8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 18 Март 2020 12:37

Международный день родного языка

Сегодня в мире насчитывается около 6000 языков, 80 процентов которых находятся под угрозой исчезновения: каждые 15 дней умирает один язык. Стремительное вымирание и утрата национальных языков, сокращение ореола их применения влечет неизбежное обеднение как российской, так и общемировой культуры. 

В целях сохранения исторической памяти и исторического опыта народа, а также для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был учреждён Международный день родного языка, который отмечается ежегодно 21 февраля.

Авторы: Гульнара Рафаиловна Царева, Татьяна Владимировна Рубаник.

   Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Международный день родного языка»
для обучающихся 5–7-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: формирование ценностного отношения к языку как средству передачи культурного наследия.

Задачи:

  • формирование бережного отношения к родному языку, а также другим языкам мира;
  • воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие;
  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Посмотрите видеоролик.

Ответьте на вопросы, представленные на слайде.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?
 

 


Слайд2

21 февраля отмечается Международный день родного языка. История праздника, к сожалению, имеет очень трагическое начало. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда пакистанские студенты защищали свой родной бенгальский диалект, выступая против насильственно привитого языка урду. Их стремление сделать родной язык государственным не привело к успеху. Четыре человека были расстреляны на площади, где проводился митинг. И всё же после ряда вспышек и недовольств бенгальский язык признали официальным, а значит, борьба за желание общаться на языке, знакомом с детства, была выиграна.

Спустя много лет после этих событий в ЮНЕСКО было принято решение объявить 21 февраля Международным днем родного языка для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Сегодня в мире существует около 6000 языков и 43 процента из них находятся под угрозой исчезновения. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Как вы думаете, какова основная цель Международного дня родного языка? (Сохранение исчезающих языков.)


Слайд3

Язык – это система звуковых и письменных символов, которые используются людьми с целью передачи их мыслей и чувств. Учёные в основном сходятся во мнении, что возник язык примерно около полумиллиона лет тому назад. Однако до сих пор никто из них не может с уверенностью объяснить, как именно произошло его зарождение. Существует легенда о том, что изначально все люди говорили на одном языке. Знаете ли вы эту легенду? Глядя на работы известных художников, постарайтесь вспомнить содержание этой легенды.

Выполните задание.

 


Слайд4

Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия. В языке отражается искусство, литература, история, традиции, чаяния, патриотические чувства нации. Несметные сокровища человеческой мысли и опыта тысячелетиями накапливаются и вечно живут в языке. Любое выражение, пословица или поговорка являются результатом проявления особенностей, своеобразной мудрости того или иного народа. И именно в пословицах и поговорках находит яркое отражение мировоззрение каждого народа.

Как вы думаете, почему в русской традиции говорят «проще пареной репы», а в английской «проще яблочного пирога», в русском «здоров как бык», во вьетнамском «здоров как слон»? Выполните задание.


Слайд5

Язык – это часть культуры, а культура – часть языка. Таким образом, человек, изучающий иностранный язык, подвергается воздействию заложенной в нём культуры. Следовательно, на родной язык накладывается и культура изучаемого языка. При необходимости язык заимствует слова, выражение понятий, свойственных чужому языковому мышлению, из чужой языковой сферы. В русском языке тоже имеется очень много слов, заимствованных из других языков.

Некоторые заимствования освоились языком до такой степени, что их иностранное происхождение вообще перестает восприниматься. Например, знаете ли вы из какого языка заимствованы слова рюкзак, абзац, кнопка, ландшафт?

 

Слайд6
Пройдите по ссылке, выполните задание.

Чтобы узнать о происхождении заимствованных слов, воспользуйтесь QR-кодом.

 

 


Слайд7

Каждый народ – это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. В нашей стране постоянно проживает более 145 млн граждан, которые представляют более 160 национальностей, говорящих на собственных языках. И каждый язык уникален. Большинство языков, на которых говорят в мире, объединены лингвистами в языковые семьи и группы (ветви).

Изучите карту языков России и сопредельных с ней территорий и выполните задание. Распределите языки России согласно языковым семьям, к которым они относятся.

Выполните задание. В каких регионах России языкам угрожает наибольшая опасность?


Слайд8

Россия – страна уникальная с точки зрения количества и разнообразия проживающих в ней народов. Есть в мире более крупные по численности населения страны, но нет такой, где было бы столь велико разнообразие языков, принадлежащих к разным системам и семьям. А объединяет миллионы людей разных национальностей и вероисповеданий русский язык! Являясь государственным языком Российской Федерации, он также является и языком межнационального общения, давая всем возможность прекрасно понимать друг друга, а значит и жить в мире и согласии.

Прочитайте слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Как вы думаете, почему Дмитрий Сергеевич называет язык самой большой ценностью народа? Как вы считаете, нужно ли беречь русскую речь или русскому языку ничего не угрожает?

От чего следует защищать русский язык? (Неуместные заимствования, излишнее использование англицизмов, стилистически сниженная лексика (жаргонизмы, вульгаризмы …) и т. д.).


Слайд9

Сегодня в мире насчитывается около 6000 языков, 80 процентов из которых находятся под угрозой исчезновения: каждые 15 дней умирает один язык. А ведь нередко современная наука об окружающей среде строится на опыте предков, владеющих редкими языками. Умирает язык – умирают и накопленные веками знания говорящего на нём народа. Например, вся мировая гомеопатия существует только благодаря знаниям малых народов. (Только представьте себе, что открытием препарата против ВИЧ первого типа мы обязаны самоанскому языку и его носителям, которые знакомы с лечебными свойствами растения Homalanthus Nutans).

Можно ли разделить языки на «нужные» и «ненужные», «полезные» и «неполезные», «плохие» и «хорошие»?

Каковы причины исчезновения языков? (Глобализация, урбанизация. Изучение большинством более распространённых языков, так как они дают людям возможность получить более престижную работу или возможность переехать в страны с лучшими условиями жизни).


Слайд10

Конечно, во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее они не исчезали настолько быстро, как в XX веке. Сберечь языковую базу большого народа и самой малочисленной народности – очень важная задача, так как с исчезновением даже одного языка лишаются наследия и ценного опыта не только сыны этого народа, но и все человечество в целом.

Прочитайте слова балкарского поэта Кайсына Кулиева. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

Подумайте, что вы потеряете, если исчезнет ваш родной язык? Что бы вы предложили сделать, чтобы спасти языки от исчезновения?