8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 23 Март 2021 10:30

«Если ты честный человек, ты должен». Ополченец Виктор Розов

Виктор Сергеевич Розов – русский советский драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Если ты честный человек, ты должен». Ополченец Виктор Розов»
для обучающихся 10–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в отечественную историю.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Русский советский драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР. Академик Российской академии словесности. Был президентом Российской академии театрального искусства и членом Союза писателей. Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе – сценария к фильму «Летят журавли».

Пьесу «Вечно живые» Виктор Розов написал во время Великой Отечественной войны. Дух патриотизма, пронизывающий это произведение, тогда был особенно актуален. Смысл названия: солдаты, отдавшие жизнь за Родину, будут вечно жить в нашей памяти. По просьбе режиссёра Михаила Константиновича Калатозова Розов написал на основе пьесы сценарий фильма «Летят журавли». В 1958 году фильм «Летят журавли», поставленный Михаилом Калатозовым по сценарию Виктора Розова, получает на Каннском кинофестивале Золотую пальмовую ветвь – первую и по сей день единственную для нашего кино.

Задание 1. Посмотрите видеофрагмент.

Рассмотрите изображения на слайде и в рабочем листе, ознакомьтесь с высказываниями драматурга Виктора Сергеевича Розова, выполните задание.

Прокомментируйте высказывания писателя. Как эти слова характеризуют самого автора?


Слайд2

После начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, В. Розов вступил в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района города Москвы.

Задание 2 (рабочий лист). Прочитайте фрагмент воспоминаний, рассмотрите фотографии и плакаты военного времени, выполните задание.

1. Какое решение принял для себя артист – режиссёр Виктор Розов и его коллеги летом 1941 года?

2. Прокомментируйте слова, выделенные в тексте. Как вы думаете, почему В. Розову запомнился этот эпизод?


Слайд3

8-я дивизия народного ополчения Краснопресненского района города Москвы сражалась с немцами на подступах к городу, на знаменитом Бородинском поле…

Задание 3. Прочитайте воспоминание Виктора Розова, ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, почему противотанковый окоп В. Розов называет «символом бессмысленности»?

2. Как вы понимаете слова, выделенные в тексте?


Слайд4

Задание 4. Рассмотрите изображения на слайде, прочитайте и проанализируйте тексты, выполните задание.

1. Что общего в этих воспоминаниях?

2. Как описывает свой первый бой ополченец Виктор Розов?

3. Опираясь на текст, проведите анализ ситуации, в которой оказались ополченцы под Москвой. Покажите на конкретных примерах из текста трагедию и подвиг ополченцев.

4. Какова была основная задача дивизий народного ополчения под Москвой? Выделите ответ в тексте. В чём была сложность её выполнения?


Слайд5

За несколько месяцев лета и осени самого трудного года Великой Отечественной войны из добровольцев, не подлежащих призыву, в Советском Союзе было сформировано 60 дивизий, 200 отдельных полков и 1755 истребительных батальонов. Понеся невероятно страшные потери, ополченцы не дали врагу прорваться к Москве и Ленинграду.

Задание 5. Рассмотрите карту боевого пути 8-й Московской дивизии народного ополчения. Выполните задание.

1. Обозначьте на карте район гибели 8-й дивизии народного ополчения.

2. Подумайте, в чём заключается подвиг добровольцев-ополченцев под Москвой.


Слайд6

Осенью того же года В. Розов был тяжело ранен.

Задание 6. Рассмотрите изображения на слайде, прочитайте воспоминание и стихотворение Виктора Розова, ответьте на вопросы.

1. О чём пишет умирающий в госпитале боец Виктор Розов?

2. Как соотносятся его воспоминания и строки стихотворения?

3. Как бы вы назвали стихотворение Виктора Розова? 


Слайд8

Из-за тяжёлого ранения почти год проводит в госпиталях, становится инвалидом. Выписан из госпиталя в 1942 году, руководит фронтовой агитбригадой, работает в передвижных фронтовых труппах.

Поступает на заочное отделение Литинститута им. А. М. Горького, в котором с 1958 года руководит семинаром драматургии. С 1973 года – профессор Литинститута.

Задание 7. Процитируйте представленные высказывания о В. С. Розове, рассмотрите изображение на слайде и в рабочем листе, выполните задание.

Слайд71. Виктор Розов глазами современников, какой он? Каким вы увидели Виктора Сергеевича Розова?

2. Посетите сайт «Прогулки по Москве» и установите, какая из трёх отлитых в бронзе фигур изображает Виктора Сергеевича Розова. 
Ответ: крайняя справа.

  


Слайд9

Всероссийский театральный фестиваль «Розовфест» в третий раз пройдёт на сцене Театра юного зрителя им. В. С. Розова. Виктор Сергеевич Розов – драматург и сценарист советской эпохи, с ним связано рождение ТЮЗа в Ярославле. В афише фестиваля представлены лучшие спектакли не только по «розовской» драматургии, но и по произведениям его современников и последователей.

Задание 8. Рассмотрите афишу в рабочем листе и выполните задание.

1. Какая тема объединяет представленные на афише произведения?

2. Обозначьте географию участников Всероссийского театрального фестиваля «Розовфест».


Слайд10

Задание 9. Обсудите в классе несколько наказов, данных Виктором Сергеевичем Розовым юным слушателям, ответьте на вопросы.

Групповая работа

1. Что автор говорит о судьбе, дружбе, труде?

2. Можно ли эти слова считать обращением драматурга к современным поколениям?