсками в ходе форсирования водной преграды или удерживаемый при отходе на её противоположный берег.)

7.2. Ответы: А, В, Д. 


Слайд 8

Сразу после освобождения Киева, 8 ноября 1943 года, советское военное руководство учредило орден Победы, предназначенный для награждения особо отличившихся полководцев.

Первыми высший военный орден получили маршалы Георгий Константинович Жуков и Александр Михайлович Василевский, осуществлявшие координацию фронтов в битве за Днепр.

Задание 8.

В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание. Ответьте на вопросы.

8.2. Выполните задание по ссылке или воспользуйтесь QR-кодом.

qr-38.3. Орден Богдана Хмельницкого.

Какое значение в Великой Отечественной войне имела Битва за Днепр? Как она повлияла на ход дальнейших событий Великой Отечественной войны? 

 

 


 Ссылки на использованный материал: