Поля ратной славы Отечества – места величайших в истории битв, они хранят нерасторжимую связь времён и героических поколений русского воинства.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Ратные поля России».
Автор: А. Н. Литовский.
Методические рекомендации к тематическому занятию «Ратные поля России»
для обучающихся 8–10-х классов
Вариант проведения занятия: [PDF] [DOCX]
Презентация: [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист): [PDF] [DOCX]
Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, чувства долга, уважения к историческому наследию России.
Задачи:
- формирование у обучающихся качеств личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
- формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
- развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.
Хочу вам, братья, поведать о брани недавней войны, как случилась битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем…
Источник: Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века
из собрания Государственного Исторического музея. – М., 1980.
• О какой битве пойдёт речь в «Сказании о Мамаевом побоище»?
• Поясните значение слова «сказание».
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)
Задание 1. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.
1.1. Ханская грамота, которая выдавалась русским князьям и подтверждала их право на княжение.
1.2. Ответ: А-1, Б-2, В-3, Г-5.
И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!»
Источник: Задонщина. Памятники литературы Древней Руси.
XIV – середина XV века / Пер. Л. А. Дмитриева. – M., 1981. – С. 96–111.
Задание 2. Посмотрите видеоролик. В рабочем листе ответьте на вопросы.
В грозный час опасности, нависшей над русской землёй, князь Дмитрий проявил исключительную энергию в организации отпора Золотой Орде. По его призыву стали собираться воинские отряды, ополчения крестьян и горожан. Вся Русь поднялась на борьбу с врагом.
Задание 3. В рабочем листе прочитайте текст. Выполните задание, перейдяпо ссылке или воспользовавшись QR-кодом.
• Какие ещё легендарные ратные поля можно поставить в один ряд с Куликовским полем?
• Какие великие сражения Отечественной истории, сопоставимые с Куликовской битвой, вы можете назвать?
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
• О какой битве идёт речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова?
Задание 4. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задания.
4.1. Выполните задание, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-кодом.
4.2. Посмотрите видеоролик. В рабочем листе ответьте на вопросы.
Ко времени Бородинского сражения армия М. И. Кутузова насчитывала 126 тыс. солдат и офицеров. Количество орудий до 640.
Наполеон ещё во время двухдневного отдыха армии в Гжатске 21–22 августа (2–3 сентября) приказал произвести перекличку «всем находившимся под ружьём». В строю оказалось около 135 тыс. человек при 587 орудиях.
Задание 5. В рабочем листе выполните задания.
5.1. Используя материалы сайта История. РФ, выполните задания в рабочем листе.
Ответ: 1, 3, 5, 6.
5.2. Прочитайте высказывания участников Бородинского сражения и знаменитых соотечественников о сражении. Ответьте на вопросы.
В годы Великой Отечественной войны на Бородинском поле вновь решалась судьба России. Враг рвался к Москве. В ходе ожесточённых боёв войскам Красной армии удалось значительно задержать превосходящие силы противника, что стало героической страницей прославленного ратного поля. Но в Великую Отечественную войну стало значимым Прохоровское поле.
12 июля – памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.
Под Прохоровкой Красная армия потеряла 500 из 800 танков, а немецкие войска – 300 из 400 (по немецким данным, 80–100). Для вермахта такие потери оказались трудновосполнимыми.
• Какой процент потерь бронетехники был с обеих сторон?
Красная армия – 60%, немецкие войска – 75%.
Задание 6. Посмотрите видеоролик. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задания.
6.1. Выполните задание, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-кодом.
5 августа 1943 года в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орел и Белгород. Этот салют был первым во время Великой Отечественной войны.
Задание 7. В рабочем листе рассмотрите карту и выполните задание.
7.1. Ширина Курского плацдарма – около двухсот, глубина – до 150 километров.
7.2. Генералы армии К. К. Рокоссовский и Н. Ф. Ватутин.
7.3. На юго-восток.
В истории страны Прохоровское поле называют Третьим ратным полем России наряду с Куликовым и Бородинским.
Задание 8. В рабочем листе выполните задание.
8.1. – четыре года войны;
– установлены бюсты трём полководцам Донскому, Кутузову, Жукову.
8.2. танк Т-34.
8.2.1. М. И. Кошкин.
8.2.2. * 19 декабря 1939 года.
8.3. Выполните задание, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-кодом.
• Согласны ли вы с утверждением, что поля ратной славы Отечества хранят связь времён, символизируют преемственность российской боевой доблести и героических поколений русского воинства? Аргументируйте свой ответ.
Дополнительная информация:
- Крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.
- Куликовская битва. 1380 г.
- Первый салют 1943 год.
- Памятник Победы «Звонница».
- 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год).
- Курская битва