golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 28 Май 2020 00:00

Русский Моисей

Николай Киселев – командир Красной армии, бежавший из плена и оказавшийся в 1941 году на оккупированной территории. Н. Киселев вывел за линию фронта 218 жителей еврейского местечка Долгиново, тем самым спас жизнь этим людям. Спасённые до сих пор вспоминают своего героя и сравнивают его с Моисеем.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

    Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Русский Моисей»
для обучающихся 10–11-х классов
 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям и людям, чьи имена вписаны в мировую и Отечественную историю.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о героях Второй мировой и Великой Отечественной войны, внесших большой вклад в приближение Победы;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1

Задание 1.

Справка
Моисей – библейский пророк и законодатель, один из основоположников иудаизма, возглавил Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ.

Холокост – это политика нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев Европы в 1933–1945 гг., т. е. с момента прихода к власти Гитлера и до поражения гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

Посмотрите фильм «Спасти от Освенцима. Подвиг политрука Киселева» и выполните задание.

  1. О чём и о ком пойдет речь на классном часе?
  2. Сформулируйте тему классного часа.
  3. Обозначьте цель и задачи нашего занятия.
  4. Составьте возможные вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить в ходе этого занятия.
  5. Объясните, в чём заключается трагедия Холокоста?

Аргументируйте свой ответ.

* Дополнительно
Посмотрите фильм «Список Киселева». Как вы думаете, почему режиссёр Юрий Малюгин обратился к этой теме?


Слайд2

Задание 2.

Изучите историческую справку и документ, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

Справка
Яд Вашем
– мемориальный комплекс истории Холокоста в Израиле.

Гетто – части крупных городов, отведённые для добровольного или принудительного проживания меньшинств.
Юденрат – административный орган еврейского самоуправления, который по инициативе германских оккупационных властей в принудительном порядке учреждался в каждом гетто для обеспечения исполнения нацистских приказов, касавшихся евреев в годы Второй Мировой войны.

  1. Что общего в этих документальных свидетельствах?
  2. С какой целью создавались гетто на оккупированной врагом территории?

Слайд3

Задание 3.

Изучите материалы Мемориального комплекса истории Холокоста Яд Вашем. Рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

Справка
Николай Киселев
родился 6 декабря 1913 года в селе Богородском (недалеко от Уфы). В роковом 1941 году окончил Институт внешней торговли и… через несколько дней после нападения нацистов на нашу Родину ушёл добровольцем на фронт. Был в окружении под Вязьмой, попал в плен, бежал. Стал членом подпольного сопротивления в деревне Илья.

  1. Найдите фрагмент текста, объясняющий почему командование партизанского отряда приняло решение о переводе женщин, стариков и детей за линию фронта? Почему это решение было единственно правильным в данной ситуации?
  2. Изучив текст и изображение на картине, объясните, в чём заключается драматизм этого перехода? Какой замысел вложил М. Савицкий в свое произведение?
  3. Какими чертами характера обладал офицер Николай Киселев?

Слайд4

Задание 4.

Прочитайте и проанализируйте воспоминания участников похода, выполните задания.

1. Что объединяет данные высказывания?
2. Каким было отношение участников перехода друг к другу, к командиру, к самому маршу спасения?
3. Прочитайте отрывок стихотворения автора О. Киевской и подумайте, о чем могла бы рассказать потомкам Берта Кремер?
Справка
В 2017 году Берта Кремер проживала в Нью-Йорке. У нее две дочери и пять внуков.
      4. Изучите документ и объясните, что стало главной наградой для Н.Я. Киселева. Прокомментируйте свой ответ.


Слайд5

Задание 5.

Изучите карты и выполните задания.

Справка
Голодные и босые они шли к Суражским воротам. Теряя близких. Кого-то убивали во время столкновений с немцами, а кого-то оставляли в лесу добровольно, т. к. из-за ран некоторые не могли продолжать движение.

Справка
Суражские (Витебские) ворота – коридор шириной до 40 км в линии фронта.

  1. Обозначьте на карте ориентировочный маршрут группы Николая Киселева и Суражские (Витебские) ворота.
  2. Используя топографическую карту и построенный вами маршрут группы, объясните, в чём заключались сложности и преимущества данного перехода.
  3. Обозначьте риски данной военной операции. Насколько велики были шансы на удачный переход у группы Николая Киселева? Прокомментируйте свой ответ.

Слайд6

Задание 6.

Справка
«Спустя три месяца, 25 ноября 1942 года, группа Киселева попала в зону, контролируемую советскими партизанами, вплотную прилегающую к фронту в районе города Великие Луки».

В рабочем листе изучите документ и выполните задание.

Оцените итоги перехода отряда Николая Киселева.


Слайд7

Задание 7.

Прочитайте текст, рассмотрите фото в рабочем листе и выполните задание.

1. Как сложилась жизнь Николая Киселева после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.?
2. Как вы считаете, почему после войны участники похода поддерживали добрые отношения?

 


Слайд8

Задание 8.

Рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

Справка
28 сентября 2005 года Яд Вашем удостоил Николая Киселева почётного звания «Праведник народов мира».

Праведник – человек, который во всем руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.
Имя Киселева сегодня выбито из камня на Аллее праведников в Иерусалиме.

  1. В чём, по вашему мнению, проявилось мужество и героизм Н. Киселева?
  2. Объясните выражение «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
  3. Поясните, почему офицера Красной армии назвали «Русским Моисеем».
  4. * Объясните, почему Беларусь входит в число стран с наибольшим количеством праведников (по данным Мемориального комплекса Яд Вашем).

Прокомментируйте свой ответ.