8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru

Среда, 02 Сентябрь 2020 00:00

Прожил войну дважды

В 2020 году исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых прославленных и талантливых советских кинорежиссеров XX века Сергея Федоровича Бондарчука, которому довелось пройти солдатом всю Великую Отечественную войну 1941–1945 годов.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Прожил войну дважды»
для обучающихся 9–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в победу и в развитие отечественного искусства;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.


Слайд1

В 2019 году исполнилось 60 лет со дня выхода на экраны страны фильма «Судьба человека», и в 2020 году исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых прославленных и талантливых советских кинорежиссёров XX века Сергея Федоровича Бондарчука, создавшего эту картину.

На слайде вы видите афишу картины.

Задание 1.

Посмотрите видеофрагмент, рассмотрите фото на слайде, выполните задание.  


Слайд2

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в украинской деревне Белозерка. Его мать Татьяна Бондарчук работала в колхозе, а отец Фёдор Бондарчук был рабочим. Ещё в школе будущий режиссёр мечтал стать актёром и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях. В 1938 году Сергей Бондарчук закончил школу. Отец хотел, чтобы он стал инженером, однако Бондарчук решил поступить в театральный институт. Он не смог поступить, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение. Он получил высшую оценку от преподавателя актёрского мастерства Алексея Максимова и стал студентом Ростовского театрального училища. Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел – в 1941 году началась Великая Отечественная война. Сергей Фёдорович прошел всю войну солдатом, участвовал в боях на Северном Кавказе, воевал под Грозным, Армавиром, Моздоком, получил медали и боевые ордена, в том числе «За оборону Кавказа», демобилизовался только в январе 1946 года.

Задание 2 (рабочий лист).

Рассмотрите изображения на слайдах, выполните задание.


Слайд3

С. Бондарчук после войны поступил во ВГИК на актёрский курс Сергея Герасимова, где был одним из лучших студентов. В 1956 году Михаил Шолохов опубликовал в газете «Правда» рассказ «Судьба человека». Вскоре Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. В произведении М. А. Шолохова «Судьба человека» повествуется о солдате Великой Отечественной войны Андрее Соколове. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом и веру в светлое будущее, но его волевой характер не дал ему сломаться. Встреча с осиротевшим мальчишкой наполняет его жизнь новым смыслом. Андрей меняется, учится жить снова, ищет причины для продолжения жизни. Исполнение артиста услышал сам М. Шолохов.

Задание 3 (рабочий лист).

Прочитайте фрагменты текстов, рассмотрите фото, выполните задание. 


Слайд4

Бондарчук долго не мог получить разрешение на съемки. В Союзе кинематографистов его считали хорошим актером, но не думали, что он сможет сам снять достойный фильм.

Задание 4 (рабочий лист).

Проанализируйте высказывания, рассмотрите фото на слайде, выполните задание. 
        


Слайд5

Ленинская премия – в СССР одна из высших форм поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры.

Задание 5 (рабочий лист).

Изучите карту, приведенные ниже факты и изображения на слайдах. Ответьте на вопросы, выполните задания.

Слайд6Возможна работа обучающихся в группах.

Несмотря на сжатые сроки производства фильма, съёмки проходили в разных городах – от Воронежа до Калининграда.
     

 

 


Слайд7

Изучите фотоматериалы, посмотрите видеофрагмент, выполните задание.

Задание 6 (рабочий лист).

Возможна работа обучающихся в группах.

 


Слайд8

Урюпинск – город в России, административный центр Урюпинского района Волгоградской области. Самый западный город области, расположен в 340 км к северо-западу от Волгограда, на левом берегу Хопра.

Задание 7 (рабочий лист).

Прочитайте высказывания, рассмотрите изображения на слайде и в рабочем листе, выполните задание.

Американская и французская афиши фильма.
Послевоенная жизнь главного  героя фильма была связана с Урюпинском.