Версия для печати
Вторник, 09 Март 2021 10:44

Муса Джалиль – поэт, герой

Муса Джалиль – татарский поэт, воспевший свободу и мужество. Он страстно любил жизнь и Родину, до последнего вздоха боролся за свои идеалы.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Муса Джалиль – поэт, герой»
для обучающихся 9–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в Победу;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1

Один из самых узнаваемых символов города Казани – памятник Мусе Джалилю у стен Казанского кремля. Это монументальный комплекс, установленный в 1966 году на площади 1 Мая в Казани в память о Герое Советского Союза, татарском поэте-патриоте Мусе Джалиле, участнике антифашистского подполья, казнённого в нацистской тюрьме Плётцензее в 1944 году.

Задание 1 (рабочий лист). Рассмотрите изображение на слайде и выполните задание.

1. Кому посвящён один из самых узнаваемых символов города Казани?
2. Используя материалы занятия, укажите на карте города место, где установлен памятник, изображенный на слайде. Объясните, почему именно в этом месте города был установлен памятник поэту.
3. Что представляет собой этот памятник? (Монументальный комплекс, состоящий из трёх основных частей: площадки – стилобата, скульптуры и гранитной стенки.)
4. В чём состоит идейно-образный замысел динамичной композиции? (Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Поэт как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки.)
5. Что выражают обнаженная по пояс фигура, гордо поднятая голова и непреклонный решительный взгляд? (Мужество, стойкость, нравственную силу и героизм.)


Слайд2

Муса Залилов родился в деревне Мустафино близ Оренбурга, учился в Оренбурге, затем в Казани, в Московском университете. Перед войной Муса Джалиль – уже известный поэт, председатель правления Союза писателей Татарии. В 1934 году вышли два сборника Джалиля «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы» (посвящён теме комсомола). Очень много он работал с поэтической молодёжью.

Задание 2 (рабочий лист). Проанализируйте отрывки стихов Мусы Джалиля и выполните задания.

1. Что вы можете сказать об авторе этих строк?
2. Что автор говорит о молодости, жизни и Родине?


Слайд3

Татарскому писателю исполнилось тридцать пять, когда грянула Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Он отправляется на фронт в первых рядах добровольцев. На фронте сначала его распределяют в конную разведку, но когда командование узнало, что Джалиль – писатель, то направило его военным корреспондентом и политруком во Вторую Ударную армию. На Волховском фронте Джалиль работает в армейской газете «Отвага». В годы войны творчество Мусы Джалиля поднялось на новую ступень. Он активно работал над стихами, быстро их переписывал, обычно в двух экземплярах, и отправлял в тыл, подлинники просил беречь.

Задание 3 (рабочий лист). Прочитайте письма Мусы Джалиля с фронта, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Что общего в представленных фрагментах писем?
2. Изучите названия стихотворений, упомянутых автором в письмах. Расскажите, о чём писал поэт М. Джалиль на фронте. Что волновало поэта?
3. Изучите почтовую карточку, изображённую в рабочем листе. Используя изображение на слайде, установите, кому оно адресовано. Каким предстает автор письма вне боевой обстановки?
4. В чём состоит ценность писем Мусы Джалиля, отправленных с фронта?


Слайд4

В конце июня 1942 года тяжелораненый писатель попал в плен.

Муса Джалиль, как и тысячи попавших в плен солдат, оказался на территории Польши. Будучи в плену, он продолжает писать стихи о войне, о зверствах, свидетелем которых стал, о трагизме положения и свободе, передавая их на волю при любой удобной возможности. Одним из таких стало стихотворение «Варварство».

Задание 4 (рабочий лист). Рассмотрите изображение на слайде, послушайте стихотворение «Варварство», выполните задание.

1. Какому событию посвящено это произведение? Объясните, почему стихотворение имеет такое название?
2. Какой смысл вложил автор стихотворения в эти строки?
3. Какие чувства и эмоции вызывают у вас стихотворение «Варварство» и изображение на слайде?     


Слайд5

В концлагере под польским городом Радом Муса вступил в легион «Идель-Урал». Гитлеровцы собирали в отряды высокообразованных представителей неславянских наций с целью вырастить сторонников и распространителей фашистской идеологии. Там же в неволе Муса Джалиль вел широкую подпольную деятельность. Эффективность подпольщиков была невероятной. Легион «Идель-Урал» так и не стал полноценной боевой единицей. Его батальоны поднимали восстания и уходили к партизанам, легионеры группами и поодиночке дезертировали, пытаясь добраться до расположения частей Красной Армии. Там, где гитлеровцам удалось не допустить прямого мятежа, дела шли также неважно – немецкие командиры докладывали, что бойцы легиона не в состоянии вести боевые действия. В итоге легионеров с Восточного фронта перебрасывали на Запад, где они тоже себя толком не проявили. (Источник: газета «Стерлитамакский рабочий», август 2014 года)

Задание 5 (рабочий лист). Рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. В чём заключалась сложность подпольной работы Мусы Джалиля?
2. Считаете ли вы, что своими действиями подпольная группа М. Джалиля приближала Великую Победу?


