8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 25 Ноябрь 2020 15:01

Дважды Герой Советского Союза А. А. Головачев

Александр Алексеевич Головачёв – участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Звания Героя Советского Союза удостоен дважды – 23 сентября 1944 года и 6 апреля 1945 года (посмертно). Имя Александра Головачева навсегда вписано в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Этот человек стал частью истории великой страны.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Дважды Герой Советского Союза А. А. Головачев»
для обучающихся 8–10-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в Победу;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1

Задание 1 (рабочий лист).

Рассмотрите изображения на слайде, посмотрите видеофрагмент, выполните задание.
1. Кому посвящены изображения на слайде?

Практическое задание

2. Установите, в каком округе города Москвы находится улица А. Головачева.
3. Предположите, где, кроме Москвы, расположены памятные места, связанные с именем А. Головачева. Составьте список таких мест.

1. На слайде изображения, посвящённые дважды Герою Советского Союза А. А. Головачеву.
2. В ЮВАО.
3. На родине героя.


Слайд2

Дважды Герой Советского Союза Александр Алексеевич Головачев был одним из талантливых и храбрых командиров Красной армии. Мужественным и щедрым душой человеком.

Задание 2 (рабочий лист).

Прочитайте фрагмент песни, рассмотрите фото на слайде, выполните задание.

Объясните, почему бойцы бригады сложили песню о своём командире. 


Слайд3

Особенно отличилась бригада А. Головачева при прорыве долговременной обороны противника в Верхней Силезии.

Висло-Одерская стратегическая наступательная операция – стратегическое наступление советских войск на правом фланге советско-германского фронта в 1945 году. Началась 12 января, завершилась 3 февраля.

6 марта 1945 года Герой Советского Союза гвардии полковник Головачёв А. А. пал в бою, сражённый осколком вражеского снаряда. Это произошло в Силезии в районе Логау.

 Задание 3 (рабочий лист).

Изучите карту, прочитайте текст, рассмотрите изображение на слайде, выполните задания.

1. Объясните, в чём заключался героизм и мужество гвардейской бригады и её командира А. Головачева. Как Родина оценила эти заслуги?
2. Оцените вклад 23-й гвардейской бригады гвардии полковника Александра Алексеевича Головачева в Великую Победу над фашистской Германией.

Возможна работа в группах. 

3. Отметьте на карте территорию государства, где погиб А. Головачев. О чём говорит этот факт?
4. Прокомментируйте письмо бойцов жене А. Головачева. Подумайте, что пережили бойцы 23-й гвардейской бригады в связи со смертью командира.
5. Рассмотрите документы Головачева на слайде. Объясните, почему они так выглядят. Используя документы, попробуйте установить причину гибели А. А. Головачева.


Слайд4

Успехи и подвиги бригады полковника Головачёва во время Львовско-Сандомирской операции были отмечены присвоением ему звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4659). Вместе с ним были удостоены этого высокого звания ещё 14 воинов бригады.

Львовско-Сандомирская операция (13 июля – 29 августа 1944) – стратегическая военная наступательная операция РККА против войск нацистской Германии и Венгрии во время Великой Отечественной войны с целью освобождения Западной Украины и занятия Юго-Восточной Польши. 

Задание 4 (рабочий лист).

Прочитайте текст, рассмотрите изображение на слайде, выполните задания.

1. Опишите, каким командиром был А. Головачев.
2. Что позволило бойцам бригады А. Головачева быстро форсировать реку Висла? Как вы думаете, в чём заключалась успешность действий бригады А. Головачева во время проведения боевых операций?
3. Используя изображение в рабочем листе, назовите награду, которой был удостоен А. Головачев за участие в Львовско-Сандомирской операции. Кого и за какие заслуги удостаивали таких наград?        


Слайд5

В первые дни нашествия Германии, когда 31-летний А. А. Головачев стал начальником штаба 146-го Богунского горнострелкового полка, его бойцы прикрывали отход 44-й горнострелковой дивизии (в неё входил полк). Противник был намного сильнее. От полка осталась одна рота. Головачев был ранен. Когда горстка горнострелков попала в окружение, он принял решение прорываться к командованию фронтом. В октябре сорок первого капитан Головачев вывел свой отряд к родной Брянщине.

Задание 5 (рабочий лист).

Прочитайте строки письма, изучите изображение на слайде, выполните задание.

Объясните, о чём говорят факты, приведенные в письме героя. Аргументируйте ответ.

Ни один документ не вызывает таких трепетных чувств, как фронтовые письма. В короткие передышки между боями А. А. Головачев старался хоть пару строчек написать родным и в первую очередь маме.

Феодосия Денисовна Головачева потеряла в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. троих сыновей.

Задание 6 (рабочий лист).

1. Проанализируйте тексты писем, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.
2. Опишите, каким был А. Головачев  вне боевой обстановки.
3. Каким сыном был Александр?
4. В чём заключается смысл выделенного в тексте предложения?
5. Какие факты говорят о большой любви Александра к своей матери? Приведите примеры из писем.


Слайд6

А. А. Головачев родился 25 декабря 1909 г. в п. Любохна Дятьковского р-на Брянской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1931 года. В 1926 году окончил профтехшколу. В Советской армии с 1929 года. В 1932 году окончил объединённую военную школу им. ВЦИК. Командовал стрелковыми подразделениями. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и советско-финской войны 1939–1940 гг.

В семье Головачевых из семи человек было шесть коммунистов. Отец А. Головачева всю свою жизнь вел борьбу за защиту интересов товарищей по труду. Александр с самого детства хотел быть похожим на отца.

Задание 7 (рабочий лист).

Рассмотрите изображение на слайде, прочитайте текст, выполните задание.

1. Опишите семью А. Головачева. Подумайте, на кого из членов семьи хотел равняться юный А. Головачев.
2. Покажите на конкретных примерах, как юный Александр шел к достижению своей цели.
3. Чем можно объяснить желание Александра Головачева стать военным? Какие черты характера Александра могли пригодиться ему на военной службе? Поясните свой ответ.


Слайд7

В 2020 году исполнилось 75 лет Великой Победе. В наших сердцах живет герой, который вошел в бессмертие.

Задание 8 (рабочий лист).

Прочитайте строки письма, изучите изображение на слайде, выполните задание.

1. Прокомментируйте текст письма и сделайте выводы.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения. Какой смысл вложил автор стихотворения в свои строки?

Мы помним все... И подвиг тоже помним.
Его глаза, как капельки росы.
Таким остался в памяти навеки,
Он отдал жизнь, чтоб не было войны.
Стоит, как часовой, на страже мира,
Легенда-человек, такой, каков он есть,
И если вдруг проходите вы мимо,
То поклонитесь и отдайте честь.
(В. Байков, преподаватель-организатор ОБЖ, офицер запаса, пос. Любохна)

3. Как вы понимаете словосочетание человек-легенда?