8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 28 Май 2021 16:49

Ратные поля России

Поля ратной славы Отечества – места величайших в истории битв, они хранят нерасторжимую связь времён и героических поколений русского воинства.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия «Ратные поля России».

Автор: А. Н. Литовский.

Методические рекомендации к тематическому занятию «Ратные поля России»
для обучающихся 8–10-х классов  

Вариант проведения занятия: [PDF] [DOCX]
Презентация: [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист): [PDF] [DOCX]

Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, чувства долга, уважения к историческому наследию России.

Задачи:

  • формирование у обучающихся качеств личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Хочу вам, братья, поведать о брани недавней войны, как случилась битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем…

Источник: Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века
из собрания Государственного Исторического музея. – М., 1980.


• О какой битве пойдёт речь в «Сказании о Мамаевом побоище»?
• Поясните значение слова «сказание».

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Задание 1. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задание.

1.1. Ханская грамота, которая выдавалась русским князьям и подтверждала их право на княжение.
1.2. Ответ: А-1, Б-2, В-3, Г-5.


Слайд2

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!»

Источник: Задонщина. Памятники литературы Древней Руси.
XIV – середина XV века / Пер. Л. А. Дмитриева. – M., 1981. – С. 96–111.

Задание 2. Посмотрите видеоролик. В рабочем листе ответьте на вопросы.


Слайд3

qr-3

В грозный час опасности, нависшей над русской землёй, князь Дмитрий проявил исключительную энергию в организации отпора Золотой Орде. По его призыву стали собираться воинские отряды, ополчения крестьян и горожан. Вся Русь поднялась на борьбу с врагом.

Задание 3. В рабочем листе прочитайте текст. Выполните задание, перейдяпо ссылке или воспользовавшись QR-кодом.

• Какие ещё легендарные ратные поля можно поставить в один ряд с Куликовским полем?
• Какие великие сражения Отечественной истории, сопоставимые с Куликовской битвой, вы можете назвать? 


Слайд4

qr-4

… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
                            М.Ю. Лермонтов «Бородино»


• 
О какой битве идёт речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова?

Задание 4. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задания.

4.1. Выполните задание, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-кодом.
4.2. Посмотрите видеоролик. В рабочем листе ответьте на вопросы.


Слайд5

Ко времени Бородинского сражения армия М. И. Кутузова насчитывала 126 тыс. солдат и офицеров. Количество орудий до 640.

Наполеон ещё во время двухдневного отдыха армии в Гжатске 21–22 августа (2–3 сентября) приказал произвести перекличку «всем находившимся под ружьём». В строю оказалось около 135 тыс. человек при 587 орудиях.

Задание 5. В рабочем листе выполните задания.

5.1. Используя материалы сайта История. РФ, выполните задания в рабочем листе.
Ответ: 1, 3, 5, 6.

5.2. Прочитайте высказывания участников Бородинского сражения и знаменитых соотечественников о сражении. Ответьте на вопросы.

В годы Великой Отечественной войны на Бородинском поле вновь решалась судьба России. Враг рвался к Москве. В ходе ожесточённых боёв войскам Красной армии удалось значительно задержать превосходящие силы противника, что стало героической страницей прославленного ратного поля. Но в Великую Отечественную войну стало значимым Прохоровское поле.


Слайд6

qr-8

12 июля – памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.

Под Прохоровкой Красная армия потеряла 500 из 800 танков, а немецкие войска – 300 из 400 (по немецким данным, 80–100). Для вермахта такие потери оказались трудновосполнимыми.

• Какой процент потерь бронетехники был с обеих сторон?
Красная армия – 60%, немецкие войска – 75%.

Задание 6. Посмотрите видеоролик. В рабочем листе прочитайте текст и выполните задания.

6.1. Выполните задание, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-кодом.


Слайд7

5 августа 1943 года в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орел и Белгород. Этот салют был первым во время Великой Отечественной войны.

Задание 7. В рабочем листе рассмотрите карту и выполните задание.

7.1. Ширина Курского плацдарма – около двухсот, глубина – до 150 километров.
7.2. Генералы армии К. К. Рокоссовский и Н. Ф. Ватутин.
7.3. На юго-восток.


Слайд8

qr-8

В истории страны Прохоровское поле называют Третьим ратным полем России наряду с Куликовым и Бородинским.

Задание 8. В рабочем листе выполните задание.

8.1. – четыре года войны;
– установлены бюсты трём полководцам Донскому, Кутузову, Жукову.

8.2. танк Т-34.
8.2.1. М. И. Кошкин.
8.2.2. * 19 декабря 1939 года.

8.3. Выполните задание, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-кодом.

• Согласны ли вы с утверждением, что поля ратной славы Отечества хранят связь времён, символизируют преемственность российской боевой доблести и героических поколений русского воинства? Аргументируйте свой ответ.


 Дополнительная информация: