8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 27 Январь 2021 09:46

Хранители мира. Музеи в годы Великой Отечественной войны

Методические материалы посвящены истории спасения и сохранения культурных ценностей музеями в годы Великой Отечественной войны. 

Автор: Камагина Ольга Евгеньевна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа)
«Хранители мира» (Музеи в годы Великой Отечественной войны)
для обучающихся 9–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: формирование ценностного отношения к общественной миссии музеев, их роли в сохранении исторической памяти.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм и возродивших Отечество; чувства гордости за свою страну;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1

Когда говорят о роли музеев в истории и в развитии человеческой цивилизации, часто используют выражения – «хранители времени», «хранители памяти».
- Как вы думаете, почему?
- Исчерпывается ли миссия, назначение музея его ролью «хранителя»?
- *Встречалось ли вам выражение «хранители мира»? (В индуизме, эпизод «Звездных войн», компьютерная игра.)
- В чём, по вашему мнению, состоит истинная ценность музейного экспоната?
- Почему, создавая или обновляя экспозиции, сотрудники музеев изучают статистические данные о посетителях музея, создают так называемый «портрет посетителя»?

Ежегодно в Москве проводится «Интермузей» – единственный в мире масштабный музейный фестиваль, в котором участвуют сотни российских и зарубежных музеев.

«Хранители мира» – тема XXII Фестиваля – была посвящена 75-летию Великой Победы в Год памяти и славы, объявленному в Российской Федерации в 2020 году.
- Как вы думаете, почему организаторы Фестиваля выбрали именно такую формулировку темы?
- Как вы понимаете словосочетание «хранители мира»?


Слайд2

В 2020 году впервые за свою историю «Интермузей» проходил в онлайн-формате, тем самым в условиях пандемии была предоставлена возможность посещения виртуального выставочного зала сотням тысячам зрителей.

Задание.
Посмотрите фрагмент видеоролика к открытию Фестиваля, обратите внимание на цифры.
- О чём они говорят? Когда началась эвакуация музеев?
- Сколько фондохранилищ было создано?
- Сколько музеев нашей страны было разрушено и разграблено захватчиками?

Видеоролик «Открытие Фестиваля».


Слайд3

В интерактивной музейной выставке «Интермузей-2020» были представлены коллективные и индивидуальные стенды музеев, где рассказывалось о работе музеев по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия во время боевых действий и сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

Задание.
Все участники «Интермузея-2020» представили короткие видеоматериалы о музеях в годы Великой Отечественной войны. Посмотрите три видеоролика.
- Что их объединяет?
- Предположите, как сложилась судьба музеев в годы войны.
- Что вы можете сказать о людях, сумевших в невероятно тяжёлых условиях сохранить музейные коллекции?

https://www.youtube.com/watch?time_continue=29&v=Mk4g-2VZ3ew&feature=emb_logo (Государственная Третьяковская галерея)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=yngBjqrIQVk&feature=emb_logo (Государственный Эрмитаж)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=yELdkPIMSO0&feature=emb_logo (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина)


Слайд4

В 2020 году Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина был представлен проект «Другая война».

Задание.
Перейдите по ссылке https://1941-1945.pushkinmuseum.art/ на первую страницу проекта. Откройте раздел «О проекте». Найдите в тексте ответы на вопросы.
- Из каких разделов состоит проект «Другая война»?
- Кем создан этот проект? Какова цель его создания? В чём его особенности? 

*Предположите, почему авторы назвали свой проект «Другая война».        


Слайд5

Ознакомьтесь с материалами раздела «Взгляд».
- Что, на ваш взгляд, отличает этот музейный ресурс?
- Можно ли назвать его обычным, традиционным? Поясните свой ответ.

Варианты заданий (выбор обучающихся или педагога).
1. Посмотрите видеосюжеты о жизни музея с 1941 по 1946 год. Чем отличаются эти сюжеты, что их объединяет? Что в деятельности музея осталось неизменным?
2. Познакомьтесь с «Деталями». Какая из «деталей» произвела на вас наибольшее впечатление?
3. Прослушайте серию подкастов «Люди» (при ограниченном времени – подкаст «Жизнь» (7.48-11.00). Как бы вы теперь ответили на вопрос, почему проект ГМИИ назван «Другая война»?
4. Познакомьтесь с цифрами и пройдите тест «Что будет дальше».

Согласны ли вы с утверждением, что в годы Великой Отечественной войны сотрудникам Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина удалось сохранить его ценные коллекции? Или было сделано нечто БОЛЬШЕЕ? Поясните свой ответ.


Слайд6

К сожалению, судьба Музея изобразительных искусств – не исключение, она типична. Культурные ценности нашей страны, музеи, библиотеки, архивы подверглись разграблению и уничтожению, часть погибла в сложнейших условиях эвакуации.

С 1992 года специалистами Министерства культуры Российской Федерации было начато издание «Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», где публикуется реестр потерь, понесённых российскими музеями, библиотеками и архивами в минувшей войне.

Задание.
Познакомьтесь с материалами «Культурные ценности – жертвы войны» на сайте Министерства культуры Российской Федерации http://lostart.ru/ru/.
Найдите в тексте статьи статистические данные, подтверждающие масштабность эвакуации культурных ценностей.
- Что осложняло эвакуацию? Назовите не менее трёх факторов.


Слайд7

Задание.
Познакомьтесь с данными таблицы на слайде и выполните задание по ссылке.

https://learningapps.org/watch?v=pmzauacon21

 

qr-1 

 

 

 

 


Слайд8

Как бы вы сейчас ответили на вопрос, почему музеи – «хранители мира»?