Версия для печати
Четверг, 23 Январь 2020 00:00

Война Дмитрия Сергеевича Лихачева

Дмитрий Сергеевич Лихачев – один из великих людей ХХ века. Его научное наследие чрезвычайно обширно и разнообразно. Он прожил очень долгую жизнь, в которой были лишения, гонения. Войну Лихачёвы пережили частично в блокадном Ленинграде. После страшной зимы 1941–1942 годов их эвакуировали в Казань.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

  Рекомендации по работе с презентацией к тематическому занятию «Война Дмитрия Сергеевича Лихачева»
для обучающихся 10–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в отечественную историю.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Задание 1.

Справка:

Д. С. Лихачев – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры.

Прочитайте заповеди Дмитрия Сергеевича Лихачева и выполните задание.

1. Что вы можете сказать об авторе этих строк?
2. Что автор говорит о Родине, жизни, добре и любви?
3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.
4. Сформулируйте возможные вопросы к теме «Война Дмитрия Сергеевича Лихачева».


Слайд2

Задание 2.

Прочитайте цитаты о Д. С. Лихачеве, рассмотрите фото на слайде, выполните задание.

1. Что объединяет данные высказывания?
2. Какой смысл вложили авторы цитат в эти строки?
3. Кем стал великий филолог Д. С. Лихачев для всех авторов высказываний?

Аргументируйте свой ответ.

 


Слайд3

Задание 3.

Прочитайте высказывание, выполните задание.

1. Как вы понимаете высказывание известного российского филолога?
2. Какие ценности определял писатель для себя и своих соотечественников?
3. Используя представленное высказывание, назовите обозначенную Д. С. Лихачевым проблему современного общества.

Аргументируйте свой ответ. 


Слайд4

Задание 4.

Справка:

«19 июня 1941 семья Лихачевых отправилась на дачу в Вырицу и вернулась в Ленинград уже после начала войны. В городе шла запись в добровольцы. Дмитрий Сергеевич был зачислен в институтский отряд самообороны и дежурил в Пушкинском доме во время бомбёжек. В 1942 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в 1946 году – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Пушкинский дом – Институт русской литературы Российской академии наук — научное учреждение. Создан 15 декабря 1905 года по инициативе ряда деятелей русской культуры.

Рассмотрите изображение на слайде, прочитайте и проанализируйте текст, выполните задание.

  1. В чём была сложность ситуации конца лета – начала осени 1941 года в Ленинграде?
  2. Какие обязанности были возложены на служащего Пушкинского дома Д. С. Лихачева?

Как вы считаете, с каким риском была связана деятельность известного учёного?


Слайд5

Задание 5.

Изучите и проанализируйте два письма о блокаде Д. С. Лихачева, посмотрите видеофрагмент и выполните задание.

Справка:

«Только в 1992 году мне были присланы копии с двух писем, написанных мною из Казани, где я и моя семья находились осенью 1942 года в эвакуации, моему "содельцу" Валентине Галактионовне Морозовой-Келлер по делу «Космической академии» и кружку И. М. Андреевского. Письма написаны под свежим впечатлением от пережитого в блокаде».

  1. Что объединяет данные письма?
  2. Что значит для учёного Д. С. Лихачева тема войны и блокады? В чём была сложность изложения событий блокады для мыслителя?
  3. Используя фрагменты писем и воспоминаний Д. С. Лихачева, составьте портрет блокадного Ленинграда конца 1941 – начала 1942 гг.
  4. На основании текста писем прокомментируйте объявление.

Охарактеризуйте один день из жизни ленинградца Дмитрия Лихачева и членов его семьи в первую блокадную зиму 1941–1942 гг.


Слайд6

Задание 6.

Рассмотрите изображения на слайде, прочитайте и проанализируйте текст, выполните задание.

1. Как вы считаете, в чём состоит важность приспособления, которое использовали ленинградцы в походах за водой? Объясните, почему в блокадном Ленинграде жителям приходилось ценить каждую каплю воды.
2. Дайте названия каждой из представленных на слайде фотографий.
 


Слайд7

Задание 7.

Справка:
В это тяжёлое время Лихачев не прекращал научную деятельность. В блокадном Ленинграде он написал книгу «Оборона древнерусских городов», увидевшую свет в 1942 году. Позднее, в 1945 году, вышла ещё одна книга, написанная им в годы войны, – «Национальное самосознание Древней Руси».

Прочитайте и проанализируйте тексты, прослушайте аудиозапись «Лихачев о спасительной духовной пище во время блокады Ленинграда», выполните задание.

  1. Как вы считаете, какие черты характера присущи писателю?
  2. Объясните, как вы понимаете слова Д. Лихачева «…дистрофия на работе мозга не сказывалась». Используя фрагменты книги, подтвердите правдивость слов выдающегося учёного-мыслителя.
  3. Используя аудиозапись, объясните, что стало для учёного Дмитрия Лихачева спасением от изнурительного голода в блокадном Ленинграде.
  4. Как вы считаете, с какой целью учёные пишут и издают сборник «Оборона древнерусских городов» в период блокады? Аргументируйте свой ответ.

Слайд8

Задание 8.

Просмотрите материалы слайда, выполните задание.

1. Прокомментируйте материалы слайда. Сделайте выводы о жизни блокадников.
2. Расскажите о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве – жителе блокадного Ленинграда.

Аргументируйте свой ответ.