golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 19 Декабрь 2019 00:00

Поход полковника Карягина против персов

«В то время, когда на полях Европы росла слава императора Франции Наполеона, а русские войска, сражавшиеся против французов, совершали новые подвиги во славу русского оружия, на другом конце света, на Кавказе, те же русские солдаты и офицеры вершили не менее славные дела. Одну из золотых страниц в истории кавказских войн вписал полковник 17-го егерского полка Карягин и его отряд». (Михаил Гололобов, «Поход отряда полковника Карягина»)

Методические материалы посвящены одному героическому, но мало известному эпизоду Русско-персидской войны 1804–1813 гг.

Автор: Шишкин Сергей Валерьевич

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Поход полковника Карягина против персов»
для обучающихся 10–11-х классов 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цели: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине; формирование активной гражданской позиции, положительного отношения к истории Вооружённых сил РФ, к службе в армии.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей – патриотизма, чувства сопричастности судьбе своей страны, своего народа, уважения к истории Отечества;
  • расширить представление обучающихся об истории Российской армии;
  • формировать у обучающихся положительную нравственную оценку героических событий отечественной истории;
  • развивать умение анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, источниках информации; аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Велик, но малоизвестен в России подвиг отряда русских войск под командованием полковника Павла Михайловича Карягина в ходе Русско-персидской войны 1804–1813 годов. Многие современники сравнивали его со сражением 300 спартанцев против несметных войск Ксеркса I при Фермопилах.

Посмотрите видеофрагмент. Выполните задание 1 (рабочий лист). Ответьте на вопросы.

1. Рассмотрите карту боевых действий Русско-персидской войны 1804–1813 гг. и прочитайте описание ситуации, сложившейся в июне 1805 года на Кавказе.

2. Оцените соотношение сил и положение русских войск и персов.

3. Что вам известно о событиях Русско-персидской войны 1804–1813 годов?


Слайд2

 Посмотрите видеофрагмент. Выполните задание 2 (рабочий лист). Ответьте на вопросы.

1. Рассмотрите схему построения в каре.
Эту тактику применил полковник Карягин для отражения первой атаки кавалерии персов (3000 сабель).

2. Как вы считаете, почему Карягин применил именно такое построение своих войск для отражения атаки?

 


Слайд3

Несмотря на непрекращающиеся атаки, отряд Карягина прошёл ещё 14 верст и встал укреплённым лагерем, так называемым вагенбургом* или, по-русски, гуляй-городом, когда линия обороны выстраивается из обозных повозок.

Выполните задание 3 (рабочий лист). Ответьте на вопросы.

1. Прочитайте выдержки из документов и описаний участников похода.

2. Охарактеризуйте положение отряда под командованием полковника Карягина и действия его солдат и офицеров.

*Вагенбург – укрепление из повозок военного обоза, располагавшихся прямоугольником, кругом или полукругом.


Слайд4

Пользуясь тем, что там все ещё спали, не помышляя о близости русских, Карягин сделал залп из орудий, разбил железные ворота и, кинувшись на приступ, через десять минут овладел крепостью.

Посмотрите видеофрагмент. Выполните задание 4 (рабочий лист). Ответьте на вопросы.

Прочитайте текст с описанием солдат и офицеров 17-го егерского полка времён Русско-персидской войны 1805–1813 гг.

1. Как вы понимаете выделенную фразу (И в бой шла крепкая сила, стойкое «солдатство» …)?

2. Согласны ли вы с утверждением, что именно это качество являлось залогом побед русского оружия?

3. Можно ли утверждать, что биография полковника Карягина типична для офицера эпохи Суворова и Кутузова? Аргументируйте свой ответ.


Слайд5

7 июля в 22 часа Карягин выступил из крепости Шах-Булах на штурм следующей, ещё большей крепости.

Выполните задание 5 (рабочий лист). Ответьте на вопросы.

Прочитайте описание одного эпизода из рейда отряда полковника Карягина.

Как вы можете прокомментировать данный поступок русских солдат 17-го егерского? 

 


Слайд6

Мужество небольшого русского отряда под руководством Карягина спасло Грузию от захвата и разграбления персами. Отвлекая на себя силы персидской армии, Карягин дал возможность Цицианову собрать силы и начать наступление.

Выполните задание 6 (рабочий лист). Ответьте на вопросы.

1. Прочитайте данные об отряде Карягина на момент встречи с противником на речке Аскерани и в конце рейда. Используя эти данные, постарайтесь определить значение рейда полковника Карягина.

2. Можно ли считать действия русских солдат и офицеров подвигом?


Слайд7

Прочитайте высказывание начальника Военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа, военного историка, генерала от кавалерии Василия Александровича Потто о полковнике Павле Михайловиче Карягине:

«Пораженное его богатырскими подвигами, боевое потомство придало личности Карягина величаво легендарный характер, создало из него любимейший тип в боевом кавказском эпосе».

Выполните задание 7 (рабочий лист). Ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, чем полковник Карягин заслужил такую характеристику?

2. Можно ли сказать, что рейд отряда полковника Карягина подтвердил принцип великого полководца Александра Васильевича Суворова – «Воевать не числом, а умением!»?

3. Многие современники сравнивали этот поход отряда полковника Карягина со сражением 300 спартанцев против несметных войск Ксеркса I при Фермопилах. Согласны ли вы с этим выражением? Обоснуйте свой ответ.


Слайд8

В русской истории героизм русского отряда Карягина – совсем не единичный случай.

Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы.

1. Что объединяет подвиги русских солдат разных времён, показанные в ролике?

2. Можно ли утверждать, что во все времена для русского солдата слова «Родина», «честь», «благородство», «достоинство» были и остаются не пустыми словами? Обоснуйте свой ответ.