Версия для печати
Понедельник, 27 Июль 2020 00:00

Герой Советского Союза Екатерина Зеленко

12 сентября 1941 года старший лейтенант Екатерина Зеленко геройски погибла в воздушном бою. Она стала первой женщиной, совершившей воздушный таран.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

    Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Герой Советского Союза Екатерина Зеленко»
для обучающихся 8–10-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в победу;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1

Екатерина Ивановна Зеленко стала первой женщиной, совершившей воздушный таран в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задание 1 (рабочий лист). Рассмотрите изображение на слайде, прочитайте текст, выполните задание.

1. Объясните, как вы понимаете фразу А. И. Пушкина.
2. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия. Сформулируйте возможные вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить в ходе этого занятия.
 


Слайд2

Екатерина Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корошин ныне Бельского района Ровенской области. Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю легкобомбардировочную авиационную бригаду.

На фото: Курск (начало XX века), Курск (дом, где жила Е. Зеленко), Воронежский авиационный техникум, Оренбургское военное авиационное училище.

Задание 2 (рабочий лист). Прочитайте фрагмент текста, выполните задание.

1. Какие фрагменты текста говорят о том, что Катя ни в чем не уступала мальчишкам, а подчас превосходила их?
2. В чём заключается смысл выделенного в тексте предложения?
3. Завершите предложение «Юная Екатерина Зеленко мечтала летать, потому что…». Поясните свой ответ.

Ответ:… хотела походить на своих старших братьев.


Слайд3

А уже зимой 1939–1940 гг. Е. Зеленко участвует в Советско-финской войне в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка (ВВС 8-й армии) и совершает 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z. За уничтожение артиллерийской батареи и склада боеприпасов противника она была награждена орденом Красного Знамени.

Задание 3 (рабочий лист). Прочитайте фрагменты текстов, изучите изображение на слайде, выполните задание.

1. Что общего в представленных текстах?
2. Какие эпизоды говорят о мастерстве летчицы Екатерины Зеленко?
3. Как вы думаете, какими качествами нужно было обладать летчице Е. Зеленко для того, чтобы управлять многоцелевым одномоторным самолетом P-Z?


Слайд4

В короткие минуты отдыха между боями Екатерина успевала заняться любимыми делами. А главное – написать письма родным.

Задание 4 (рабочий лист). Проанализируйте текст письма, рассмотрите изображение на слайде, выполните задания.

1. Опишите, какой была Катя Зеленко вне боевой обстановки.
2. О каких «гостинцах» пишет Екатерина Зеленко сестре? Что подразумевает летчица под «ворошиловскими килограммами»?
     


Слайд5

С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт).

Задание 5 (рабочий лист). Проанализируйте текст, рассмотрите изображения на слайдах, выполните задание.

1. Опираясь на текст, составьте портрет женщины-командира авиазвена в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
2. Какие тактико-технические характеристики самолета Су-2 помогали Е. Зеленко и ее товарищам успешно выполнять боевые задания?

Слайд6Обучающиеся работают в группах.
3. Приведите в соответствие изображение самолета с его названием. Заполните таблицу, используя информацию, полученную на уроке.

Ответ: 1-Б; 2-В; 3-А.
    

 


Слайд7

12 сентября 1941 года Екатерина Зеленко совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны (Сумская область, Украина) два советских самолёта были атакованы семью немецкими Ме-109.

Задание 6 (рабочий лист). Изучите и проанализируйте текст, рассмотрите изображение на слайде, посмотрите видеофрагмент и выполните задание.

1. Объясните, в чем заключался героизм и мужество боевой летчицы Е. Зеленко в последнем бою. Опишите, каким был последний воздушный бой Е. Зеленко.
2. Объясните, как вы понимаете слова военного плаката «Таран – оружие героев!».


Слайд8

Ещё в ноябре 1941 года командование полка представило старшего лейтенанта Зеленко к званию Героя Советского Союза. За 40 успешных боевых вылетов, 12 воздушных боёв, уничтоженную вражескую технику и ещё за то, что в день 12 сентября 1941 года, оставшись одна против 7 «Мессеров», не вышла из боя, не дрогнула. Екатерину Зеленко наградили орденом Ленина посмертно. Долгое время шли поиски очевидцев воздушного тарана. Очень помогли эти свидетельства установить истину, потому что в ответ на ходатайство однополчан о присвоении Зеленко звания Героя Советского Союза создавались комиссии, давшие категорическое заключение: «Факт тарана не подтверждается». Её комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы, а затем был передан в Оренбургское высшее лётное военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И. С. Полбина.

Задание 7 (рабочий лист). Рассмотрите изображение на слайде, прочитайте текст документа, выполните задание.

1. Какими наградами была награждена летчица Екатерина Зеленко при жизни? Назовите их, используя информацию, полученную на уроке.
2. Каких государственных наград Е. Зеленко была удостоена посмертно?
3. Опираясь на текст Указа, можно ли говорить о том, что награда нашла своего героя? Как вы понимаете фразу «Награда нашла своего героя»?


Слайд9

Задание 8 (рабочий лист). Изучите изображения на слайде, выполните задание.

Используя материалы слайда, расскажите, как сегодня чтут память о легендарной летчице Екатерине Зеленко. Приведите примеры.