Слайд6

Однако гестапо вычислило подпольщиков, и в августе 1943 года все руководители подпольной организации, включая Мусу Джалиля, были арестованы. Это произошло всего за несколько дней до начала общего восстания легиона «Идель-Урал». За участие в подпольной организации Муса был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине. 

Задание 6 (рабочий лист).  Послушайте стихотворение «Палачу», рассмотрите картину на слайде, выполните задание.

1. В чём основной смысл стихотворения «Палачу»?
2. Какими чувствами проникнуто это стихотворение? В чём заключается «живая» сила строк этого произведения?
3. Согласны ли вы, что поэты-фронтовики точнее передают смысл строк стихотворения военного корреспондента М. Джалиля?
4. Опишите, каким изобразил художник Харис Якупов поэта Мусу Джалиля на своей картине «Перед приговором»? Какой момент запечатлел художник? Согласны ли вы с утверждением, что образ поэта на картине созвучен его бессмертным строкам: «Не преклоню колен, палач, перед тобою, Не преклоню колен, палач, перед тобою, Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час – умру. Но знай, умру я стоя, хотя ты голову отрубишь мне, злодей»?


Слайд7

В гитлеровских застенках Муса Джалиль написал сотни стихов. Вершиной его поэтического творчества стала «Моабитская тетрадь». Муса Джалиль оставил после себя несколько тетрадей. Известно о существовании по меньшей мере трёх. Написаны они были латинским, арабским и русским шрифтами. Первая моабитская самодельная записная книжка размером 9,5х7,5 см содержит 60 стихотворений. Второй моабитский блокнот – тоже самодельная записная книжка – размером 10,7х7,5 см содержит 50 стихотворений. Третья рукопись исчезла.

Задание 7 (рабочий лист). Изучите отрывки воспоминаний, изображение на слайде, выполните задание.

1. Какие факты говорят о высоком авторитете Мусы Джалиля в неволе?
2. Что помогало М. Джалилю жить и оставаться человеком в тюрьме?
3. Согласны ли вы с утверждением, что в неволе оружием Мусы Джалиля стало слово? Поясните свой ответ.


Слайд8

Цикл стихов, написанный им в плену – тетрадь, которая сыграла главную роль в «открытии» поэтического подвига Мусы Джалиля и его товарищей, была сохранена участником антифашистского сопротивления, бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь А. Тиммермансу, попросив передать её на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы А. Тиммерманс отнёс тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки поэту К. М. Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. М. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году. В 1956 году поэт посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Задание 8 (рабочий лист). Рассмотрите изображение на слайде, изучите указ, размещённый на сайте Государственной публичной исторической библиотеки России, выполните задание.

1. Благодаря кому имя Мусы Джалиля стало символом преданности Родине? Для ответа воспользуйтесь материалами занятия. 
2. Используя текст указа, перечислите основания для присвоения звания Героя Советского Союза поэту Мусе Джалилю. Предположите, почему указ вышел в 1956 году.
3. Используя изображение на слайде и материалы задания, расскажите, как Родина оценила заслуги Мусы Джалиля.


Слайд9

Имя поэта-героя знает сегодня весь мир.

Задание 9 (рабочий лист). Изучите изображения на слайде, прочитайте высказывание руководителя Татарстана, выполните задание.

1. Объясните, какой смысл вложил автор в свое высказывание.
2. Используя изображение на слайде, объясните, как современные поколения чтут память о легендарном поэте.
3. Используя материалы сайта, опишите проведение Дня «Моабитских тетрадей». Чем примечателен этот день для современной истории?
4. Известно, что в Москве почитают имя поэта-героя. В городе установлен памятник поэту. Назовите места столицы, связанные с именем Мусы Джалиля. (ГБОУ города Москвы № 1186 имени Мусы Джалиля. В ЮВАО. Улица Мусы Джалиля в ЮАО города Москвы.)


Слайд10

Дополнительное задание

Задание 10. Используя материалы сайта Национального музея Республики Татарстан, побывайте в Музее-квартире Мусы Джалиля и изучите подлинные экспонаты, рассказывающие о казанском периоде жизни поэта-героя. Какие из них вызвали у вас наибольший интерес?